Росбалт | Валерий Коновалов | 18.09.2003 |
В министерском циркуляре особо подчеркивалось, что курс ОПК не является обязательным учебным предметом, а потому его введение возможно только на основе решения Попечительского совета школы с участием родителей. Кроме того, такой курс может быть введён только в рамках регионального компонента образования — в переводе с бюрократического языка, решением органов управления образованием субъектов РФ — и компонента образовательного учреждения — то есть, решением директоров школ и гимназий.
Преподавание ОПК может осуществляться исключительно факультативно, а посещение учащимися уроков — на добровольной основе и при обязательном согласии родителей.
Но, как показала петербургская практика, получение православных знаний волнует как учеников, так и их родителей намного меньше, чем факультативы по математике и иностранному языку — всё-таки образование в России еще легко можно назвать светским, но вот бесплатным — уже затруднительно, а потому школьники стремятся почерпнуть в школах как можно больше полезных для поступления в вузы знаний.
По словам директора петербургской гимназии N295 Александра Кураченкова, не вызывает сомнений то, что среди школьников и учителей сейчас можно найти достаточное количество приверженцев православной веры. «Но я считаю, что вероисповедание — это внутреннее дело каждого, а Петербург — город многоконфессиональный, — говорит Александр Кураченков. — И хотя православие, конечно, является доминирующим, как быть тем, кто исповедует ислам или буддизм?».
Заместитель директора школы N140 Нина Шурупова также отмечает, что интереса к изучению основ православной культуры ни у учеников, ни у родителей нет. «Мы довели до сведения родителей рекомендации Министерства образования, — рассказала она, — но поддержки не нашли. Те, кто непременно желает, чтобы ребенок получал религиозное, а не светское образование, просто переводят его в православную общеобразовательную гимназию Святого благоверного великого князя Александра Невского».
Если же вдруг в этой гимназии по каким-либо причинам откажут в приёме, то всегда можно податься, например, в школу славянских культур (N479), центр духовного, физического и социального развития учащихся (N588) или учебно-методический центр славянской духовности и культуры (N595).
Один из немногих школьных преподавателей ОПК в Санкт-Петербурге Вера Яговдик (школа N345), автор собственной программы по основам православной культуры, по которой вот уже три года обучаются воспитанники ее школы со 2-го по 11-й классы, отмечает, что отсутствие в содержании уроков пропаганды православия — основа факультативных занятий, которые посещают почти все ученики.
«Когда в нашей школе вводился факультатив по ОПК, посещать его отказался только один человек, причем противниками изучения основ православной культуры выступили его родители-мусульмане, — рассказала Вера Яговдик, — хотя в моем курсе православие рассматривается как одна из основных мировых религий, а акцент делается на общие духовно-нравственные ценности. И если в первое время ученики неохотно ходили на религиозный урок, то теперь стараются не пропускать его без уважительной причины, поскольку в основе моей программы — история православия, основа русской, российской культуры, знание которой еще никому из россиян, какой бы национальности и вероисповедания они ни были, не помешало».
В классе, где Вера Яговдик знакомит школьников с историей православия, висят копии икон, сделанные по заказу на художественно-производственном предприятии Русской Православной Церкви «Софрино». «Младшим школьникам я на примере библейских сюжетов объясняю, что такое добро и зло, а старшеклассники с увлечением познают основы мировых религий, знания о которых им непременно пригодятся в дальнейшем обучении — ведь высшее образование предусматривает информационную компетентность, в том числе и в религиозной сфере».
Школа N345, похоже, единственная общеобразовательная школа Санкт-Петербурга из существующих 703, где учебный «религиозный эксперимент» оказался с положительным результатом. Правда, следует особо отметить тот факт, что ни в одной из петербургских школ межнациональных конфликтов, как-либо связанных с темой ОПК, по словам их директоров, нет. Как, впрочем, нет и самих уроков ОПК.
«У нас нет основ православной культуры, потому что школа коррекционная, — говорит директор школы N370 Анастасия Семенова, — но в силу обстоятельств мы пытаемся рассказать ученикам о различных вероисповеданиях и стараемся идти навстречу тем, кто чтит свои религиозные традиции. Если кто-либо из учеников решает отметить Курбан-байрам или Сабантуй, то он не встретит с нашей стороны препятствий, а этот факт станет поводом рассказать об этих праздникам остальным ученикам».
Проблема преподавания основ православной культуры в школах, как выяснилось, кроется не в многонациональности состава учеников, а в том, что нет ни учебной программы по этому предмету, ни специально подготовленных к таким урокам педагогов. Министерством образования разработана Концепция модернизации российского образования, предусматривающая всего лишь общие задачи учебного процесса, а над методиками и программами, выходит, должны корпеть сами педагоги, выпуская со школьного порога учеников, готовых «к диалоговому взаимодействию, бесконфликтному компромиссному принятию решений на основе гуманистических принципов: толерантности, уважения по отношению к представителям других взглядов, национальностей, культур и религий». Всему этому, по логике авторов Концепции, должно научить в том числе и преподавание основ православной культуры, а кроме того, знание основ религий позволит школьнику противостоять деструктивной информации тоталитарных религиозных сект, что в настоящее время весьма актуально.
Решение же всех методических, организационных и кадровых вопросов, связанных с преподаванием ОПК, полностью остаётся в компетенции региональных образовательных систем. Комментируя позицию Комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга, первый заместитель председателя комитета Геннадий Соколенко заявил корреспонденту «Росбалта», что православие в рамках школьной образовательной программы рассматривается как один из способов формирования духовности подрастающего поколения.
В настоящее время кафедрами истории педагогики и психологии Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства разработана и реализуется программа повышения квалификации педагогов по курсу «Мировые религии и православная культура». Однако говорить о том, что кадровая проблема с преподаванием ОПК в Петербурге близка к решению, пока преждевременно. Дело в том, что по плану-заказу на 2003/2004 учебный год предусмотрен набор слушателей по данной программе в количестве 25 человек. Для того, чтобы в каждой петербургской школе основы православной культуры имели возможность занять прочное место в учебном процессе, понадобится не один год…