Газета.GZT.Ru | Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр (Шкурла) | 26.09.2003 |
— Вы, владыко, уже побывали в России с частным визитом и были на Соловках?
— Я давно мечтал попасть в эти края, потому что там был концлагерь и там масса людей погибла. Прошлым летом нас собралось 10 человек, и мы поехали машиной, потом поплыли на Соловки, потом на остров Анзер. Это была самая интересная поездка для меня, хотя я еле-еле двигался и меня там поддерживали. Нужно было в лодку спуститься, потому что катер не мог близко подойти, на лодке греб человек, нужно было по камням вылезти и также слезть.
— Так ли важно придерживаться старого стиля в календаре?
— Да, Русская Церковь придерживается православного календаря старого стиля.
— Трудно на Западе соблюдать пост, когда у других Рождество уже отшумело?
— С одной стороны, может быть, трудно, особенно детям, но с другой стороны, они чувствуют свое православное христианство. Американцы с уважением к этому относятся, говорят, что это русское Рождество. Дети пропускают школу, чтобы на богослужении быть и праздновать.
— В России теперь 7 января — выходной день, но многие в обществе недоумевают, зачем выделяться, почему не 25 декабря?
— Это не мы выделяемся, это нововведение Католической Церкви, а не Православной, и, к сожалению, многие сдались, даже есть Православные Церкви, которые ввели новый стиль, но мы стоим на старом стиле.
— Почему все-таки нужно придерживаться старого календаря?
— Русский церковный человек живет по календарю, по духовному календарю. Сосредотачивающий момент нашей жизни — это Пасха Христова, которую мы празднуем, как постановлено Первым Вселенским собором в IV веке. Не только Церковь освящает это своей многовековой практикой, но и сам Господь благословляет это, потому что мы знаем, что каждый год в Великую Субботу в Иерусалиме на Гробе Господнем сходит святой благодатный огонь. Вся христианская Церковь должна вместе соблюдать даты церковные. Они веками празднуются в эти дни, и мы придерживаемся этого.
Современный человек должен себя переделывать под Церковь. Люди меняются, и должны меняться, чтобы войти в Церковь, церковную жизнь.
— Сейчас принято говорить о человеке — он в центре мироздания. А вы призываете себя под Церковь менять. Почему?
— Потому что Церковь истинна. В Церкви соблюдают истину, истина не может меняться, и мы спасаемся в истине. Церковь спасает людей, а не люди спасают Церковь.
— Расскажите о вашем соратнике иконописце Киприане, ведь вы с ним вместе начинали жизнь в Америке.
— Отец Киприан еще в 30-м году приехал в Ладомирово (сам он из Бежецка), и отец Виталий (Максименко, в то время архимандрит) говорит ему: 'Ну, брат Кирилл, нам нужно расписать храм, вот тебе подрясник'. И он начал расписывать, хотя до этого не писал, так что-нибудь, картины мог писать, но иконопись — нет… Смотрел кое-что, материалы некоторые, их тогда не так много было, как сейчас… Когда мы оттуда уехали и полгода жили в Братиславе, он часовенку там сразу устроил, тоже написал иконы, и мы служили в этой домашней часовне, но люди, беженцы приходили. В Женеве мы пользовались храмом городским. А когда он приехал сюда, в Америку, в 1946 году, сразу начал писать большую панно-икону «Всех Святых в земле Русской просиявшись». Наш храм он расписал к 1950 году. Потом он расписывал большой храм и Казанский храмик в Сан-Франциско, потом — храмы епархии в Сиракузах, в Ютике, затем летал в Люксембург — расписал храм Петра и Павла.
— Его пасхальные открытки ведь по всему миру расходились?
— Да, кроме того, он был нашим духовником, смотрел за молодежью, был здесь благочинным, смотрел за порядком и писал иконы на заказ. Когда нам нужно было, мы говорили: 'Владыко, нам нужны открытки к Рождеству или к Пасхе'. Между делом он рисовал свои открытки. Его студенты дразнили 'смотри-смотри'. Всегда, если завидит красивый овраг или лес, остановится, чтобы зарисовать.
— Что бы вы могли пожелать русским людям, тем, кто до конца не понимает ни смысла Церкви, ни смысла спасения?
— Что можно сказать русским людям?
Просто придерживаться того, что нам наши отцы нам дали. Многое на Руси, к сожалению, за 80 лет разрушилось, может быть большая часть. Искать и найти то, что было, и продолжать этот путь, потому что это верный путь ко спасению.
'Я и Священный Синод направили братское послание членам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви за границей'. Патриарх Алексий II — ГАЗЕТЕ
— Какое место в делах Церкви занимает проблема воссоединения с РПЦЗ?
— Последствия трагического раскола в Русской Православной Церкви, возникшего в первой половине прошлого века, продолжают сказываться по сей день. Однако мы всегда заявляли о горячем желании пойти на диалог, дабы совместными усилиями преодолеть разделение и засвидетельствовать миру о нашей общей вере во Христа Спасителя. В октябре 2001 года я и Священный Синод направили братское послание членам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви за границей. В этом документе говорилось: 'Лишь тогда станет полной наша радость, когда получит исцеление рана пагубного раскола в теле Церкви Русской. Печалью исполнены наши сердца от того, что мы с вами, братия, православно исповедуя единую веру, не можем причаститься от единой Чаши и продолжаем находиться в плену исторически изжитого разделения. Многие чуткие души, особенно из числа русских людей, живущих за рубежами Отечества, тяготятся таким положением, стремясь найти пути к его преодолению. И в недрах самой Зарубежной Церкви все усиливается стремление к упразднению разделяющего средостения. Радость многим членам Церкви в России доставило решение прошлогоднего Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви о создании Комиссии по вопросам единства Русской Церкви. Мы подтверждаем нашу готовность создать подобную же комиссию со своей стороны, дабы в братском диалоге разрешить те недоумения, которые все еще стоят на пути единства'.
'Сейчас для переговоров, мы надеемся, время более благоприятное'. Протоиерей Михаил Дудко, секретарь по общественным связям Московской патриархии
— Каковы, с точки зрения Московской патриархии, перспективы объединения с Зарубежной Церковью?
— Это давняя и сложная история, это наша боль, поскольку касается вопроса разделения Церквей. Переговоры ведутся давно, они пережили разные этапы, сейчас для переговоров, мы надеемся, время более благоприятное. С нашей стороны сейчас полная открытость для переговоров. Такой же открытости мы ожидаем и от Зарубежной Церкви, такого же ответного шага. Многое из того, что разделяло Церковь, ушло в прошлое.
— Что сейчас мешает соединению двух Церквей?
— Вот об этом и стоит вести переговоры. С нашей стороны препятствий нет, о препятствиях с той стороны, мне кажется, естественно было бы спрашивать не нас.
— На каком уровне происходят контакты с РПЦЗ?
— Первая встреча президента Путина с иерархами РПЦЗ состоялась 21 ноября 2001 года, после переизбрания главы РПЦЗ и во время визита президента Путина в США. В свое время Патриарх Алексий проинформировал российскую прессу о самой встрече и о том, что митрополит Лавр получил официальное приглашение посетить Россию. Как известно, с того времени подвижки произошли небольшие.
— А были ли встречи у Патриарха Алексия с митрополитом Лавром, может быть, еще до его избрания главой РПЦЗ?
— Нет, таких встреч не было, как не было вообще никаких официальных контактов.
СПРАВКА
Митрополит Лавр (в миру Василий Михайлович Шкурла) родился 1 января 1928 года в селе Ладомирово (ныне Словакия, до 1917 года — территория России). С отрочества жил при монастыре преподобного Иова Почаевского, основанном монахами, бежавшими с Украины в годы революции. В 16 лет стал послушником. В 1946 году переехал с братией в США, где в городке Джорданвилле под Нью-Йорком был основан Свято-Троицкий монастырь. В 1948 году принял постриг, с 1954 года — иеромонах, с 1967 года — епископ Манхэттенский и секретарь Архиерейского синода Российской Православной Церкви за рубежом (РПЦЗ). В 2001 году избран первоиерархом РПЦЗ.
РПЦЗ первоначально объединила священство в эмиграции. После смерти патриарха Тихона в 1925 году произошел так называемый «карловацкий раскол» на «красную» и «белую» Церкви. В 1927 году Московский митрополит Сергий подписал декларацию, в которой ради спасения Церкви признал власть большевиков. Эта декларация, как и обвинения епископата РПЦ в сотрудничестве с властями, — препятствие объединению Церквей. С 1946 года РПЦЗ перебралась из Европы в США. Противники объединения считают, что РПЦ поглотит РПЦЗ и ее имущество, а власть воспользуется эмигрантскими общинами в своих целях.