Русская линия
Единое Отечество, Одесса Ольга Кравец09.10.2003 

9 октября — день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34−35). Эти слова Господа стали смыслом жизни святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, апостола любви. Самый молодой из двенадцати, прекрасный белокурый юноша был призван Христом. Непорочная чистота юности, искренность всепоглощающей жертвенной любви, бесконечная преданность и верность Господу — отличительные черты ученика, который вместе с Петром и Иаковом удостоился лицезрения славы великолепного Преображения Его на горе Фавор. Иоанн, «которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса» на Тайной Вечере, когда апостолы, узнав о измене одного из них, пытались выяснить имя предателя. «Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припадши к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее» (Ин. 13, 23−27). Со времени взятия Господа под стражу, бесстрашно следовал он за Спасителем и в дом первосвященника, и к Понтию Пилату. И на Голгофе, во время Страшной Жертвы «при кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Её к себе» (Ин. 19, 25−27). По Воскресении и Вознесении Господа нашего Иисуса Христа, Иоанн, воистину Сын Громов, несёт апостольские труды, однако только он один не окончил жизнь на кресте, как умучены были остальные одинадцать. Во времена первых гонений Иоанна Богослова отправили в узах из Ефеса, где он проповедывал, в Рим. По дороге его хотели отравить, но яд чудесным образом не подействовал. Потом апостола бросали в котёл с кипящим маслом, но и отсюда он вышел невредимым. Тогда святого сослали на каменистый остров Патмос в Эгейском море. Поселившись с учениками в одной из пещер, он написал Евангелие, три Соборных послания и, через откровение, пророческую книгу Апокалипсис. Беспредельностью Господней любви проникнуты все творения Иоанна Богослова. «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев…Возлюбленные! Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга…И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1Ин: 3−16, 4−11,16). По Евангельскому слову Господа долгой была жизнь возлюбленного из апостолов. «И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду…"(Ин. 21−23). Дожив до глубокой старости, когда, по преданию уже не мог передвигаться самостоятельно и носили его ученики на особых носилках, но не прекращал проповедь любви. Чувствуя призыв Господа к жизни вечной, святой Иоанн потребовал у учеников приготовить ему могилу в форме креста, куда они по послушанию положили своего наставника. Немного времени спустя, прийдя в ужас и осознав всю горечь утраты, они раскопали гробницу, однако тела любимого Господом ученика там не оказалось. Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова произошло во II веке 9 октября по новому стилю в городе Ефес, было ему 120 лет. Через некоторое время по отшествии глубоко чтимого учителя, скорбевшие ученики его однажды прийдя на могилу, обнаружили там некое подобие как бы пара, лежащего на поверхности — память об этом чуде Православная Церковь празднует 21 мая по новому стилю.
Иконы святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова представляют его глубоким седовласым старцем, в ознаменование мудрости и духовной зрелости. В самую глубину человеческого сердца проникает исполненный святой любви взгляд апостола. Как духовное завещание звучат его слова: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нём и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего. И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребыват Бог и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1Ин. 4, 7−16).

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru