Комсомольская правда | Светлана Кузина, Андрей Моисеенко, Наталья Артемчик | 10.10.2003 |
Нас очень мало
Сразу после утренней службы к батюшке выстроилась очередь посетителей. Первой была миловидная девушка лет двадцати. Одета по моде: джинсы и темная болоньевая курточка. У нее недавно в автокатастрофе погиб младший брат, и теперь каждую ночь в дом приходит его призрак. Девушка принесла фото брата и землю с могилы. Отец Антоний сказал, что отчитку (прочитает соответствующие молитвы) сделает сам, а ей посоветовал поставить свечку за брата.
Потом позвонил батюшка из другого прихода. И рассказал, что, когда отпевал в квартире покойника, со стен попадали иконы. Священник ответил, что всем, кто был в тот момент в доме, надо сходить в церковь… Мериться силой со всевозможными чертями отцу Антонию приходится ежедневно. Но с целым взводом призраков, как в Тишкове, довелось столкнуться впервые.
— Такого в своей жизни еще не слышал, — признается батюшка. — Решил помочь, потому что я старый уже, мне терять нечего. Отслужил панихиду по погибшим воинам. Потом освятил святой водой дома. А мальчишкам приказал в лес больше не ходить, чтить память погибших и молиться за них. Неприятно воинам было, что мальчики на их останках веселятся. Вот и восстали из праха.
— А почему тишковцы пришли именно к вам?
— Не каждый священник может изгонять нечистую силу. Нужно получить специальное разрешение митрополита. Ведь, изгоняя бесов, ты принимаешь на себя страсти людские. Не всякий к этому готов, — объясняет протоиерей. — И после таких отчиток я часто болею. Да и не только я. Бывало, возвращаюсь домой после таких служб, а жена лежит, стонет. Она меня до самой своей смерти всегда просила не бороться с бесами. А что делать? Людям же не откажешь. Ведь священников, могущих изгонять бесов, очень мало.
На кого нападают бесы?
Оказалось, что по-настоящему бесноватых, таких, как показывают в фильмах ужасов, в наше время не встретишь.
— К нам в храм таких не приводят, — рассказывают церковные служки. — Их в психиатрических клиниках держат. Отцу Антонию приходится иметь дело с тремя видами бесовской напасти: болезнями, которые не могут излечить врачи, сглазом и, говоря по-современному, полтергейстом.
— Как-то приехала ко мне женщина из Гродненской области с малокровием. Врачи ей помочь не могли, — вспоминает настоятель Покровского собора. — А оказалось, что она в магазине продавцом работала, воровку поймала и в милицию сдала. Та ее прокляла и сглазила. Вот и стала женщина болеть. Я отчитку ей прочитал два раза через день. Злых духов изгнал, и все прошло. В другой раз привели пятилетнюю девочку с недержанием. Врачи только руками разводили. После службы у девочки все нормализовалось. Как это объяснить? Только присутствием духа нечистого, которого удалось изгнать.
— На кого бесы чаще всего нападают?
— Да на кого угодно. Но особо серьезные случаи происходят с верующими людьми. Ведь слуги сатаны не любят, когда с ними борются. Одно дело «оседлать» слабого человека и вертеть им как хочешь. Другое — бороться со стойким в вере. И не зря церкви считают местом скопления злых сил. Здесь с ними борются, вот они и налетают. Все храмы — как «горячие точки». Хотя никогда заранее не предскажешь, когда беса встретишь. В церкви шепотом рассказывают, как недавно, перед одной из отчиток, сам сатана ударил отца Антония по рукам. На пол упали Евангелие и крест. Впрочем, сам батюшка вспоминает этот эпизод по-другому:
— Старый я стал. В глазах помутнело, и я просто споткнулся.
— Как вы определяете, сидит ли бес в человеке?
— Я это чувствую. Иногда человек трясется, дергается, гримасничает. А порой люди выглядят нормальными, но я ощущаю, что здесь что-то нечисто. Начинаешь отчитку делать, и точно — бес выходит!
— А сами их видели?
— Я обычный человек, а их простым зрением не увидишь.
Изыди, нечистая сила!
После разговора отец Антоний пригласил нас понаблюдать — конечно, с согласия «пациентки» — за процедурой изгнания нечистого. 47-летняя Наталья Б. приехала к отцу Антонию из Минска. Бывшая чемпионка Белоруссии по конькобежному спорту, еще пару лет назад считала себя состоявшимся человеком. Работала в министерстве энергетики и руководила посреднической фирмой по торговле энергоносителями. Муж, любящий сын. Дом — полная чаша.
— Мы переехали в новую, большую и красивую квартиру, — рассказывает Наталья. — Не прошло и полгода, как начались проблемы: у мужа на работе, у сына в институте. Дома стали часто ссориться. Потом я тяжело заболела, год пролежала в больнице. И муж, и я лишились работы. Стало не хватать денег. Продали машину, бытовую технику, драгоценности. Наталья обошла всех экстрасенсов и знахарей в Минске, ездила даже к какому-то «спецу» в Киев. Но жизнь становилась все горше. Наконец, кто-то из минских православных священников посоветовал женщине отправиться в Витебск к отцу Антонию…
— Зря вы к экстрасенсам ходили, — с ходу заявил ей священник, — от колдунов и чародеев пользы не будет, от диавола это все. Может, и покажется, что легче стало, а потом все по новой начнется. Кроме нас, отца Антония и Натальи, в келье, пристроенной к храму, никого не было. На середину комнаты батюшка поставил раскладной столик, куда положил Евангелие — большого формата книгу в красной бархатной обложке с позолоченными украшениями, крест и какие-то затертые пожелтевшие листки бумаги.
— Это текст молитвы священномученика Киприана «От силы бесовской — духов нечистых, от колдунов — чародеев беззаконных и от глаз людских плохих». Я получил его двадцать лет назад, когда владыка Феодосий благословил меня на изгнание бесов. Раньше эти листки у другого священника были. Почему-то этот текст теперь редко печатают.
Подслеповатый священник, поднося текст к самым глазам, монотонно начал читать молитву. Женщина стояла со свечкой в руках за его спиной. При словах «изыди, нечистая сила» батюшка повернулся к Наталии и приложил к ее губам крест. Потом помазал лоб елеем, подвел к столу и заставил поцеловать страницу Евангелия, где как раз описывалось, как Христос изгнал из человека бесов, направив их в стадо свиней. Потом продолжил молитву (молитва священномученика Киприана — одна из самых длительных в православии. — А. М.). Вся процедура продолжалась минут сорок. После заключительного «Аминь» отец Антоний, взяв из рук женщины оплывшую свечу, стал жечь ее волосы: сначала на темени, потом на затылке, затем на правом виске, на левом… После затушил свечу и приказал Наталье глубоко вдохнуть дым. Бормоча какие-то слова, обрызгал ее святой водой.
— Теперь с тобой все будет хорошо, — проговорил он.
— Спасибо, отец Антоний. Только у меня денег нет, — смущенно призналась Наталья.
— Деньги меня не волнуют. Главное, твоя душа теперь будет спокойна, — ответил батюшка и, махнув рукой, показал, что всем нужно уходить.
МНЕНИЕ ЦЕРКВИ
Если вам плохо, не всегда виноваты бесы
Отец МИХАИЛ (ДУДКО), руководитель Секретариата по связям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского патриархата:
— Феномен «одержимости» многократно описан и, бесспорно, существует. В церкви есть соответствующий чин — служба, которая призвана избавлять людей от одержимости. Такой чин имеют право совершать только священники, имеющие большой пастырский и духовный опыт. И, конечно, с благословения епископа. Сколько у нас таких священников — неизвестно. Но, думаю, в православном мире их считанные единицы.
К сожалению, сейчас в обществе появилась мода на отчитку от бесов. Человек потерял уверенность в себе, испытывает неудачи на работе, болеет и т. д. — требует провести отчитку. А если есть спрос, то… Кое-где уже начали устраивать массовые сеансы избавления от одержимости, хотя эта процедура скорее индивидуальная.
Если вам кажется, что с вами или с вашими родственниками что-то не так, не спешите считать себя одержимыми. Прежде чем мчаться к священнику, который избавляет от бесов, посоветуйтесь с духовным отцом (если таковой имеется) или с батюшкой своего прихода. Отчитка от бесов — очень специфическое лекарство. И во многих случаях вам помогут средства, имеющиеся в арсенале любого ближайшего храма: исповедь и т. д. К тому же церковь разделяет психические заболевания и одержимость. И найти различие порой может только медик-профессионал. Поэтому есть еще вариант проверить, вселился ли в вас бес, — пообщаться с хорошим православным психотерапевтом. Уж если он скажет, что вы больны, — нет смысла ехать за тридевять земель, надо лечиться у доктора.
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА
Елена СЕРГИЕНКО, доктор психологических наук, заведующая отделом когнетивной (познавательной) психологии Института психологии РАН:
— Изгнание бесов с точки зрения психологии — это один из видов психотерапии. Священники в этом обряде применяют выработанную веками психотехнику: произнесение определенных слов, ритмические действия, гипноз. При этом больное сознание перестраивается и переходит в новое, здоровое состояние, которое позволяет человеку по-другому увидеть те явления, которые его, например, когда-то испугали. Эти психотехники применяются во всех зрелых религиях. Причем способы воздействия на сознание человека психоаналитика и священника разные. Первый работает с осознанным управлением психикой, а второй — с верой и доверием. Но суть одна — изменение сознания человека.
А КАК У НИХ?
Практика изгнания бесов есть и у главного конкурента православия в христианском мире — католицизма. Известны три случая, когда сам Папа Римский избавлял людей от одержимости. Сведений о том, что такие службы проводил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, нет.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Протоиерей АНТОНИЙ (ДРОЗД). Родился 4 января 1920 года в городе Новогрудке Гродненской области, заочно окончил с отличием Московскую духовную семинарию. Женился в 1943 году. 26 лет был священником в деревнях Гродненской и Брестской областей и в городе Орше.
В 1980 году митрополит Смоленский Феодосий благословил на совершение служб по изгнанию бесов. В 1983 году отца Антония перевели в Витебск, где он живет до сих пор. Жена умерла два года назад. Есть четверо детей, шестеро внуков и шестеро правнуков.