Русская линия
Единое Отечество, Одесса Валентин Лебедев23.10.2003 

Вера и политика

Часто говорят, что вера и политика суть вещи несовместимые. Церковь в России отделена от государства и принципиально ставит себя вне политического процесса. Существует прямой запрет руководства Церкви на участие священников в выборах в качестве кандидатов, в предвыборной агитации, в деятельности политических организаций. Да и сама политика зачастую мыслится «грязным», «безнравственным» делом, участие в котором неизбежно связанно с необходимостью идти на сделки со своею совестью. Такое положение вещей устраивает многих. За время советской власти многие верующие привыкли, во избежание очевидных последствий, чураться любых политических вопросов, демонстрировать лояльность власти и ограничивать этим свое участие в жизни страны.
С другой стороны, религиозность сама по себе есть мощнейший фактор российской общественной жизни. Статистические данные говорят нам, что подавляющее большинство граждан нашей страны считают себя верующими; более 80% заявляют о своей принадлежности к Православию. Абсурдно было бы предполагать, что за порогом избирательного участка, служебного кабинета, редакции они оставляют свои убеждения. Образ действия человека, наши предпочтения, наш выбор зависят от наших убеждений напрямую. Очевидно, что существуют ценности, общие для большинства российских граждан, ценности, которые не оспаривает никто: крепкая семья, честный труд, чистая совесть, возможность жить по своей вере и по своим убеждениям. Эти ценности есть ценности общепринятые, ценности традиционные. Своей основой они имеют либо веру, либо традицию, основанную на той же вере, на тех же заповедях: не убий, не укради- Очевидно также, что эти ценности, эти принципы нуждаются не только в защите, но и в реальной возможности своего осуществления; в противном случае любая декларация приверженности им была бы бессмысленна.
Имеют ли граждане России право использовать законодательные механизмы для защиты того, что им дорого, для защиты своих ценностей, своих убеждений? Вопрос, казалось бы, риторический. Однако многим хотелось бы, чтобы граждане вмешивались бы в политику как можно меньше, а особенно, со своею верой и со своими идеалами и ценностями. Открыто декларируется следующая точка зрения: если вера вне политики — она должна быть и вне общества; если человек исповедует свою веру, имеет религиозно обоснованные убеждения — он не имеет право на общественно значимое действие. Говорить так — значит утверждать, что политика обязана быть вне общепринятых ценностей, а значит — вне нравственности.
Большинство граждан России считают, однако, иначе. Разумеется, видеть вовлеченными в политику, в борьбу за власть традиционные религиозные институты, и в первую очередь -Русскую Православную Церковь, не хочет никто. Никому не нужна и не может быть нужна Церковь, вовлеченная в политическую борьбу, защищающая интересы какой-то одной, отдельной партии. Но верующие граждане России имеют право отстаивать собственные ценности, бороться за них, требовать от власти уважения к вере большинства. Пренебрежение гражданскими правами верующих, отказ им в таких правах недопустим. Очевидно, что реальная правозащитная деятельность в этой сфере может и должна вестись внецерковными организациями верующих.
Такие организации существуют. Если говорить о российском религиозном большинстве, о православных, то в первую очередь это Союз Православных граждан, общественная организация, которая уже много лет защищает права и интересы православных верующих как в нашей стране, так и на всем постсоветском пространстве. Практика показывает, что большинство случаев ограничения прав граждан по признаку их религиозной принадлежности связано либо с неверным истолкованием существующего законодательства там, где оно касается религии, либо (например, в Поволжье) с проявлениями религиозного экстремизма и национализма, либо же, особенно в постсоветских республиках, со стремлением власти вмешаться в дела Церкви и верующих. Более того, на сегодняшний день сформирована вполне законченная идеология, объясняющая власти и обществу необходимость вмешательства в дела веры извне.
Действительно, есть ли вера и верность своим религиозным убеждениям, стремление жить по своей вере неотъемлемое право российских граждан, или же их «религиозность» — не более, чем опасная и непредсказуемая тенденция, подлежащая государственному контролю? Разрешая этот вопрос, мы не можем отговориться возможностью «разных точек зрения»; там, где речь идет о соотношении прав государства и граждан неопределенность невозможна и не может быть терпимой. Необходимо понимать, что сторонники государственного контроля в религиозной сфере (а таковые, к сожалению, имеются в избытке) фактически призывают государство осуществлять контроль не просто над «религиозными институтами», но именно над реализацией гражданами своих гражданских прав. Говоря проще, вопрос состоит в том, для кого и для чего существует наше государство — для нас, для большинства россиян, или же для соответствия каким-то абстрактным принципам и для удовлетворения чьих-то политических амбиций?
Об «абстрактных принципах» мы вспомнили не случайно. Простой пример: на государственном телеканале, за государственный, то есть, фактически, за наш с вами счет, демонстрируется передача, включающая прямую пропаганду так называемой однополой любви. Не секрет, что подавляющее большинство российских граждан и нормальных людей вообще относится к этой самой «любви» мягко говоря, определенно. Но — говорят нам — «эта точка зрения тоже имеет право быть высказанной». Другой пример: в России сейчас большое количество наркоманов. Представим себе, что одна из политических партий выступит за легальную продажу наркотиков — определенное число голосов ей обеспечено. Если мы позволим себе признавать любую «свободу» кого угодно и на что угодно — никогда не сможет наша страна быть действительно свободной, свободной от лжи, от грязи, от пропаганды вседозволенности. Реальная свобода — это свобода разумного большинства.
Говорят о гражданском обществе. Проводились, помнится, специальные казенные мероприятия для того, чтобы догадаться, наконец, как же его, это самое общество, создать. Между тем, реальная защита гражданских прав происходит не на официальных форумах, не на кощунственных «правозащитных» выставках, не в кабинетах администрации. Перед верующими России стоят реальные задачи: обеспечить своей Церкви свободу от посягательств извне; обеспечить детям право получать знания об основах нашей же культуры открыто, а не исподтишка, на полулегальных основаниях; защитить доброе имя своей Церкви от нападок, многие из которых прямо подпадают под 282 статью действующего Уголовного кодекса — «возбуждение расовой, национальной и религиозной розни». Реальная правозащитная деятельность в области соблюдения религиозных свобод ведется православными общественными организациями, в первую очередь — Союзом Православных граждан.
Для нас, для верующих уклоняться от решения общественно значимых задач, уходить от участия в деятельности по защите наших, и не только наших гражданских прав — значило бы поставить себя вне общества, вне страны, вне России. Наш патриотизм должен быть действенным. Мы не имеем права брезгливо отвернуться от проблем и бед нашей страны. Церковь — вне государства, выше его, но не могут быть вне государства верующие люди; независимо от своих политических предпочтений каждый из нас не может не действовать на благо своей страны и Церкви. Именно активное присутствие в политике людей, для которых вера — не пустое слово, не возможность привлечь дополнительные голоса, но нравственная основа жизни, и может обеспечить реальное привнесение в политику нравственных ценностей. Более того, без реального участия гражданских организаций верующих российская политика не может в полной мере отражать интересы россиян. Пример европейских государств показывает нам, что партии, чья идеология в значительной мере построена на традиционных, религиозных ценностях могут играть огромную позитивную роль в жизни страны. Уверен, что и на предстоящих нам выборах поддержку верующих должны получить те политические силы, которые открыто выступают в защиту традиционных духовных ценностей. Сейчас в первую очередь это Народная партия.
Нам необходимо понять, что именно сейчас решается вопрос, принципиально важный для будущего нашей страны — будет ли власть осуществляться снизу, смогут ли граждане контролировать государство, или же оно превратится в самодостаточный институт, по собственному усмотрению регулирующий все сферы общественной жизни. Необходимо понять, что вера — действительно мощнейший фактор для России, и именно поэтому всегда найдутся желающие контролировать Церковь, контролировать веру, предписывать нам, кому и во что нам верить. Мы не имеем права на пассивность. Мы — православные миряне — не имеем права на самоустранение от жизни страны. Для того, чтобы жить по вере, действовать по вере, не нужно никаких «указаний сверху»; Церковь благословляет и поддерживает свободную деятельность мирян, направленную на благо нашей Родины. Нам не нужна борьба за власть, за привилегии, за какой-то особенный личный статус. Наше действие — это действие для России и во имя России. Россия не может и не должна жить только по указаниям сверху — без реального действия граждан, без их активности, без их поддержки никакая власть не сможет поднять страну. Именно поэтому нам так близка позиция Народной партии Российской федерации, близко ее понимание демократии не как либеральной системы отвлеченных ценностей, но как реального народовластия, практического выражения воли большинства. Для нас сотрудничество с Народной партией — это сотрудничество с теми политическими силами, которые способны обеспечить подлинное народовластие, защитить интересы большинства, а значит — и наши интересы, наши ценности, наши традиции, наши права. Мы не можем допустить контроля над нашей верой и нашими убеждениями. Мы — граждане России — не имеем права на бесправие. Мы обязаны сделать все, чтобы власть была действительно народной.
Аналитическая служба «Единого Отечества» / СПГ

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика