Газета.GZT.Ru | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл | 22.10.2003 |
'Сила веры проявляется не в противодействии тем или иным политическим деятелям'
— Некоторые ваши учителя, митрополиты прошлого поколения, считали, что между христианством и коммунизмом много общего. Теперь политическая линия иная, Церковь проклинает коммунизм. В чем же тогда заключается сила веры?
— На поверхностный взгляд, между коммунистической моралью в том виде, в котором она существовала у нас в 70-е годы минувшего века, и христианской моралью немало общего. Пресловутый Кодекс строителя коммунизма местами едва ли не буквально цитирует нравственные максимы христианства. Однако главное и принципиальное отличие состоит в том, что коммунистическая мораль совершенно лишена религиозных оснований, что, кстати, никогда не оспаривалось приснопамятными митрополитами, о которых вы говорите. У коммунистической морали не было онтологической мотивации, и в этом одна из причин ее внутреннего бессилия и краха. Центр христианского мировоззрения — Христос, именно Он дает силы следовать Его заповедям; именно Он сохраняет свою Церковь, «и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Сила веры проявляется в готовности к жизни по заповедям Господним, а не в противодействии тем или иным политическим деятелям или доктринам. От Церкви иногда ожидают громких политических заявлений, не понимая, что ее предназначение состоит в том, чтобы объединять людей на их пути к Христу, а не быть субъектом политических процессов.
Сила веры проявляется в том, что все больше людей приходит сегодня в Церковь. Вступая на путь следования евангельским идеалам, люди из самых разных слоев общества понемногу изменяют к лучшему нравственную атмосферу в семье и обществе, наполняют ее христианским содержанием. Это — «победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4.)
'Движение государства и Церкви навстречу друг другу'
— Ваше Высокопреосвященство, кто инициатор качественных перемен в отношениях власти и Церкви, произошедших в этом году? Церковь давно просила допустить ее в общество — ее не слышали, и вдруг министерства одно за другим начали заключать договоры с ней. Священники в школах, больницах, воинских частях — уже на законных началах?
— Действительно, в отношениях Церкви и государства происходят изменения к лучшему. Эти изменения во многом являются плодом интенсивного диалога между Церковью и государством. Мы особенно дорожим возможностью этого диалога, потому что еще полтора десятилетия назад свободное, открытое обсуждение проблем церковно-государственных и церковно-общественных отношений было немыслимо.
Впрочем, было бы преувеличением сказать, что в наших взаимоотношениях все проблемы решены: не в полном объеме осуществляется право граждан на религиозное образование, требуют развития церковные просветительские, социальные, культурные программы. Сложным остается экономическое положение Церкви, однако общество и государство сегодня приходят к пониманию того, что решение вопросов, стоящих перед страной, невозможно без здорового нравственного климата и что Церковь обладает потенциалом содействовать изменению этого климата к лучшему. Поэтому правильнее говорить не об инициаторе происходящих перемен, а о движении государства и Церкви навстречу друг другу.
— Существуют ли сегодня церковные приюты для беспризорников, богадельни, столовые для бездомных? Сколько в России воскресных школ? Зовут ли монастыри бомжей потрудиться за еду? Если да, то насколько велика эта «трудовая армия»?
— Благотворительность на протяжении столетий была важнейшей составляющей миссии Церкви. Нашей задачей является не только решение наболевших социальных проблем, но и возрождение в обществе христианского духа милосердия, сострадания и взаимопомощи.
В послереволюционное время в нашей стране церковная благотворительность, как и вообще частная благотворительность, была запрещена. Сегодня многое приходится воссоздавать буквально с нуля. Основная работа в этом направлении ведется епархиями, монастырями, приходами нашей Церкви, братствами и сестричествами, церковными благотворительными организациями и службами милосердия. Открываются детские приюты и богадельни, бесплатные столовые и ночлежные дома. Создаются патронажные службы, действуют специальные программы для больных СПИДом. Немало церковных благотворительных учреждений было создано за последние годы. Например, уже более года существует приют для мальчиков под окормлением Саввино-Сторожевского монастыря, открылся «Дом милосердия» в Минске, успешно действуют приюты в окрестностях Троице-Сергиевой лавры — приют для девочек при Хотьковском Покровском женском монастыре и приюты для мальчиков в поселке Топорково, в городе Вязьма. Создаются реабилитационные центры для алкоголиков и наркозависимых, для жертв псевдорелигиозных объединений. Кроме того, при большинстве храмов действуют воскресные школы для детей и взрослых, внося ощутимый вклад в духовное просвещение народа. Многие монастыри кормят бездомных и малообеспеченных людей, иногда предлагая им потрудиться на благо обители. Однако назвать этих трудников «трудовой армией» едва ли возможно, потому что они, как правило, не могут удовлетворить потребности монастыря в квалифицированных работниках.
'Нищие не должны мешать людям молиться'
— Иногда можно наблюдать, как благочестивые люди гонят нищих из храма. Как вы это прокомментируете? — Напомню вам слова Христа Спасителя: «дом Мой домом молитвы наречется» (Мф. 21:13). Несомненно, помощь неимущим — весьма важный аспект деятельности церковной общины, но нищие не должны препятствовать благоговейному совершению богослужения в храме, не должны мешать людям молиться. Поэтому для сбора милостыни традиционно отводится место вне храма.
'Невольник — не богомольник'
— Что делается сегодня для того, чтобы учесть негативный дореволюционный опыт Церкви? Как избежать массового нашествия невежественных преподавателей религии в школы, которые через поколение просто отвратят детей от Церкви?
— Многие неудачи и трудности церковной жизни в России предреволюционного времени были обусловлены тем, что Церковь являлась частью государственного механизма. Она не была свободна в решении своих внутренних проблем. Возможно, отрицательную роль сыграло и пренебрежение известной истиной, гласящей, что «невольник — не богомольник».
Однако не стоит видеть в церковной жизни до Октябрьской революции лишь негативные явления, хорошего было больше. Полистайте церковную периодику конца XIX — начала XX века, и вы убедитесь, что церковное сознание большинства верующих даже сегодня, после полутора десятков лет церковного возрождения, не достигло той высокой отметки, на которой оно находилось до катастрофы 1917 года. Церковь, находящаяся под государственной опекой, нередко сковывавшей ее силы, дала России и миру множество подвижников веры и благочестия, иерархов, ученых, проповедников, миссионеров. Уровень богословского образования и богословской науки был в то время весьма высоким. Именно в предреволюционное время Церковь взрастила миллионы православных христиан, которые сохранили в годы жесточайших гонений верность Христу и Его Церкви. Многих из них Церковь прославила в лике святых, новомучеников и исповедников. Сегодня мы обращаемся к ним за молитвенной поддержкой и помощью.
Что касается упомянутой вами опасности некомпетентного преподавания религии в школе, то она вполне осознается нами. Именно поэтому мы приветствуем введение государственного образовательного стандарта по специальности «Теология». Выпускники высших учебных заведений, окончившие их по указанной специальности, смогут преподавать религиозно-культурологические предметы в школе. Помимо осуществления права граждан на получение образования, лишенного скептического отношения к вопросам веры, это позволит вести преподавание на современном профессиональном уровне, препятствовать распространению под видом Православия заблуждений, не имеющих к нему отношения.
— Как помочь не впасть в новое язычество неофитам, поклоняющимся мощам и иконам и ничего не знающим о Христе? Как защитить народ от обилия «духоносных старцев», советующих есть землю с могил святых? — Напомню, что 28 декабря 1998 года Священный Синод принял весьма важное Определение, давшее оценку некоторым искажениям церковной традиции, так называемому «младостарчеству». Решение этой проблемы заключается в серьезной просветительской и образовательной работе, которую уже сегодня проводят десятки духовных учебных заведений, издательств и просветительских центров. Результатом этой работы должно стать расширение круга священников, не просто совершающих богослужение на приходах, а способных на высоком духовном, нравственном и интеллектуальном уровне выполнять миссию, возлагаемую на них Церковью, — «для всех сделаться всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22).
'Злая воля должна быть остановлена. Иногда это требует применения силы'
— Католики во всем мире встали во главе антивоенного движения, в том числе в странах, которые поддержали военную операцию США и Великобритании против Ирака. В России Церковь против войны в Ираке, но — за войну в Чечне? Получается, что Церковь опасается идти против большинства даже тогда, когда это касается ее основных заповедей — «не убий», «не лжесвидетельствуй»?
— Вызывают недоумение упреки в конформизме в адрес Церкви, которая пережила исключительные по размаху и жестокости преследования, обусловленные ее особой позицией, отличающейся от официальной идеологии. Что же касается нашего отношения к военной операции против Ирака и военным действиям в Чечне, то священноначалие нашей Церкви неоднократно высказывалось по этим вопросам, равно как и по проблемам войны и мира вообще. Церковь всегда признавала войну злом, проявлением гнездящейся в человеческих сердцах братоубийственной ненависти. Однако Церковь не запрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите Отечества, свободы и безопасности ближних. В таких случаях война считается крайне нежелательным, но вынужденным средством. Мы не имеем права забывать о взрывах в Москве, Буйнакске и Волгодонске, об изгнании десятков тысяч русских из охваченной криминальной вакханалией Чечни, об убийствах и похищениях людей, о вторжении вооруженных до зубов террористов в Дагестан, о захвате сотен заложников в центре Москвы осенью минувшего года… Мы убеждены: злая воля должна быть остановлена. Иногда это требует применения силы, и мы с горечью признаем эту печальную необходимость.
В отношении военной операции США и Великобритании в Ираке вынужден еще раз пояснить: Церковь выразила свое несогласие с ней исходя из того, что начало военных действий было попранием норм международного права, утверждением нового мирового порядка, основанного на «праве сильного». Подозрения руководства ряда стран в том, что Ирак обладает оружием массового поражения, не получили подтверждения, хотя прошло уже несколько месяцев после окончания боевых действий. Складывается впечатление, что угроза, о которой так много говорилось накануне бомбардировок Ирака, оказалась надуманной. Правительства стран — участников антииракской коалиции не смогли убедить мир в ином. Особенно трудно убедить в этом жителей Ирака, страдающих сегодня от отсутствия медицинской помощи, пищи и воды. И совсем невозможно убедить в этом семьи иракцев, которые погибли от разрывов бомб и снарядов.
— Сталин дал Патриархии резиденцию, правительственные больницы и машины. Не пора ли от этого отказаться?
— Давайте обратимся к истории вопроса. Великая Отечественная война, начавшаяся ранним воскресным утром 22 июня 1941 года — в день, когда Церковь празднует память всех святых, в земле Российской просиявших, — изменила настроения в нашей стране. Многими начало войны было воспринято как наказание Божие за преследование Церкви в предвоенные годы. Стало очевидно, что большевистская идеология не может быть основанием для всенародного сопротивления врагу, что требуется какая-то гораздо более глубокая основа для объединения народных сил. Такой основой в течение многих столетий была Православная Церковь. Полномасштабные гонения были прекращены, был созван Поместный Собор для избрания Патриарха, по всей стране начали открываться храмы и монастыри, впоследствии возобновилась и деятельность духовных учебных заведений. В какой-то мере это было признанием исторической роли Церкви в защите Отечества от врагов. Именно тогда Патриархии было передано здание в Чистом переулке, о котором вы говорите. Резиденция оказалась совершенно необходимой для нормальной работы. Однако все это — храмы, монастыри, резиденция в Чистом переулке — не идет ни в какое сравнение с тем, что у Церкви за годы гонений было отнято. Что касается машин, они давно превратились в музейные раритеты.
— Какие доходы для Церкви и ее служителей приемлемы, кроме церковной кружки? Допустимо ли сдавать церковные здания в аренду или подаренду?
— До революции Церковь имела недвижимость, сдавала ее в аренду, получала доход. Во многих странах именно доходы от аренды церковной собственности позволяют религиозным организациям успешно заниматься благотворительностью, наукой и образованием. Зачастую это единственная возможность для Церкви привлечь средства для реализации множества социальных программ, в которых так заинтересованы государство и общество.
'Я имел возможность изложить лично главе Римско-католической церкви нашу позицию'
— Вы лично встречались с Папой Иоанном Павлом II? — Исполняя свое послушание председателя Отдела внешних церковных связей, мне приходилось встречаться с Папой
Римским Иоанном Павлом II. На этих встречах я имел возможность изложить лично главе Римско-католической церкви нашу позицию по ключевым вопросам отношений между двумя Церквами. Однако личных контактов и официальных переговоров оказывается недостаточно для того, чтобы ситуация сколько-нибудь заметным образом изменилась к лучшему.
— Почему Папа, на ваш взгляд, так стремится попасть в Россию? Хочет ли Папа столь же настойчиво попасть в Китай? — Наверное, это можно объяснить тем выдающимся местом, которая наша страна занимает в мировом сообществе, ибо внутрицерковными проблемами российских католиков это объяснить трудно: они представляют в России весьма незначительное меньшинство. Мне сложно сказать, есть ли у Иоанна Павла II стремление посетить Китай. Но, насколько мне известно, сама возможность подобного визита весьма неопределенна в связи со сложностями в отношениях Ватикана с этой страной.
— Какие препятствия существуют для визита Папы Римского? Можно ли реально урегулировать то, что мешает визиту?
— Нами уже неоднократно повторялось, что основными препятствиями для визита Папы Римского в Россию являются проблемы, существующие в отношениях между Русской Православной и Римско-католической Церквами, а именно: политика католического прозелитизма в России, заключающаяся в непрекращающихся усилиях миссионерских орденов обратить россиян в католицизм, и те притеснения, которые испытывают наши православные верующие в трех областях Западной Украины — Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской — со стороны греко-католиков. Мы верим, что это вполне решаемые проблемы, иначе не имело бы никакого смысла в течение многих лет обсуждать их на официальных переговорах. Однако здесь требуется добрая воля католической стороны. Ни о каком «принуждении» здесь речи не идет. Все должно происходить на взаимоприемлемой, конструктивной основе.
'Не думаю, что православная литургия в чем-либо уступает католической мессе'
— Почему ни разу РПЦ не назвала действительно существенную причину: католики имеют прекрасно разработанную программу «русского католицизма» — с православной литургией на русском языке? Разницы никакой — зато все понятно, коротко, разве что не Патриарха поминают, Папу. Вы говорите об этой программе со Святым Престолом, когда речь идет о прозелитизме? Может быть, проще для наших людей на русский язык службу перевести?
— Следует сразу отметить, что католицизм представлен в России почти исключительно латинским обрядом. Общины византийского обряда в нашей стране крайне малочисленны, их буквально единицы. Поэтому в данном случае более уместно говорить о латинской мессе, которая была переведена на русский язык. Она существенным образом отличается от православного богослужения. И я не думаю, что православная литургия в чем-либо уступает католической мессе.
Красота и проникновенность богослужения нашей Церкви давно снискали признание во всем мире. Богослужебный язык Русской Православной и Римско-католической Церквей не может являться предметом двусторонних переговоров, ибо этот вопрос каждая из конфессий должна решать для себя сама, вне зависимости от деталей диалога. В этом важном и тонком вопросе должно прежде всего учитываться мнение своих верующих.
— Католические и протестантские фонды помогают не своим единоверцам в России, а РПЦ. А православные о них в учебниках пишут — «еретики», мол?
— Это не совсем так. Нельзя сказать, что католики и протестанты не помогают своим единоверцам в России. Что же касается объема гуманитарной помощи, оказываемой Русской Православной Церкви отдельными католическими благотворительными фондами, то не стоит его преувеличивать. Это всегда инициатива буквально двух-трех организаций, а не целенаправленная политика Ватикана. Нам помогают ликвидировать тяжелые последствия долгих лет гонений, и мы верим, что делается это абсолютно бескорыстно, так сказать, «по зову сердца». Речь не может идти ни о каком торге, о догматических или канонических уступках в обмен на гуманитарную помощь.
'Наша Церковь не испытывает комплексов перед иными конфессиями'
— Если православных, как вы не раз утверждали, в России 80%, то чем же страшны католики с протестантами? — То, что православные составляют подавляющее большинство верующих России, является неоспоримым фактом. Но дело не в этом. Я не вижу причин, по которым мы должны кого-то бояться. Наша Церковь, обладающая древнейшей апостольской традицией, бесценным сокровищем Православной веры, не испытывает комплексов перед иными конфессиями. Если возникают сложности, то, как правило, оттого, что люди, именующие нас своими братьями, на деле ведут себя отнюдь не по-братски. Думаю, что им пора перестать рассматривать Россию как стратегическое пространство для своей миссии, а российский народ — как свою потенциальную паству.
— Почему Украинская Православная Церковь не имеет статуса автокефалии, не самостоятельна? — Украинская Православная Церковь, возглавляемая Блаженнейшим Митрополитом Киевским Владимиром, обладает правами самостоятельности в управлении. В настоящее время по вопросу о будущем статусе этой Церкви существуют разные мнения, высказываются полярные точки зрения. Многие на Украине считают, что автокефалия может привести к возникновению серьезного раскола и ослабить позицию Православия.
'Кто имеет право даровать автокефалию'
— В чем сложности взаимоотношений Русской Православной Церкви с Патриархом Константинопольским Варфоломеем? — У Русской Православной Церкви и раньше были расхождения во взглядах с Константинопольским Патриархатом по некоторым вопросам: например, по проблеме православной диаспоры, по вопросу о том, кто имеет право даровать автокефалию или автономию, какова роль в православном мире Константинопольского Патриарха и т. д. Однако это не мешало развивать отношения с Константинополем. Ситуация весьма осложнилась с возникновением эстонской церковной проблемы, когда в 1996 году Константинополь принял решение создать свою церковную структуру в Эстонии, где издревле существовала юрисдикция Русской Православной Церкви. В последнее время позиции двух Патриархатов по этому вопросу начали сближаться, однако это пока не привело к окончательному и справедливому решению эстонской церковной проблемы.
'За тысячу лет накопилось огромное количество нерешенных вопросов'
— Когда возможно ждать нового Вселенского православного собора? Патриарх Антиохийский и всего Востока Игнатий указывал на 2004 год. Состоится ли этот Собор? Для чего он нужен после тысячелетнего перерыва?
— Вы правильно отметили, что Всеправославные Соборы не созывались уже более тысячи лет. Естественно, что за такое время накопилось огромное количество нерешенных вопросов. Что же касается сроков проведения такого Собора, то они напрямую зависят от предварительного решения целого ряда проблем, в том числе и таких, как положение Православной Церкви в Эстонии.
СПРАВКА
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (в миру — Владимир Михайлович Гундяев) родился в семье священника в Ленинграде в 1946 году. Закончил семинарию и академию с отличием. В 22 года стал монахом, в 29 лет — самым молодым епископом РПЦ. В 70-х годах был секретарем у самого деятельного митрополита советского времени Никодима (Ротова) — либерала и идеолога церковного строительства. С 1984 года возглавляет Смоленскую кафедру, с 1989 года — председатель ОВЦС и постоянный член Синода. В сан митрополита возведен в 1991 году. С 1995 года входит в Совет по взаимодействию с религиозными организациями при Президенте РФ. С именем митрополита Кирилла его светские критики упорно связывают так называемый «табачный скандал», когда власть решила сделать Церкви подарок в виде квот на сигареты и алкоголь.
Беседовала Надежда Кеворкова