Я хотел бы обратить внимание на совершенно уникальную особенность русского языка. Это то, что в нашем языке наше национальное имя формулируется в грамматической форме имени прилагательного, а не существительного. О всех других народах мы говорим: немец, француз, грек, еврей, татарин…, т. е. мы употребляем имена существительные. А когда говорим о себе самих, мы говорим: русский, т. е. грамматическая форма — прилагательное. А раз прилагательное, оно должно к чему-то прилагаться. Тем стержнем, к которому прилагается слово «русский», в нашей традиционной культуре было слово «христианин» — крестьянин. То есть главное — это вера, твоя душа, а уже твой язык, твоя культура — это то, что держится на этом стержне. И поэтому я считаю, что невозможно организовывать Движение Русского Сопротивления, не говоря о том, во имя чего это сопротивление. А я считаю, что сегодня быть русским — это означает плыть против течения. Я говорю о сопротивлении не в смысле повстанческого движения, а, скажем, так: хочешь быть патриотом, — выключи телевизор, вот на этом уровне. То есть защити свое сознание от промывки мозгов, научись думать самостоятельно, не голосуй вместе с толпой на всех референдумах, — и так далее. То есть просто превратись в человека вместо ходячей телеприставки. Невозможно войти в русло русской истории, не зная, во имя чего она творилась, во имя каких высших ценностей. И поэтому я полагаю, что в русском национальном движении необходимо должна звучать православная тематика, а в издании, ориентированном на пробуждение и воспитание русского национального чувства, должна быть страница, которая напоминала бы нам и о том вечном, к чему мы стремимся, и о том, как эта вечность отражалась в реке русской истории. Кстати, пользуюсь случаем, чтобы обратить внимание читателей на то, что в интеллектуальных книжных магазинах Москвы появилась книга современного французского историка, называется «Шовен». Эссе о шовинизме. Толстенная, страниц четыреста большого формата. Очень интересное исследование. «Шовинизм» — это слово ругательное во всем мире, но при этом люди часто не понимают, а что, собственно, в этом слове ругательного. И вот, оказывается, слово шовинизм происходит от имени литературного персонажа Шовена. Это не исторический деятель, это литературно-сценический персонаж французских театров второй половины 19 века. Так вот, в ряде пьес, где он действовал, это пьесы разных авторов, которые шли в разных театрах, но было общее ядро: как правило, Шовен — это ветеран наполеоновских войн, солдат, и он призывает французов к единству. Ключевая фраза, которая сделала его имя бессмертным, это небольшая сценка в пьесе, рассказывающей о событиях Парижской коммуны. Люди на баррикадах, восставшие коммунары, и стоящие напротив солдаты императорской армии. Они стреляют друг в друга, и в эту минуту между ними выбегает Шовен, этот старик, инвалид, и кричит «Люди, что вы делаете, вы же французы, не стреляйте друг в друга! Мы должны быть вместе!». И вы подумайте: за одну эту фразу человека заклеймили, и его имя сделалось нарицательным в устах всей мировой прессы. Так вот, в этом смысле, я считаю, мы должны быть шовинистами. Русские должны радоваться друг другу, а не с угрюмым равнодушием отворачиваться, когда мы видим друг друга на улицах других городов.