Парламентская газета | Людмила Кутыкина | 03.10.2003 |
идут братья и сестры проселочными дорогами,
неся в руках чудотворные иконы, а в душах —
надежду на лучшую долю. Минувшим летом
шли паломники из Курска в Нижегородскую губернию,
в обитель святого старца Серафима Саровского.
От селениЯ к селению двигался пеший Крестный ход «Курск — Дивеево», посвященный 100-летию прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского и всея России чудотворца. Искушения, испытания, чудеса# Разные события сопутствовали этому святому деланию. Но, пожалуй, главные впечатления, которыми напитывались их укрепляющиеся в вере души, — это встречи с людьми. Одни судьбы поражали и удивляли, другие — печалили# Примерно такой же дорогой шел когда-то из Курска в нижегородские земли, в монастырь, юноша Прохор Мошнин, будущий Серафим Саровский, решивший посвятить свою жизнь монашескому служению.
Посещение Куликова поля оставило у крестоходцев двойственное впечатление. «Мы осознали, — рассказал один из них, Юрий Шишков, — что для русского человека это ратное поле носит сакральный характер — несколько веков назад здесь наш народ сбросил с себя рабство. Храм во имя Сергия Радонежского построен в 1913 году, в память о Куликовской битве. В 1980 году он восстановлен как музей. Ныне же он имеет странный статус. Это музей и в то же время подворье Троице-Сергиевой лавры. Утром и вечером — храм. Днем — музей. Это, видимо, Божией Матери не понравилось. Мироточившая до этого икона „Умиление“ тут словно замерла. Не проявила чуда, своей щедрой благодати».
Восхищаясь удивительной природой тульской земли, поймами рек, воспетыми знаменитыми живописцами, крестоходцы опечаливались при виде заброшенных деревень, разрушающихся без хозяев домов. Почти все школы, где останавливались на ночлег, не имеют младших классов. Не рожают в русских селах.
Не случайно и Крестный ход, наверное, пошел там, где умирает, угасает жизнь, где нет храма. Не печально ли, скажите, когда встречные люди (это на российской земле!) задают паломникам вопрос: «Вы кто — русские?» Бабушка, увидев девочек в группе паломников, поинтересовалась, не платят ли им за то, что они идут так далеко. Пенсия, сказала, у меня еще не скоро, так вот, возьмите хоть 8 рублей. Милосердие русского народа неистребимо даже при такой нищенской зарплате. И поэтому при всенародной любви необычно чувствовать было паломникам сдержанное к себе отношение со стороны епархиальных властей Орловской и Тульской епархий. В ходе коротких бесед с людьми было видно, как они преображались, впервые сталкиваясь с проявлениями не материального, а духовного мира, чувствуя благодатное его влияние на свои души. Оно было бы еще более щедрым, если бы жители были заранее проинформированы о том, что идет Крестный ход и на руках люди несут в Дивеево чудотворный и мироточивые образы Богородицы и батюшки Серафима. Зато на всем пути следования Крестный ход чувствовал на себе заботу аппарата полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе: все возникающие проблемы сотрудники Георгия Полтавченко решали быстро и четко#
Весь переход в 25 километров из Тульской в Рязанскую епархию пеших сопровождал проливной дождь. Мокрые, испачканные грязью крестоходцы упорно шли к намеченной цели. В населенном пункте Ухалово усилился дождь, но это не остановило местных жителей, которые до двух часов ночи все шли и шли, чтобы приложиться к святым иконам. Было впечатление, что наступило время Пасхи. Во всех населенных пунктах Рязанской области люди становились под носилками с чудотворным образом Богородицы Курской Коренной на колени, а не в полный рост, как это бывает. И зачастую цепь коленопреклоненных растягивалась на сотни метров. Во всех (!) населенных пунктах паломников встречали хлебом-солью, устилая дорогу иконам цветами.
Самая большая радость ожидала в городе Касимове. На встречу с паломниками со всей России прибыл архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, который еще не так давно нес архиерейское служение в Европе. Владыка Павел признался, что ожидал увидеть горстку энтузиастов, а встретил более сотни человек и что ему поразительно и радостно видеть процесс возрождения веры в России.
То, что Россия меняется день за днем, возрождается русский дух милосердия и сострадания, — в этом паломники убедились, остановившись на ночлег в селе Пустынь. Здесь им была настоящим подарком встреча с удивительной женщиной — Зинаидой Кедяровой. Она приехала на рязанскую землю из Азербайджана. С престарелой матерью и двумя детьми чудом спаслась во время известных кровавых событий. Женщина дала Богу обет, что, если останется в живых, возьмет на воспитание еще одного ребенка. Она купила в селе Пителино небольшой деревянный дом, обзавелась хозяйством, скотиной, курами. Многие жители не верили, что Зинаида сумеет без мужчины управиться с большой семьей и хозяйством. Но однажды во сне явился ей седовласый старец, протянул ребенка и сказал, что ей надо взять детей. Проснувшись, она недоумевала: «Почему „детей“?», ведь она собиралась взять одного ребенка.
Вскоре поехала она в Солотчинский детский дом. И когда увидела там ребятишек с такими необычными, ждущими глазами, то не раздумывая взяла на воспитание сразу четверых. Всего с тех пор дом матушки Зинаиды пополнился шестнадцатью (!) детьми. Вместе со своими ее ласково называют мамой 18 любимых ребятишек от 2 до 20 лет. Подросли старшие. Кто в армию пошел служить, кто дальше учится. Среди воспитанников Зинаиды Кедяровой — трое инвалидов с диагнозом: олигофрения, эпилепсия, логоневроз. После кропотливой работы с ними, постоянного причастия инвалидность с детей снята. И это тоже чудо нашего времени: все дети в этой семье хорошо учатся в школе (несмотря на неутешительные прогнозы врачей).
Невозможно перечислить все встречи, которые проходили на маршруте следования Крестного хода. Паломники увидели, с одной стороны, вымирающие села и деревни, спивающихся и валяющихся на обочинах дорог мужчин, бомжеватых женщин, утративших все женское, но в то же время — просыпающуюся от духовного сна Россию. На смену неверию приходит неподдельный интерес, осмысленность в глазах, храмы наполняются людьми. Появилась надежда, что не все еще потеряно для народа России. Россия сейчас тяжело больна, но, как сказано в Евангелии от Луки, «великая мысль и великая воля осенят ее свыше».
По словам паломников (и свидетелями этого чуда были многие), когда святые мощи батюшки Серафима принесли в Дивеево, солнце «играло»! На него можно было смотреть невооруженными глазами. От солнца отделялись маленькие белые крестики и падали вниз. А вокруг светила был радужный ореол. Патриарх всея Руси Алексий II характеризовал нынешнее празднество как единение церкви и государства.
Этот Крестный ход показал, что духовная связь людей более сильная, чем даже родственная, кровная. И паломники лишний раз убедились в этом, когда настал час расставания. Маргарита Николаевна Нурулаева из Курска сказала, что с нею такого никогда не было, чтобы ей не хотелось возвращаться домой.
— Я просила Господа только об одном: чтобы дал мне силы дойти до конца, чтобы меня не вернули домой. Коленка болела, ныло сердечко. Я плакала от радости, что еще один день прошла со всеми. С одной девушкой, Раечкой, из Кемерова мы чуть-чуть поотстали от колонны. До села осталось немного — три километра. На повороте повернули, смотрим# Батюшка Серафим стоит на камушке, как в нашей Коренной пустыни. Мы с ней переглянулись. Он встает, делает большой-большой крест вслед колонне, поворачивается, опять сгорбился, а за плечами — котомочка. И пошел дальше# В Дивееве я купила иконочку: как есть такой же на ней батюшка. Это удивительно, но таблетки от давления во время хода я не пила, хотя у меня 14 лет гипертония.
Каждому, кто преодолел этот путь, есть что осмыслить. В храме села Сабурово есть икона Божией Матери, которая «плачет» с момента гибели атомного подводного ракетного крейсера «Курск». Икона влажная в любое время года. И вот как устроилось, что именно здесь прошел Крестный ход из Курска. А за день до прихода в село Сабурово паломники побывали в селе Ермолово. Во время вечерней службы они обратили внимание на необычную икону Божией Матери, которая хранится в храме. Богородица на ней изображена как русская женщина — в белом платочке. Икона вся окраплена запекшейся кровью. День, когда она стала такой, сторожилы точно не смогли назвать. Но насколько это символично нашему времени…
Будет не хватать паломникам и святых источников, коих на пути они встретили немало. Всем Крестным ходом погружались они в источник Серафима Саровского в селе Цыгановка рядом с Дивеевом. Это маленькое озеро с очень холодной водой. В любое время года температура воды — 2−3 градуса. Зимой святой источник не замерзает даже тогда, когда все вокруг сковано льдом и трещит мороз. Вода очень целебная.
Ничего не бывает просто так, а все — по воле Божией. 50 дней длился пеший Крестный ход. Пройдено по центру России 900 километров. И в этом же году празднуется 60-летие победы в Курской битве. А длилась эта битва с явными врагами нашего народа 50 дней. Духовная брань Крестного хода была сродни военной.
Завершился Крестный ход в Курске, там, где и начинался, — в Воскресенско-Ильинском храме, в котором был крещен младенец Прохор Мошнин — будущий великий старец всея Руси Серафим Саровский. На Руси считается, что Серафим Саровский пользуется особым покровительством и особой любовью Божией Матери.
Свое главное предназначение Крестный ход выполнил. Через молитву, через претерпение скорбей вывел его участников из греховного состояния души к покаянию. Весь путь люди пели Иисусову молитву. Каялись, менялись, исправлялись. Каждый сам и все вместе.