Русская линия
Труд С. Ищенко24.10.2003 

Нашла коса на дамбу
Смогут ли Москва и Киев цивилизованно пройти Керченский пролив?

Вчера позиции России и Украины продолжали сближаться. Это печально и опасно, поскольку речь не о переговорном процессе по проблеме принадлежности острова Коса Тузла (о ситуации вокруг которого «Труд» с тревогой не раз писал в последние дни), не о межгосударственном разграничении в Керченском проливе и Азовском море, а о позициях, больше похожих на боевые.

Во всяком случае, с украинского берега за строительством дамбы, которую краснодарские строители продолжают «тянуть» к острову, давно наблюдают через амбразуры спешно возведенных полевых укреплений. Вчера к тамошним наблюдателям присоединился и президент Украины Леонид Кучма.

Глава соседней братской республики из-за разразившегося вокруг крохотного островка в Керченском проливе острого политического кризиса в российско-украинских отношениях спешно прервал свой визит по странам Латинской Америки и вчера на Косе Тузла лично проинспектировал своих окопавшихся пограничников. Премьер-министр Украины Виктор Янукович также отложил свои визиты в Эстонию и Латвию и экстренно засобирался в Москву на переговоры со своим российским коллегой Михаилом Касьяновым. Настоящий ураган страстей бушует в среде киевской политической элиты. Отдельные не в меру разогревшиеся страстями депутаты Верховной рады даже публично сетуют на излишнюю, мол, поспешность, с которой их республика освободилась от ядерного оружия. И призывают даже напрячь доведенную до ручки экономику, чтобы самим построить такую бомбу для защиты от «территориальных претензий» Москвы.

Картина, которая открылась Кучме с юго-восточной оконечности островка, тоже могла настроить на мысли о предстоящей тотальной мобилизации. О расстоянии от Косы Тузла до возводимой дамбы, на ближайшей к острову оконечности которой развеваются два российских флага, ему докладывают, как о сближении перед стыковкой космических кораблей: «Осталось 300 метров… Осталось 200 метров…» Вокруг — «в готовности к бою» шесть украинских пограничных катеров и боевой корабль ВМС этой страны. В воздухе — вертолеты. На все сужающейся полоске воды, которая отделяет Косу Тузла от строящейся дамбы, — два установленных на якоря и накрепко сваренных между собой понтона. Те, кто придумал так обозначить линию, которую Киев в одностороннем порядке объявил своей государственной границей по Керченскому проливу, надеются, наверное, что когда российские «КамАЗы» с камнями доберутся и до «госимущества незалежной», это и станет сигналом, что ситуация подошла к самому краю и пальцы пора класть на курки…

А если учесть, что одновременно в Крыму начались крупные учения ВВС Украины, в которых 17 экипажей истребителей Су-27 и МиГ-29 отрабатывают ракетные удары по наземным целям… Что, по рассказам крымчан, к Керченскому порту подтягиваются колонны грузовиков с солдатами… Что Кучму в поездке на остров сопровождал начальник его генштаба… Картина невероятная, но действительно, выходит, угрожающая — прежде всего тем, что способна, не исключается, выйти из-под контроля политиков, которые все это затеяли.

О крайнем напряжении нервов у военных свидетельствует опасный инцидент, случившийся в Керченском проливе в минувшую среду. «Для уточнения местоположения буя N 19, установленного украинскими пограничными катерами» был направлен российский буксир «Труженик» (порт приписки «Кавказ»). По версии экипажа буксира, он был остановлен двумя сторожевыми катерами под украинскими флагами, которые с ходу дважды ударили его в корпус, нанеся незначительные повреждения. В Киеве официальной считается другая версия — это «Труженик» пошел на таран украинского катера, который пытался остановить его для досмотра. Зачем нужен был досмотр? Оказывается, буксир с непонятными намерениями пересек государственную границу Украины, с него велась фото- и видеосъемка (надо полагать, страшно секретных фортификаций на Косе Тузла).

Главный вопрос: помилуй Бог, какую границу пересек неказистый «Труженик»? Нет ведь в проливе никакой согласованной линии государственной границы. В этом, если подходить «по форме», основная суть происходящих в Керченском проливе событий. И можно допустить, что не в одном лишь улучшении экологического состояния таманских берегов истинное назначение этой самой дамбы. Около 100 единиц самосвалов, бульдозеров и грейдеров работают не только днем, но и ночью. И, как утверждают строители, в темноте им очень даже помогают украинские прожектористы, круглосуточно освещающие дамбу и с острова, и с керченского берега…

И все «упаковывается» в определенную (гипотетическую) логику, если предположить, что дамба — это и способ заставить Киев изменить неизменную (целое десятилетие) позицию по разграничению злополучного пролива и Азовского моря.

Не заиграться бы только всем участникам коллизии. Вчерашним утром между Косой Тузла и дамбой оставалось всего 109 метров.

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

Верховная Рада Украины приняла постановление об устранении угрозы территориальной целостности страны, которая, по мнению депутатов, возникла в результате строительства Россией дамбы в Керченском проливе. Документ поручает на сессии Генеральной Ассамблеи ООН поднять вопрос о ситуации вокруг строительства дамбы. Постановление поручает председателю Верховной Рады обратиться к руководству Парламентской ассамблеи ОБСЕ с просьбой направить наблюдателей в район Керченского пролива. В случае дальнейшей эскалации напряженности председателю Верховной Рады Украины поручено обратиться к руководству парламентов стран мира.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика