Известия | Наталья Гранина | 20.10.2003 |
Ученые Института общей генетики им. Вавилова провели исследование на тему «Влияние этноконфессиональных факторов на динамику генофонда Москвы». Говоря проще, проанализировали структуру браков, заключенных в столичных загсах. Около 22% из них — межнациональные. Каждая пятая пара — православно-мусульманская.
Если в 50-е годы больше всего преобладали русско-украинско-белорусские браки, то теперь все более популярны союзы с армянами, грузинами и азербайджанцами.
— Русские москвички инстинктивно ищут мужчин, способных обеспечить потомство, — поясняет кандидат биологических наук Ольга Курбатова. — А многие мигранты из Закавказья и с Северного Кавказа занимают в столице благодатные экономические ниши. Причем большинство детей от смешанных браков выбирали русскую национальность. Генный поток по линии отцов приводит к тому, что через десять поколений генофонд русских Москвы на 70% будет состоять из «чужих» генов. Будет меняться и антропологический вид населения Московского региона.
— Это хорошо или плохо?
— Трудно судить, явление аутбридинга, или «плавильного котла», еще как следует не изучено. С демографической точки зрения — хорошо. Такой процесс замедлит падение численности русского населения. Среди генетиков существует мнение, что «плавильный котел» ведет к обогащению наследственности, вредные гены скрываются. Американцы провели исследование на Гавайях, где идет смешение европеоидной, монголоидной и негроидной рас. Отрицательных последствий не обнаружено. О генетическом букете человека прежде всего нужно знать медикам. У представителей разных этносов существуют свои специфические наследственные болезни. И они могут передавать их своим детям. Но, вообще говоря, нет генофондов «хороших» и «плохих». Просто мы все разные — и люди, и народы, а в «плавильном котле» все гены перемешиваются.
До революции в Москве насчитывалось не больше 5% смешанных супружеских пар. Главным препятствием служили религиозные убеждения. Хотя уже в то время состав столицы был очень пестрым, браки заключались по национальному, сословному, территориальному принципам. В городе существовали отдельные слободы и участки с преобладанием армянского, грузинского, татарского населения, выходцев из стран Западной Европы: Немецкая слобода, Мещанская слобода (там в основном жили белорусы и литовцы). Сейчас же этническая топография выражена слабее. О былом своеобразии напоминают лишь названия улиц и переулков — Большая Грузинская, Татарская, Хохловка. Даже сегодня при выборе спутника жизни большинство горожан отдают предпочтение ровесникам и представителям своей социальной группы. То, к какой конфессии принадлежит избранник, уже не играет существенной роли. Самые активные по части межнациональных браков — русские женщины. А вот представители малочисленных московских диаспор (чеченцы, дагестанцы) пока женятся на своих. Это свидетельствует об их социально-культурной замкнутости, изолированности и помогает избежать растворения в мегаполисе. Среди внутриэтнических браков примерно четверть заключена между земляками — уроженцами одной области.
Как утверждают генетики, современные процессы могут вызвать переворот в этническом и конфессиональном составе Москвы. Если в 1994 году соотношение последователей христианской и мусульманской религий оценивалось как 37:1, то, по прогнозам, в 2025 году — уже как 5:1. Численность русских в Москве падает во многом и из-за низкой рождаемости. Представители мусульманских конфессий по части воспроизводства гораздо более активны. В чеченских, дагестанских, азербайджанских семьях принято иметь много детей. К тому же столичные мигранты находятся в самом репродуктивном возрасте — 29−30 лет. Показатели смертности у мусульман в 1,5 раза ниже, чем у православных.
Практически на грани вымирания оказались московские евреи — их смертность почти в 10 раз превышает рождаемость. Ученые связывают это не столько с малодетностью, сколько с массовой эмиграцией. Молодежь активно уезжает на Запад, в результате сегодня средний возраст московского еврея приблизился к 52−56 годам.
Вторая причина «национальной» революции — иммиграция. Среди прибывающих в Москву русские составляют всего 60−70%, армяне — 5%, грузины и азербайджанцы — по 1%. С одной стороны, приток приезжих трудоспособного возраста оказывает положительное влияние на экономику и демографию, с другой — не способствует сохранению высокого образовательного уровня москвичей. Среди иммигрантов всего лишь 20% имеют высшее образование.
Генетики сейчас производят инвентаризацию всех существующих в мире генофондов. Для вечного хранения создается банк данных ДНК. Но чтобы получить образцы генов «чистокровных русских», придется ехать в глубинные села. В Москве и других крупных городах их уже не осталось. Научные деятели полагают, что ничего страшного здесь нет. Эти процессы характерны для всего мира. Например, в Америке под словом «национальность» понимается гражданство. С недавних пор и в паспорте россиянина отсутствует соответствующая графа. Причем больше всего от этого страдают генетики.
— В настоящее время спрогнозировать генетико-демографические процессы очень трудно, — жалуется Ольга Курбатова. — Мониторинг по межнациональным бракам сделать практически невозможно. Если только посадить «переписчиков» в столичные загсы и лично опрашивать молодоженов. Да и то не факт, что все согласятся назвать свою национальность.
Прогноз динамики этнического состава Москвы
Национальность основная 1994 г. 2000 г. Прогноз на 2025 г.
конфессия
Русские православие 7 958 633 7 753 000 6 340 843
Украинцы православие 213 876 220 729 229 605
Белорусы православие 59 982 59 121 50 772
Мордва православие 27 826 27 838 25 437
Грузины православие 25 974 34 808 107 516
Чуваши православие 16 692 16 959 16 525
Молдаване православие 4 231 5 574 16 027
Марийцы православие 2 925 2 964 2 857
Удмурты православие 2 496 2 463 2 126
Карелы православие 1 014 891 475
Осетины прав./ислам 6 337 2 006 25 612
Армяне монофиситы 59 182 82 238 295 435
Немцы лютеранство 3 471 3 125 1 839
Латыши лютеранство 2 886 2 544 1 373
Литовцы католицизм 2 086 2 060 1 782
Эстонцы лютеранство 1 774 1 669 1 180
Евреи иудаизм 130 318 98 909 28 529
Татары ислам 171 229 172 030 159 991
Азербайджанцы ислам 22 542 33 311 154 628
Узбеки ислам 7 195 8 060 11 798
Казахи ислам 4 699 5 341 8 301
Башкиры ислам 4 602 5 232 8 147
Дагестанцы ислам 4 524 8 204 89 384
Таджики ислам 4 387 5 493 12 778
Киргизы ислам 3 139 3 332 3 896
Чеченцы ислам 2 944 8 503 643 686
Туркмены ислам 1 774 2 063 3 521
Кабардинцы ислам 1 677 1 996 3 479
Ингуши ислам 994 2 996 270 657
Буряты буддизм 1 794 2 455 8 273
Прочие 41 691 52 520 108 320
Источник: Институт генетики имени Вавилова