Седмицa.Ru | 09.10.2003 |
В.А.Любартович ответил на вопросы редактора «Седмицы.Ru» Владислава Петрушко:
— Валерий Анатольевич, как получилось, что о столь знаменательной юбилейной дате — 150-летии освящения Богоявленского собора — мы узнали буквально накануне празднуемой годовщины? Для многих это стало неожиданностью…
В.Любартович, профессор Московского Государственного университета инженерной экологии, лауреат Макариевской премии I степени в номинации «История Москвы»
— Точная датировка освящения храма Богоявления Господня в Елохове, возведенного в 1837—1845 гг., была определена сравнительно недавно, в ходе архивных изысканий по истории строительства этой церкви. Следует отметить, что на протяжении последних полутора лет нами проводилось комплексное научное исследование возникновения, формирования и развития церковного прихода старинной московской местности — села Елохова — и истории строительства главного приходского храма — собора Богоявления Господня.
Эта работа проводилась по инициативе руководителя ЦНЦ «Православная энциклопедия» Сергея Леонидовича Кравца и по благословению настоятеля собора протопресвитера Матфея Стаднюка. Отец протопресвитер горячо поддержал идею создания исторического описания церкви Богоявления в Елохове и ее прихода, проявил искренний интерес к результатам научных архивных исследований, активно помогал в сборе необходимых сведений и документации.
С просьбой о проведении такой исследовательской работы отец Матфей обратился ко мне еще зимой 2002 г., в целях создания книги, повествующей о Богоявленском храме и его приходе, клириках и прихожанах этой старинной московской церкви.
Тогда же к этой работе присоединилась доктор филологических наук, главный научный сотрудник Государственного Исторического музея Елена Михайловна Юхименко — известный специалист в области русской церковной истории, литературы и книжности XVII — XVIII вв., буквально неделю назад ставшая лауреатом Макариевской премии. В 1999 г. нами в соавторстве была подготовлена и издана книга-альбом «На земле Басманной слободы», рассказывающая об историческом развитии соседней с Елоховым московской местности. Результаты нового научного поиска были обобщены нами в виде книги-монографии под рабочим названием «Собор Богоявления Господня в Елохове. История храма и прихода», которая в настоящее время готовится к выходу в свет в ЦНЦ «Православная энциклопедия».
Выяснилось, что историей возникновения Богоявленского храма в Елохове и его прихода ни в церковных, ни в светских научных кругах до последнего времени серьезно не интересовались. Немногочисленные публикации на эту тему, в большинстве своем, носили откровенно компилятивный, описательный характер и опирались, в основном, на несколько давно известных фактов (например, на метрическую запись о крещении А.С.Пушкина в этой церкви) или на полулегендарные сведения, например, о рождении вблизи Богоявленского храма святого Василия Блаженного, Христа ради юродивого.
В нашей работе были использованы документы из крупнейших архивохранилищ Москвы: ГАРФ, РГАДА, ЦГИАМ, ЦГАМО, Государственного Исторического музея, а также Института русской литературы (Пушкинский Дом) в Санкт-Петербурге. Были разысканы неизвестные ранее документы в частных собраниях москвичей, выявлены или получены записи воспоминаний прихожан собора разных лет, собран уникальный иллюстративный материал по теме исследования.
При изучении архивного фонда Московской Духовной консистории и, в частности, клировых ведомостей храма Богоявления в Елохове, нами и была найдена запись о том, что эта церковь была освящена 18 октября (ст. стиля) 1853 г. Святителем Филаретом (Дроздовым), Митрополитом Московским и Коломенским. Я не могу утверждать, что дата освящения храма, совершенного после окончания его капитальной реконструкции, была установлена именно нами. В некоторых историко-краеведческих изданиях она упоминалась (без ссылки на документальные источники), но эти сведения до последнего времени оставались вне поля зрения соборян и церковных краеведов. Подтвердив документально, по просьбе отца Матфея Стаднюка, эту дату, мы невольно, стали теми «предвестниками», которые довели до сведения церковной общественности Москвы весть о приближающейся юбилейной дате.
Факты свидетельствуют, что окончание возведения здания храма и момент освящения его главного престола разделяли около восьми лет. Так затянулись его окончательная внутренняя отделка, сооружение иконостаса и подбор предметов убранства. Это произошло, по всей видимости, из-за нехватки средств, собранных прихожанами и ушедших на строительство столь грандиозного по размерам здания храма. Стало известно, в частности, что треть от всей затраченной на строительство суммы в 200 тысяч рублей покрыл своим доброхотным пожертвованием один из главных храмоздателей и благотворителей Елоховской церкви, московский 2-й гильдии купец, потомственный почетный гражданин Василий Иванович Щапов, ктитор храма с конца 1850-х гг. и вплоть до для своей кончины в 1864 г.
— К какому времени относятся первые документальные упоминания о Елоховском приходе? Что известно о том, как складывался облик доныне существующего собора?
— Первым документальным свидетельством о существовании церкви в селе Елохове явилась запись от 24 августа 1698 г. в книгах Патриаршего Казенного приказа. В этой записи церковь названа «новопостроенной». Скудость точных сведений по начальной истории церкви Богоявления Господня, что в Елохове, объясняется утратами и храмозданной грамоты, и церковной летописи. Церковное предание и некоторые документы указывают на исключительную роль гвардии полковника Воронецкого в построении каменной Богоявленской церкви. В числе жертвователей на построение храма были светлейшая княгиня Дарья Михайловна Меншикова, кабинет-секретарь Петра I А.В.Макаров, капитан А.Г.Кропотов и многие другие деятели петровской эпохи. Но для окончания строительства храма потребовались средства, полученные от великой княжны Прасковии Ивановны, дочери царя Ивана Алексеевича и сестры императрицы Анны Иоанновны. Торжественное освящение каменной церкви Богоявления в Елохове 4 июля 1731 г. совершил архиепископ Сарский и Подонский Леонид.
Приход Богоявленской церкви был одним из самых обширных в XVIII—XIX вв. в Москве. Он охватывал большую часть земель дворцовых сел Елохова и Покровского, Красного села и Немецкой слободы. Наличие здесь же католического и голландского реформатского храмов для «коренных» жителей Немецкой слободы, а также большого числа дворов старообрядцев (преимущественно — беспоповцев-федосеевцев и поморцев) свидетельствовало о конфессиональной неоднородности местного населения и оказывало свое влияние на историю Елоховского храма и пастырскую деятельность его священников.
Конец 1780-х — начало 1790-х гг. ознаменовались большими строительными работами, которые проводились на средства прихода и благотворителей. В 1789 г. было начато строительство обширной каменной трапезной с двумя приделами: правым — Благовещенским и левым — Никольским. Первый был освящен 31 октября 1793 г., второй — в 1792 г. Тогда же приступили к строительству колокольни, примыкающей к западной стене трапезной, завершившемуся до 1806 г.
Полное преодоление последствий войны 1812 г., значительный рост числа прихожан, возрождение деловой активности населения и улучшение его благосостояния к середине 1830-х гг. сделали очевидным тот факт, что старый каменный «холодный» Богоявленский храм, построенный 100 лет назад, уже не вмещал всех верующих прихода и не отвечал новым потребностям и вкусам.
«Сего же 1837 года мая 21 дня, — записано в клировой ведомости 1837 г., — настоящая холодная церковь по прошению прихожан разобрана и начата каменная же, которая строится на иждивение прихожан и прочих доброхотных дателей по плану, начальством утвержденному». Для возведения нового величественного здания храма был приглашен московский зодчий Е.Д.Тюрин (1792−1870). При проведении строительных работ богослужения для прихожан не прерывались и проводились в теплой трапезной части, у Благовещенского и Никольского престолов. К 1845 г. возведение главного здания храма было закончено, и началась его внутренняя отделка.
Характерна оценка, данная храму современником его строительства: «Богоявленская церковь, воздвигнутся на значительной площади, в населеннейшей части города и в пространнейшем против прочих московских церквей размере, рельефно отличаясь от древних, составляет достойнейший памятник в архитектурном отношении по своему новаторскому характеру, на манер петербургский, и стала предметом осмотра заезжих гостей и иностранцев. Все посещающие этот храм величают его собором».
— Валерий Анатольевич, Вы уже упомянули о таком хрестоматийном факте, как крещение в Богоявленской церкви Александра Сергеевича Пушкина — об этом знают многие. А с именами каких иных наших великих соотечественников связана история Елоховского собора?
— Интересные страницы истории храма связаны не только с именами Святителя Филарет (Дроздова) или А.С.Пушкина. В дореволюционные годы Богоявленская церковь была местом, где совершали богослужения выдающиеся московские церковные иерархи, митрополиты Московские и Коломенские: Святитель Иннокентий (Вениаминов) и Святитель Владимир (Богоявленский). На торжественной панихиде, отслуженной в храме в 1899 г в память 100-летия со дня рождения А.С.Пушкина, здесь молилась великая княгиня преподобномученица Елисавета Феодоровна.
Славные страницы храмовой и приходской жизни связаны с богослужениями Святейшего Патриарха Тихона (Белавина). Святейший Владыка посетил храм 10 раз; прихожане, вместе с духовенством, тщетно ожидали его и 25 марта/7 апреля 1925 г. для совместной молитвы в день престольного праздника придела Благовещения, пока не пришла весть о его болезни и внезапной кончине.
Прихожанами храма в разное время были представители видных московских купеческих семей, многие деятели литературы, искусства и науки, преподаватели высших учебных заведений.
После обретения в 1938 г. положения кафедрального собора г. Москвы, Богоявленский храм стал местом служения Патриаршего Местоблюстителя, а затем Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского). Патриарх Сергий впоследствии был погребен в соборе. В 1945 г. избранный и возведенный на Патриарший престол Святейший Патриарх Алексий I (Симанский), одним из первых своих указов придал Богоявленскому собору статус Патриаршего. Здесь возглавляли богослужения и участвовали в них, помимо Святейшего Патриарха Алексия I, Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков), Патриархи, митрополиты и архиепископы — Предстоятели Поместных Православных Церквей.
— Что нового удалось выявить Вам в ходе предпринятых архивных разысканий?
— Cведения о клириках храма Богоявления в Елохове, собранные нами в архивах — это особая часть исторического наследия собора. Были прослежены все изменения в составе его клира в XIX и ХХ столетиях, выявлены биографические данные о настоятелях, священниках, диаконах и отдельных церковнослужителях Елоховского храма.
Впервые на исторических фактах показана интереснейшая история Богоявленского благотворительного братства, созданного прихожанами в 1871 г. по благословению Святителя Иннокентия (Вениаминова). Оно было крупнейшим в Москве и просуществовало до 1918 г.
— Вы упоминали имя Василия Ивановича Щапова, ктитора храма. Наш выдающийся историк Ярослав Николаевич Щапов имеет к нему какое-то отношение?
— Самое непосредственное. С развитием Богоявленского прихода, его благотворительных учреждений и акций, семья потомственных почетных граждан Щаповых была связана самым тесным образом. И, думается, более обстоятельным ответом на этот Ваш вопрос смогли бы послужить заметки о своей семье и всем достойном, благочестивом московском роде Щаповых, написанные самим Ярославом Николаевичем Щаповым. Член-корреспондент РАН Я.Н.Щапов также по нашей просьбе написал и передал, для опубликования в книге о Богоявленском храме и приходе, воспоминания о своих предках-прихожанах и благоустроителях Елоховского храма.
— Большинству православных москвичей известно, что главные святыни Богоявленского собора — это хранимые здесь мощи Святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси, и чудотворный Казанский образ Пресвятой Богородицы. Но обе эти святыни оказались в соборе уже в ХХ столетии. Не могли бы Вы рассказать о том, какие чтимые иконы и реликвии собора дошли до нас от той поры, когда комплекс Елоховского собора только формировался?
— Самой старинной иконой, сохранившейся от первоначального убранства недошедшего до наших дней первого каменного храма Богоявления в Елохове является образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Эта икона известна с 1731 г. как особо почитаемая в Елоховской церкви. Старинный образ Святителя Николая Мирликийского в Никольском приделе трапезной также с давних времен привлекает для поклонения верующих москвичей.
Из числа известных православных святынь, появившихся в соборе в середине ХХ столетия, помимо очень почитаемого верующими Москвы чудотворного списка Казанского образа Божией Матери и честных мощей Святителя Алексия, нужно также отметить частицы мощей и священных реликвий, переданные в собор в канун 1000-летнего юбилея Крещения Руси. Эти святыни переданы в собор из Государственной Оружейной палаты.
Согласно храмовому преданию, протопресвитером Николаем Колчицким в 1945 г. был привезен из Иерусалима и установлен в храме, в отдельном киоте, образ Божией Матери «Взыскание погибших», неизменно привлекающий для поклонения множеством богомольцев.
Несмотря на изъятие из храма 24 апреля 1922 г. комиссией «Помгола» 50 пудов, 8 фунтов серебряных изделий и церковной утвари, здесь сохранились старые хоругви, изготовленные в конце XIX в. в память Священного Коронования Императора Николая II и некоторые оклады храмовых икон старинной работы.
В числе антиминсов, хранящихся у настоятеля собора протопресвитера Матфея Стаднюка, есть самый старый, подписанный еще 24 апреля 1948 г. Святейшим Патриархом Алексием I для главного престола Богоявления Господня.
В Никольском приделе трапезной части храма находится могила Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского), похороненного здесь 18 мая 1944 г. Над его могилой в 1948 г. было воздвигнуто беломраморное надгробие, увенчанное православным крестом, выполненное по проекту выдающегося русского зодчего Алексея Викторовича Щусева.
— Валерий Анатольевич, в последнее время праздничные Патриаршие все чаще совершаются в возрожденном Храме Христа Спасителя. В этой связи у многих православных верующих нередко возникает вопрос: изменился ли в настоящее время официальный статус Богоявленского собора или же он по-прежнему остается Патриаршим и Кафедральным храмом?
— В настоящее время храм Богоявления в Елохове считается Московским Кафедральным собором. Здесь находится кафедра правящего епископа города Москвы — Святейшего Патриарха Алексия II. Здесь Святейший Владыка возглавляет богослужения в праздничные и памятные дни, здесь служат его викарии.
В год 150-летнего юбилея Кафедрального собора г. Москвы православные верующие видят его величественным и празднично помолодевшим. Благодаря неустанной заботе и попечению настоятеля собора протопресвитера Матфея Стаднюка и старосты Николая Семеновича Капчука, приходского совета и соборян здание храма содержится в прекрасном состоянии, радуя взор ярким блеском позолоты крестов и куполов, ровной окраской фасадов, благолепием прихрамовой территории. В храме постоянно проводится научная реставрация икон, золочение киотов и иконостасов, поновление росписи стен и потолков, церковной утвари и предметов убранства.
Пользуясь представившейся мне возможностью общения с аудиторией посетителей сайта «Sedmitza.ru», я хотел бы обратиться к тем из них, кто знает о каких-либо документах и фотографиях, освещающих историю существования собора Богоявления в Елохове, деятельность его клириков и видных прихожан, а может быть и располагает ими. Нам, авторам готовящейся к публикации книги, хотелось бы использовать все возможности для наиболее полного раскрытия темы нашего исследования, и в том числе на основе документов из личных архивов, до сих пор остающихся неопубликованными. Мы просим связаться с нами через портал «Sedmitza.ru» держателей такой информации. Пусть воссоздание истории Кафедрального собора Москвы станет нашим общим делом.