Русское обозрение | А. Кравченко, М. Горымов | 09.10.2003 |
Смысл всех споров вокруг казаков сводится к определению их места во Вселенной или поиск смысла их бытия в историософском масштабе. Логика этих споров сводится к двум главным вопросам — это происхождение казаков и исходя их этого второй, определение их исторической роли и места. Кроме того важнейший вопрос о будущем казачества остается, как правило, вне внимания разгоряченных спорщиков.
Действительно, вопрос о том, кто такие казаки, является очень сложным и в тоже время решить его пытаются простыми даже примитивными способами, что в свою очередь приводит к массе недоразумений и проблем. С одной стороны казаки обладают всей совокупностью характеристик, которые необходимы для определения сообщества людей как самостоятельной и самодостаточной нации. Безусловно, это является очевидностью, и очевидность эта бросилась прежде всего нашим врагам, но об этом ниже. С другой стороны, в историко-политическом плане, а также во многих культурных аспектах казачество неразрывно связано с Государством Российским, без которого само бытие казаков представить очень сложно. Это обстоятельство, а также чисто субъективные личностные ощущения не позволяют смириться с мыслью, что казаки на Русской Земле лишь случайные постояльцы, неведомо откуда пришедшие, неведомо куда идущие.
Чтобы разрешить это очень серьезное противоречие, необходимо обратиться к главным его источникам.
Первым является само определение понятия «нация», — именно в нем, как нам кажется, кроется основной путь разрешения всех противоречий, возникающих между различными этническими сообществами на землях бывшей Российской Империи. Второй источник решения проблемы «национального самоопределения казаков» лежит в более внимательном изучении казачьей культуры, в частности казачьих песен, которых как известно являются концентрированным отражением общественного сознания, или, как совершенно верно говорят, душой народа.
В сознании многих людей бытует определенное заблуждение о том, что существуют некие универсальные законы, по которым развивается человечество. Как правило, эти «законы» являются либо отражением неких закономерностей развития отдельных людских сообществ, либо плодом чисто умозрительных утверждений. Возьмем на себя смелость утверждать, что понятие нации является искусственным и поэтому вызывает массу спекуляций, заблуждений и недоразумений.
Это понятие окончательно оформилось в эпоху развитого масонского энциклопедизма, когда разнообразные антихристианские идеи и понятия отшлифовывались в тиши кабинетов, чтобы через некоторое время начать свою пагубную работу по всему миру.
На основе очень важных особенностей делаются далеко идущие выводы, которые не только устанавливают внешние рамки того или иного человеческого сообщества, но определяют новый смысл их бытия. В дохристианскую, героическую эпоху людские сообщества вели свое происхождение от сил духовных, что в конечном счете и определяло цели земного существования людей. Христианство открыто говорит о том, что люди суть творение Божие, главный смысл их земного бытия — возвращение в первоначальное состояние единства с Творцом.
Описывая человеческие сообщества по ряду видимых материальных свойств, которые в свою очередь якобы сложились также под влиянием чисто материальных факторов, творцы понятия нация не только видят людское сообщество как совокупность материальных факторов, но и окончательно «приземляют» человечество, лишая его всякой надежды на возвращение в свое Небесное Отечество. Нет сомнения, в том, что людям воспитанным на Православной духовности и культуре изначально чуждо логическое обоснование понятия нация. Православное сознание делит людей на две основные части. Первая это народ Божий, то есть люди которые веруют во Христа. При этом самобытность христианских народов, ни в коем случае не умаляется, а напротив всячески поддерживается и развивается. Вспомним хотя бы, что письменность у многих народов появилась благодаря стремлению к широкой проповеди Слова Божия. Эта самобытность уже не преграда в общении, а наоборот средство в достижении высот христианского совершенства, так как «во Христе нет ни эллина, ни иудея». Другая часть людей к сожалению составляет сообщество противников Божиих, в их числе люди оказываются как правило по своим грехам как коллективным (как например страшный грех Богоубийства, совершенный иудеями), так и индивидуальным. Смысл бытия народа Божьего есть постоянное движение к Богу через исполнение Его воли, в качестве примера можно обратиться опять таки к народу израильскому и его служению Богу в ветхозаветные времена.
Сообщество же Божиих противников (богоборцев) стремится в своем укоренении во зле все дальше отступить от Бога, а также как можно больше причинить вреда народу Божьему.
В принципе существует и третья группа людей, которые держат как бы нейтралитет в этом противостоянии. Хотя нейтралитет этот лишь условный, т.к. отдельные части этой группы постоянно склоняются либо в одну, либо в другую сторону.
Подобное глобальное деление человечество по смыслу служения в православном мире было известно изначально. Даже сегодня можно найти отголоски этого знания. До сих пор в сербском традиционном сознании, которое еще очень сильно в Герцеговине, Косово, Боснии, в сельской местности Сербии мир поделен на три части: «сербов» (к ним относятся все православные земли и народы), «хорватов-усташей» (весь западный мир) и «усташей-мусульман» (балии) — весь исламский мир. В России вплоть до Петра Великого имело мест такое же точно разделение мира на православных, ляхов или немцев, и татар. При таком незамысловатом делении Вселенной многие вещи и явления становятся понятными, и враги, также как и друзья, более чем очевидными. Например, сам собой отпадает вопрос — а нужно ли помогать сербам? Кстати, во время последних войн на Балканах без всякого лукавства сербские крестьяне недоумевали, почему Россия, будучи страной Православной, и такой могучей не стремиться оказать помощь своим братьям в неволе. В России и сегодня после всего драматизма 1999 года даже между православными людьми вопрос этот окончательно не решен. Однако девяносто лет назад все было совсем по другому. Идеями глобального разделениям мира руководствовались и казаки, например когда отправлялись биться за православных, подвергающихся гонениям на Украине или сознание неизбежности войны среди донских казаков в 1914 году после сообщения о том, что «православный убил притеснителя швабского принца».
При этом деление мира на своих и чужих не имеет своей целью замкнутость и самолюбование. И чужой в одночасье становится своим, если сознательно прочувствует и примет благодатность взаимного общение во Христе. Поэтому и чужда идея нации, национального эгоизма и замкнутости византийско — русской светлой открытости, незлобивости и всепрощения. В отличие от этой традиции Запад, особенно после Ренессанса показал себя очень замкнутой системой.
Эта замкнутость привела к возвышению индивидуальности, что впоследствии привело к полному распаду как самой системы, так и отдельных ее частей и даже просто личности.
Разрыв с Православием привел к тому что наши образованные и не очень образованные националисты черпают вдохновение в мертвых западных идеях национального эгоизма. При этом совершенно забывается о том, что дух западного мира нам совершенно чужд, ибо мы иного духа. В этом верно и кроется причина вот почти уже 300-летнего умаления русской идеи, ее материальных форм, т.к. мы богоизбранный народ Третьего Рима. Ищем лекарства от наших болезней в смраде разлагающегося богоборческого сообщества Запада.
Истоки дробления богоизбранного народа на обособленные горделиво эгоистичные нации, лежат в плоскости злонамеренного субъективного умозрения. Но к сожалению эта умозрительность вследствие невиданного упорства своих творцов и их последователей приобретает свое практическое воплощение. В качестве примера можно привести титаническую работу австрийских специалистов по национальным отношениям в деле обоснования украинской или боснийской нации. При этом как показало время благополучие Малороссии и Боснии меньше всего бралось в расчет. Основная логика таких экспериментов над православными народами есть стремление к разрушению их духовного единства.
В политической плоскости практика создания и упразднения наций, например, превращает сербов в Боснии в боснийцев, а русинов в Закарпатье в мадьяро-русов), начала активно применяться со времен наполеоновских войн. Используя методы дробительной национальной политики антиправославным силам удалось минимизировать результаты освобождения балканских народов от турецкого ига, превратив молодые православные державы не в братскую семью, страшную всем врагам православия, а ряд государств, которые питают свою гордыню бесконечными взаимными претензиями. Австрия, Германия, Франция, Англия на протяжении всего 19 и первой половины 20-го века активно прилагали огромные усилия чтобы раздробить и поссорить православные народы.
В ответ агрессивным устремлениям Запада к православно-славянский мир робко противопоставлял призывы единству славянских и православных народов, высшей формой которой явился не военный союз, а общественно-патриотическая организация «Славянский Сокол».
Во второй половине 20 века эстафету борьбы против единства православных подхватила Америка, ставшая к тому времени безусловным лидером западного мира. В начале 1950-х годов конгресс США принял Декларацию угнетенных народов, куда кроме литовцев и эстонцев был включена «нация казаков». История развития идеи противопоставления казаков русскому народу начала вырастать вслед за активным развитием украинской националистической идеи. Во временных рамках это примерно начало происходить в конце 19 века, притом что обильные плоды это движение дало в 1917 1918 годах. Тогда Дон и Кубань охватила волна самостийного безумствования, закончившаяся прямым геноцидом раздробленного казачества со стороны самых злейших врагов русского народа.
Трудно даже представить, что славное казачество, оплот русского государства, так легко пошел за силами враждебными Православию, которые развили бурную деятельность в первые годы после падения православной державы. И сегодня плоды этой деятельности можно наблюдать в символах краснодарского края и ростовской области, при этом эти символы совершенно не отражают великий смысл казачества и созданы по общепринятому шаблону европейских масонов.
Все это стало возможным по причине ослабления Православной веры в двух главных казаческих войсках. Стоит при этом отметить, что эта тенденция несравненно в меньшей мере коснулась других казачих войск, отсюда и стойкость уральцев и участие казаков в Земской Рати генерала Дитерихса и Приамурском Земском Соборе. Отступление основной массы казаков как и всего русского народа от смысла своего бытия привело к страшной трагедии. Нерешительность в выполнении основной богоопределенной обязанности защиты Православия и Православной державности, а также увлечение богомерзкими идеями, привело к внутреннему распаду уникального казачьего сообщества и небывало усилило антиказачьи силы, давая им невиданную возможность уничтожать казаков руками своих собратьев. Геноцид казаков с 1917 года не останавливался ни на минуту. Силы зла никогда не простят казакам их стойкость в защите истинной веры, которую они проявляли на протяжении многих веков. Манипуляции с идеями самостийности на самом деле являются изощренной формой геноцида. Разнообразные пропагандисты этих идей нагло глумятся над светлой памятью славного казачества. В 1999 году в С-Петербурге под редакцией хорошо известной в казачьих кругах личности вышла книга для детей «Казаки», где помимо методичного противопоставления казаков Русского государству прямым текстом утверждается, что казаки ведут свое происхождение от хазар. Более изощренного унижения для казаков придумать нельзя, чем вывести их родословную от тюркского племени иудейского вероисповедания. Эволюция идей казачьей самостийности как впрочем и украинской, поражает своим размахом. Вот уж, воистину, тот кто не хочет быть русским неизбежно становится иудеем!
Вопрос о казачестве который стали систематически изучать с конца XIX века, по всей вероятности и к началу 21 века не только не решен, но похоже зашел в тупик. Главной причиной тому есть нежелание множества исследователей рассмотреть вопрос о казачестве глубже чем анализ совокупности внешних признаков. Справедливости ради, стоит отметить, что изучением духовной сущности казачества всё-таки занимались некоторые авторы. Главным из них является безусловно Гоголь. Исследования Гоголя хотя и не носят ярко выраженного научного характера, являются наверное самыми ценными т.к. он сам происходит из древнего казачьего рода. Он также имел возможность общаться с еще живыми запорожцами, его окружала настоящая казачья культура, кроме того в его трудах нет места политическому ангажементу. Кроме того Гоголь постоянно находился в духовных исканиях, которые его привели в Оптину пустынь. Воззрения Гоголя на происхождение казачества требуют отдельного рассмотрения, но очень важно отметить, что Гоголь никоим образом нигде ни в одном своем труде о казаках не обмолвился, что казаки обладают отличным от русского народа общественным сознанием, более того, его творчество свидетельствует об обратном. Гоголь также постоянно подчеркивает что казаки обладают высоким религиозным сознанием, которое порой выше чем у других частей русского народа. Несколько исторических фактов полностью подтверждают воззрения Гоголя. В XIII — XVI веках казаки проживали в далеке от основных духовных православных центров. Стабильные православные епархии вблизи казачьих земель появились лишь к середине XVII — начала XVIII века. При этом казаки не только не утратили свое Православие, но и выработали довольно серьезную систему религиозных понятий на православной основе, которые до сих пор поражают глубиной и простотой веры. Следующий факт, это отношение казаков к унии. Мало кто сейчас знает, что несколько десятилетий в конце XVI начале XVII веков на Украине и в Белоруссии не осталось ни одного православного епископа, а потомки славных древнерусских родов переходили в католичество. Пассивность малороссийских и белорусских крестьян грозила окончательным отторжением западнорусских земель от России. Однако, в этой ситуации казаки проявили невиданный уровень религиозного сознания и с оружием в руках выступили на защиту веры предков и борьба эта, как известно привела к Переяславской Раде.
В сознании украинского народа казаки остаются не только бесстрашными бойцами и бесшабашными гуляками, но и людьми имеющими особые духовные дарования. Вот в качестве примера разговор, который записал Гоголь 170 лет назад:
" - Запорожци народ був вихватний, но всяке дило спосибный. Иные такие буллы, що и грамоти ни учились, а все што треба розумилы и ясно бачылы. А сила яка у них була, хоч у старого, хоч у малого. Так они куды треба ихати — землю у стильку понасыпають, у шапку понакладуть, та идуть, и вси чують як воны балакають, як и кони у них храпуть, а их не бачать.
— Шо же оно так, диду, шо малы воны таку сылу, а их геть зигналы звидсиля?
— Да ни зигналы их, Грицько, не зигналы, а воны сами пишлы.
— Кудысь это, диду, пишлы?
— На райски островы, там и живуть. А перед кончиной свиту опять являться, и свое знайдуть."
Другим свидетельством высокой религиозной сознательности и ответственности казаков является их отношение к старообрядчеству. Не вдаваясь глубоко в этот очень сложный вопрос, надо признать, что старообрядчество показало насколько сильно в русских людях стремление к чинной и благочестивой жизни. Кроме того старообрядчество постоянно призывало людей к трезвости сознания ибо никто не знает дня Второго славного пришествия Христа. Казаки не только стали активными участниками старообрядческого движения, но и порой основной его движущей силой. Фактов, это подтверждающих, довольно много, но хотелось бы остановиться на удивительной истории казаков-некрасовцев.В XVIII веке они оставили Родину и отправились в Турцию только потому, что сомневались в том, что им удастся в России сохранить в чистоте свою Православную веру. Интересно что именно казаки-старообрядцы несмотря на неоднозначное отношение к династии Романовых, первые обличили революцию как начало власти антихриста, и также первыми встали на борьбу с ней. На самом деле это совершенно природная реакция казаков на подобные проявления беззакония. Ибо казаки всегда имели активную жизненную позицию, чем и объясняется их столь ревностное служение Русскому государству. В 1917 году основная часть казаков проявила нерешительность, а потом и вовсе пустилась в безумство самостийности, и расплата за такое совершенно несвойственное для казаков поведение была поистине ужасна.
Возвращаясь к активному неприятию казаками беззакония, приведем свидетельство Шолохова, который в своей книге «Тихий Дон» описывает следующею сцену. Полк красноармейцев из-за комиссарского произвола взбунтовался и перешел на сторону белых, при этом солдаты похватали всех комиссаров, коммунистов, активистов. Белые включили полк в состав своей армии, а коммунистов погнали в тыл. Конвой состоял из обозных казаков-стариков. Командовал конвоем старик восьмидесяти лет, старообрядец, бывший вахмистр атаманского полка. Этот вахмистр сурово посмотрел на пленных и сказал: «Значит так, между собой не разговаривать, не курить, к конвою с вопросами не обращаться. На смерть идете! Молитвы читайте, антихристовы слуги! О душе думайте! Продались нечистому! Заклеймились его клеймом — звездой сатанинской! У-у, ироды!» Старик, неграмотный казак, в лучшем случае имевший три класса церковно-приходской школы, а то может не имевший этого, но уже знал кто такие коммунисты, кому они служат, что значит звезда и что это за власть. И все эти институты по психологической войне, по социальным исследованиям, с армиями психологов, системных аналитиков с компьютерами, всё телевидение и средства массовой информации ничего бы с ним сделать не смогли. Он насквозь видел что представляет из себя советская власть и что она несет народу.
В заключение хотелось бы обратить внимание еще на одну удивительную способность казачьего характера. Внешне казаки являют довольно буйный нрав, что на многих современных православных христиан производит искусительное впечатление. Однако если внимательнее присмотреться к казачьей истории и прислушаться к казачьим песням, то для нас откроется невиданная кротость и смирение казачьего рода. И выражается оно прежде всего в безропотной готовности жертвенного служения Православию, России, Царю. Представьте себе что вы получаете приказ сняться с веками насиженного места и отправиться в многолетний поход в совершенно неведомые земли. Благодаря тому, что всегда казаки покорно отзывались на зов православного монарха, и сегодня Россия остается самой большой державой в мире. Именно благодаря казакам Православие растеклось по просторам одной шестой части суши. Стоит при этом заметить, что в основе этого великого дела лежит все-таки добрая воля и веря в совершение великой миссии, ибо казачество в отличие от регулярных вооруженных сил изначально основывалось на началах добровольчества. Сегодня подобное самопожертвование немыслимо для русского человека, даже православного и воцерковленного.
Исходя из критериев духовной оценки, казаки не только являются частью русского народа, но и воплощают в себе в полноте главные и определяющие его качества, как основные и последнего носителя знаний об Истинном Боге во Вселенной. Хотелось бы в заключении привести слова П.И. Краснова, касающиеся этого вопроса:
«… разница между казаком и Русским лишь в том, что казак всегда активно боролся за Русские интересы и старался сохранить свой Русский быт в полной его неприкосновенности: — от старой веры дедов и отцов, от их песни и домашнего обычая, до прически, внешнего облика, костюма, походки, всего того, от чего так славно пахнет Cвятою Русью! …»
Резкая поляризация в вопросе о казачестве возможно указывает на то, что приходит время для начала формирования нового казачьего войска, основой которого послужили бы идеи Святой Руси. Главная и единственная цель этого Святорусского казачьего войска стала бы прямая оборона ценностей Православия в условиях апостасийной гибели человечества.