Пресс-служба УПЦ | Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел (Саввин) | 17.09.2003 |
Родился я на Задонщине, в с. Бурдино Тербунского района Воронежской области. Историческое прошлое этого края покрыто немеркнущей славой. Здесь, на берегах Дона, в 1380 г. произошла Куликовская битва, положившая начало освобождения Руси от моноголо-татарского ига. В степях Задонщины в 1395 г. были остановлены полчища Тамерлана, которому явилась в сонном видении Пресвятая Богородица и запретила идти на Русь. Устрашенный явлением Богоматери, завоеватель повернул свою орду вспять. В память о чудесном избавлении Руси от Тамерлана здесь был воздвигнут Задонский Богородицкий монастырь. С 1769 г. в этой обители проживал на покое святитель Тихон Задонский.
С нашим районом соседствует старинный город Елец. До революции в нем было более двадцати церквей, два монастыря: Свято-Троицкий мужской и Знаменский женский. В одном только Свято-Троицком монастыре было 5 храмов: Свято-Троицкий и Свято-Тихвинский соборы, трапезный храм в честь великомученика и целителя Пантелеимона, церковь во имя св. Тихона Задонского и храм-усыпальница во имя св. бессребренников Косьмы и Дамиана. В Знаменской обители на рубеже XVIII—XIX вв. подвизалась затворница Мелания. В Ельце подвизались в XIX в. блаженный Иоанн, Сезеновский затворник и юродивый старец Иоанн Каменев.
Многими святынями известен и г. Воронеж. В 1682 г. в Воронеже была учреждена самостоятельная епархия, первым архипастырем которой стал епископ Митрофан. Преставился святитель Митрофан в 1703 г., а через 29 лет его мощи были обретены нетленными, источающими множество чудес. Святитель Митрофан Воронежский почитается Церковью как великий угодник Божий, заступник и покровитель не только Задонской земли, но и всей Руси.
В юности я часто посещал святыни своего края, предания о которых благоговейно хранились в нашей семье. По традиции, такое паломничество совершалось пешком. Например, пеший путь от Бурдино до Задонска составлял полтора дня. В Задонской обители я сподобился исцеления от мучившей меня долгое время болезни горла. Величие родного края стало для меня основой нравственного и духовного развития.
Рос я в простой крестьянской семье, имевшей глубокую религиозную настроенность, крепкие православные корни. В роду один из наших предков имел от Бога дар прозорливости, а другой, незрячий «дедушка Тит», как его называли люди, был блаженным, странствовал, вел праведный образ жизни. Отец мой, Михаил Петрович Саввин, 1903 года рождения, служил в солдатах. Мама, Марфа Федоровна, была неутомимой труженицей. Жили родители в любви и согласии. Было у них 7 детей, но двое умерли в детстве от голода. В 1929 г. наша семья была раскулачена. Отобрали все нажитое непосильным трудом добро. Хорошо, что хоть не сослали — видно, спасло то, что глава семьи был военнослужащий. Лишь твердая вера, трудолюбие и сила духа позволила семье пережить эту тяжкую годину и кое-как прокормиться. Потерю двух детей, умерших в то нелегкое, страшное время, мама потом со скорбью вспоминала всю оставшуюся жизнь.
Еще большие лишения пережила наша семья в годы Великой Отечественной войны. В 1941 г., во время высадки Керченского десанта, погиб мой отец. Я всегда молюсь о нем, горжусь его ратным подвигом во имя Отчизны. Кровь отца, пролитая за Украину, накрепко связала меня с этой прекрасной, величавой, многострадальной землей. Украину я считаю своей второй Родиной.
Получив похоронку, мама потеряла сознание. Мы, малолетние дети, окружили ее, еще не осознавая всего трагизма случившегося. Мама стала для нас единственной опорой. Она едва не погибла во время бомбежки, спасая нас в окопах — ее ранило осколком бомбы. На мине подорвался мой 12-летний брат Коля. Его страшно покалечило, и он, промучившись сутки, умер на руках матери. В 1942 г. наша семья была эвакуирована в Новосибирскую область. Жили мы очень бедно, питались лебедой.
Когда вернулись из эвакуации, застали дома полное разорение. Пришлось многодетной солдатской вдове восстанавливать все с нуля. Но ее крепкое упование на Бога помогли семье выжить в этих нечеловеческих условиях. Особенно трудным был голодный 1947 г. Мы, дети, постоянно болели от недоедания. Непомерные сталинские налоги истощали и без того скудное хозяйство. Я рано начал трудиться — подростком уже руководил бригадой на ферме. Учиться пришлось в приспособленной под школу избе. Писали свекольным соком на обрывках газет, при свете лучины.
Так что наша семья сполна познала все ужасы того времени: раскулачивание, голод, принудительную коллективизацию, репрессии. В 1937 г. был арестован брат мамы Макарий. Он погиб на Колыме.
В послевоенные годы мама взяла на себя подвиг — возродила в нашем селе Свято-Вознесенский храм и стала его первым ктитором. Ее стараниями и хлопотами церковь была отремонтирована, украшена колоколами, по ее ходатайству епархия выделила в с. Бурдино священника. Наша церковь была тогда единственным действующим храмом на сотни верст. Я любил храмовое богослужение, зажигал свечи и лампадки, прислуживал в алтаре. Храм стал для меня неоценимой духовной школой.
Кто или что повлияло на избрание Вами Вашей пастырской стези?
Большое духовное влияние на меня оказали священнослужители нашего храма: отец Антоний, из ссыльных, первый бурдинский настоятель; отец Павел Орлов, также из ссыльных; отец Александр Воскресенский, представительный, интеллигентный, высокообразованный. Для меня они были не только наставниками, но и образцом христианской жизни. В душе у меня они зародили желание быть священником, служить Богу в Его Святой Церкви. У священника из соседнего села, отца Василия Орлова, сын Иоанн учился в Киевской духовной семинарии. Это и предрешило мой выбор. Я собрал необходимые документы и поехал в Украину.
В Киев я прибыл 2 сентября 1958 г., в день своего двадцатилетия. На поступление в семинарию я имел благословение матери, горячо поддержавшей мой выбор, и священнослужителей родного Свято-Вознесенского храма.
В юности я посещал Свято-Вознесенский собор г. Ельца, беседовал с его настоятелем архимандритом Исаакием (Виноградовым), славившимся свой высокой духовной жизнью. Он рассказывал мне о высоте монашеского подвига, наставлял идти по спасительному пути. Я благодарен Богу за духовное окормление у великого светильника Православия XX века — преподобного старца Кукши. Учась в Киевской духовной семинарии, я часто посещал лавру, молился в Ближних и Дальних пещерах у мощей угодников Божиих. Здесь, у колыбели отечественного монашества, во мне зародилась мысль посвятить себя Богу и послужить Ему в монашеском звании. Укреплялось это желание и частым общением с иноками обители — лавра славилась своими подвижниками и опытными духовниками.
Экзарх Украины митрополит Киевский и Галицкий Иоанн включил меня в число иподиаконов. Иподиаконствовал я и у наместника Киево-Печерской лавры епископа Переяслав-Хмельницкого Нестора. Их доброта, внимание, мудрые советы были для всех образцом пастырской духовности.
Общение с маститыми Владыками было для меня хорошей школой.
Вы учились в Киевской и Одесской духовных семинариях, окончили Московскую духовную академию. Какими они тогда были?
Киевская духовная семинария была возрождена после войны стараниями митрополита Киевского и Галицкого Иоанна (Соколова). Педагогический коллектив КДС состоял из выдающихся церковных педагогов и богословов, многие из которых имели еще дореволюционный стаж. Выстояв в годы репрессий, они обладали высокой духовностью и глубокими познаниями в области богословских дисциплин. Это протоиереи о. Сергий Афонский, о. Георгий Едлинский, о. Алексий Глаголев, о. Владимир Ганецкий и др. Их блестящие лекции производили на студентов глубокое впечатление.
В 1960 г. КДС была закрыта и я продолжал обучение в Одесской духовной семинарии, располагавшейся в бывшем афонском Свято-Пантелеимоновском подворье. Однако вскоре подворье тоже ликвидировали. Все, что уцелело от семинарии при закрытии, было вывезено на пустырь близ Свято-Успенского мужского монастыря г. Одессы. С большим трудом удалось построить корпус для занятий, иначе семинарию ликвидировали бы окончательно.
Наши преподаватели были глубоко верующие, интеллигентные педагоги с большим пастырским опытом и духовной культурой. Представители дореволюционного поколения, они сохранили богатство Церкви и передали его своим воспитанникам. Это инспектор ОДС М. Н. Монахов, протоиереи Иаков Брюховецкий, Димитрий Дуцик, Николай Деснов, Борис Шумской, преподаватели Н. Полторацкий, А. Семенец, Н. Вирановский, П. Еремин, И. Сорокин, В. Радугин, выпускник дореволюционной академии М. Платонов, выпускник послевоенной Ленинградской духовной академии, а до этого герой войны, участник парада Победы И. Тихановский и др. Для нас, воспитанников, они были образцом подлинной церковности и доброй нравственности.
В 1962 г. я окончил ОДС и поступил в Московскую духовную академию. Ее возглавлял протоиерей Константин Иванович Ружицкий († 1964), профессор кафедры нравственного богословия, магистр богословия. Профессорами и преподавателями были люди, прошедшие дореволюционную академическую школу, представители всех дореволюционных духовных академий: Санкт-Петербургской, Московской, Киевской и Казанской. Они были яркими, талантливыми личностями, подвижниками учебного дела, людьми глубокой духовности, замечательной богословской эрудиции.
Частое посещение монастырских богослужений, и особенно братского молебна у раки с мощами преподобного Аввы Сергия разожгло давно теплившееся во мне желание послужить Богу в монашеском чине. На третьем курсе академии я поступил в число братии Свято-Троице-Сергиевой лавры. 2 апреля 1965 г., на 4-й неделе Великого поста в Свято-Троицком соборе лавры, у раки святых мощей преподобного Сергия состоялся мой монашеский постриг. Пострижение совершал наместник лавры архимандрит Платон (Лобанков), впоследствии — епископ Воронежский.
18 апреля 1965 г., в день праздника Входа Господня в Иерусалим, я был рукоположен в иеродиакона, а 22 апреля, в Великий Четверг — в иеромонаха.
Академию я окончил со степенью кандидата богословия. Моя научная работа «Идея искупления у древних языческих народов и в Ветхозаветной религии» была посвящена сложной и недостаточно изученной теме религиозного состояния древнего мира, духовные искания которого имели зерно истины и являлись одним из орудий Божественного Провидения для приготовления человечества к принятию спасительного учения, принесенного на землю Иисусом Христом, о воссоединении падшего человека с Богом. Рецензенты, профессор М. А. Старокадомский и доцент А. И. Осипов, дали высокую оценку диссертации.
Вы преподаватели в духовных школах, были правящим архиереем на различных кафедрах. Какие самые яркие события связаны с этим периодом Вашей жизни?
Времена, в которые мне довелось преподавать и ректорствовать в ОДС, были нелегкими. «Хрущевская оттепель» стала для Церкви лютыми заморозками. Вся церковная жизнь находилась под неослабным репрессивным давлением государственного аппарата. Но я счастлив, что Господь сподобил меня воспитывать в этот период будущих пастырей Церкви. Все они стали достойными священнослужителями, а некоторые и архиереями. За 9 лет ректорства удалось сделать немало — и в материальном, и в духовном плане, и за это я благодарен Богу. Был построен новый семинарский корпус, создан церковно-археологический музей. Одесская семинария стала одним из активных центров международного научно-религиозного общения. Мы стремились воспитать студентов не только глубоко церковными, но и высококультурными, всесторонне образованными, по-современному мыслящими людьми. Это страшно раздражало атеистических чиновников. Но они были не в силах помешать объективным процессам расширения влияния Церкви на общество, на души человеческие.
В 1975 г. я был рукоположен во епископа Винницкого. Кафедра была в очень запущенном состоянии. Власти делали все, чтобы уничтожить веру в этом исконно православном крае. Пришлось приложить много душевных и телесных усилий для исправления ситуации. Сопротивление властей было очень большим, но, с Божией помощью, церковная жизнь начала налаживаться. Перестройка внесла в церковно-государственные отношения позитивные коррективы. Стали открываться храмы, обители, воскресные школы, появилась возможность открыть в епархии свой печатный орган, наладить взаимодействие с другими средствами массовой информации. Для меня незабываемыми событиями стали возрождение Браиловского монастыря и возвращение Спасо-Преображенского кафедрального собора — жемчужин архитектуры, святынь Подольского края. В одном только 1990 г. в епархии открылось более 100 храмов.
Активное участие в общественной жизни позволило наладить тесный контакт с интеллигенцией, деятелями науки, государственными и общественными структурами. Я был членом Президиума и правления украинского Совета мира и украинского фонда культуры, общества «Украина», украинского общества охраны памятников истории и культуры, дружил с Олесем Терентьевичем Гончаром, В. Забаштанским, И. Гайдаенко, другими выдающимися людьми, каждый из которых оставил заметный след в духовной жизни Украины. Теплые дружеские отношения я поддерживаю с Борисом Ильичем Олейником, космонавтом Г. Гречко, народной артисткой Украины А. Фоменко, академиком Г. Поливановой и другими творческими людьми, чья деятельность составила славную страницу в истории Украины. Православие всегда было духовной опорой украинского народа, обогащая его культуру, науку, общественно-филосовское сознание истинами веры и нравственности.
Ваше Высокопреосвященство, Вы были активным участником политических процессов времен демократизации, избирались народным депутатом Украины, были у истоков создания демократического независимого государства. Как вы оцениваете сегодня этот период и те процессы, которые происходили тогда в Украине?
Перестройка принесла немало проблем, среди которых были активизация раскольнической и униатской экспансии, разжигание националистических страстей, появление на политической арене «Руха» и других экстремистских партий и движений. Чтобы противостать антиправославной деятельности этих сил, я выдвинул свою кандидатуру на выборах в Верховный Совет Украины. Победа далась в нелегкой борьбе, ибо против меня выступил лидер местного «Руха» В. Мулява. Однако винничане поддержали меня и предложенную мной предвыборную программу, которая, в отличие от демагогии В. Мулявы, содержала конструктивные, созидательные предложения.
Безусловно, приоритетом моей депутатской деятельности стала защита интересов украинского Православия. Я принимал участие в предоставлении Украинской Православной Церкви самостоятельности и независимости в управлении, инициировал принятие Верховной Радой решения об официальном признании Рождества, Пасхи и дня Святой Троицы народными праздниками Украины, призывал к уврачеванию церковного раскола в украинском Православии, к приостановлению межконфессионального противостояния.
В Верховной Раде ХII созыва, в которой тон задавала агрессивная группа депутатов-националистов, проводить отвечающую интересам Православия политику было нелегко. Я неоднократно подвергался обструкции экстремистов. Их обвинения в отсутствии у меня патриотической позиции были беспочвенны — я голосовал в 1991 г. за независимость Украины, что подтверждается награждением меня в 2001 г. юбилейной медалью «10 рок¦в незалежност¦ Укра§ ни» за непосредственное участие в проведении «Акту проголошення незалежност¦ Укра§ ни 24 серпня 1991р.» Часто мне приходилось, направляясь в Верховную Раду на заседания, подвергаться нападкам и оскорблениям, проходить «сквозь строй» словесного линчевания. Депутатство было тяжелым крестом. Однако я с твердым упованием на Господа выполнял это ответственное послушание, являясь, по сути, полпредом УПЦ в парламенте.
Владыка, Вы были одним из инициаторов созыва Житомирского совещания и Харьковского Архиерейского Собора, которые стали этапными событиями в жизни Украинской Православной Церкви. Что подвигло Вас тогда на эти протестные акции?
10 июля 1990 г. я участвовал в заседании Синодальной комиссии по вопросу предоставления УПЦ независимости и самостоятельности в управлении. На Архиерейском Соборе, проходившем 25−27 октября 1990 г. в Свято-Даниловом монастыре, УПЦ получила полную самостоятельность в управлении. Пользуясь авторитарными методами, Филарет начал форсировать процесс автокефалии УПЦ, якобы радея за Украину, но в действительности мечтая лишь о собственном патриаршестве. Впоследствии, на Архиерейском Соборе 31 марта — 5 апреля 1992 г., когда положение в Украине достигло небывалого кризиса, Святейший патриарх с болью говорил: «Нас уверяли, что если мы предоставим УПЦ независимость в управлении, то будут решены все проблемы. А еще раньше на очень тяжелой встрече в Почаевской лавре, своеобразной многочасовой Голгофе, говорилось, что только титул „Блаженнейший“ для Киевского митрополита Филарета решит все проблемы. Но титул не спас положения… не вернулись приходы из автокефалии, не вернулись приходы из унии, раскол укреплялся».
Между тем, пользуясь кризисом в УПЦ, греко-католики развернули настоящий крестовый поход на Православие. События в Галичине взволновали всеправославный мир. Архиепископ Афинский и всея Эллады Серафим обвинил Папу Римского Иоанна Павла II в том, что он «пользуется трагической ситуацией в Восточной Европе, чтобы укрепить там позиции Ватикана». Восточные православные патриархи заявили: «Мы осуждаем действия униатов… Экспансия Ватикана в Восточной Европе… нанесла самый серьезный удар диалогу».
1−3 ноября 1991 г. Филарет созвал Собор УПЦ в Киеве. Однако в повестке дня главное место занимала не борьба с унией и расколом, а требование предоставления УПЦ автокефалии. Волеизъявление собравшихся на соборе делегатов попиралось различными авторитарными методами. Ведь подавляющее большинство верующих Украины не поддерживало автокефалии. Так, более шестидесяти приходов Винницкой епархии направили в декабре 1991 г. Святейшему патриарху протоколы своих собраний с решением выйти из подчинения митрополиту Филарету и перейти под патриарший омофор. В каждом из этих приходов было собрано от нескольких сотен до нескольких тысяч подписей против филаретовской автокефалии.
Против одиозной личности Филарета выступили даже украинские деятели культуры. 25 народных депутатов Украины: О. Шевченко, В. Чорновил, С. Головатый и др., подписали обращение, в котором говорилось, что Церковь с таким руководителем не может способствовать духовному возрождению украинского народа. 31 марта 1992 г. в Свято-Даниловом монастыре открылся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Он был посвящен событиям в Украине. Собор пикетировали многочисленные делегации верующих из разных епархий Украины, протестовавшие против Филарета и автокефалии. Подавляющее большинство архиереев не поддержало автокефалию.
На Соборе выступил и я. С болью говорил о сложившейся ситуации, о недопустимости ее обострения. Вместе с многими собратьями-архиереями я предложил собору рассмотреть вопрос о смене, для блага Церкви, скомпрометировавшего себя Филарета. Филарет, дабы избежать процедуры низложения, дал архипастырское слово, что добровольно сложит с себя полномочия Предстоятеля на Соборе УПЦ. Он просил не отправлять его на покой и дать возможность служить в одной из украинских епархий.
Однако, вернувшись в Киев, он нарушил священную архиерейскую клятву, данную пред лицем Освященного Собора, перед Честным Крестом и Евангелием. 30 апреля в Житомире состоялось Собрание представителей духовенства, монастырей, православных братств и мирян. Я был одним из инициаторов его созыва и председательствовал на нем. Собрание заявило решительный протест митрополиту Филарету в связи с его клеветническими заявлениями. Собрание призвало епископат, духовенство, монашество и мирян твердо стоять на позициях канонов, заявило о созыве Архиерейского Собора УПЦ с рассмотрением вопроса о выборах нового Предстоятеля. В то же время на имя Святейшего патриарха поступило обращение Украинского Комитета по защите Православия с 29 тыс. подписавшимися, в котором содержалось прошение «применить в отношении митрополита Филарета всю полноту канонического права».
В строгом соответствии со всеми каноническими нормами и правилами, при подавляющей поддержке духовенства и мирян 27 мая 1992 г. в Харькове состоялся Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви. По решению Собора митрополит Филарет за преступления перед Святой Церковью был смещен с Киевской кафедры и с поста Предстоятеля УПЦ, почислен за штат и запрещен в священнослужении. Собор тайным голосованием избрал Предстоятелем УПЦ митрополита Владимира (Сабодана). Значение Харьковского Собора непреходяще, ибо он положил основание канонической самостоятельности Украинской Православной Церкви.
Вы уже более 10 лет возглавляете Одесскую кафедру. С какими проблемами возрождения Православия Вы столкнулись в своем регионе?
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 26 июня 1992 г. я был направлен на Одесскую кафедру. Ситуация в Одессе была тогда очень сложной. Город пережил большие волнения, связанные с попыткой насильственного насаждения автокефалии в Украине, против которой единодушно выступили одесские священнослужители, монашествующие и миряне. В епархии был нарушен мир, возникла конфронтация между сторонниками автокефалии и ее противниками. Для епархии это был, вероятно, самый трудный период ее бытия. Предшествующие события не способствовали нормальному течению церковной жизни в крае. Необходимо было активизировать процессы, связанные с возрождением церковного просвещения, миссионерства и катехизации, благотворительности, храмостроительства и т. д.
Я прибыл в Одессу в конце июля 1992 г. К этому времени ситуация в Украинской Православной Церкви стабилизировалась. 26 июня 1992 г. в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре состоялся первый Поместный Собор УПЦ во главе с новым Предстоятелем Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром. В работе Собора приняли участие епископат Украинской Православной Церкви, представители духовенства, мирян, монастырей, духовных школ из всех епархий УПЦ. Поместный Собор, как высший законодательный орган в Церкви, постановил: «Признать Архиерейский Собор в Харькове от 27−28 мая 1992 г. каноничным, утвердить все его деяния и постановления». Участники Освященного Поместного Собора единодушно осудили деятельность бывшего митрополита Филарета и подтвердили постановление об освобождении его с поста Предстоятеля УПЦ и извержении его из священного сана. Одесситы с радостью восприняли судьбоносные решения Киевского Поместного Собора. Им был близок и дорог облик Его Блаженства митрополита Владимира, которого многие знали и общались с ним во время жизни его в Одессе.
Своим святым долгом я считал, в первую очередь, возрождение преемственности и традиций, которыми так славилась благословенная одесская земля, возрождение ее подлинного духовного облика. Это восстановление традиции крестного хода в честь основания Одессы, введенной в 1849 г. святителем Иннокентием (Борисовым), возрождение разрушенных святынь: Свято-Алексеевского храма в центре Молдаванки, сооруженного в 1888 г. архитектором А. Д. Тодоровым, Скорбященской церкви при глазном госпитале — бывшей Стурдзовской богадельне Сердобольных сестер, воздвигнутой в 1859 г. по проекту архитектора Ф. Моранди; Александро-Невского храма при Одесском военном госпитале, закладка которого произошла в 1897 г., и многих других. Каждая из этих церквей была живой вехой в истории Одессы, хранительницей ее духовных традиций.
Но не только старые, дореволюционные храмы пришлось открывать. Не менее важной задачей является возведение новых церквей. В 1993 г. состоялась закладка Свято-Николаевского храма на 17-м причале морского вокзала. Когда-то здесь до революции стоял Свято-Николаевский портовый храм. В нем служил великий праведник Одессы протоиерей Иона Атаманский, причисленный ныне к лику святых Украинской Православной Церкви. Он был разрушен в 1933 г. Строительство новой церкви в порту явилось актом покаяния, свидетельством оздоровления общества. Освящение храма в 1994 г. стало торжеством всегородского масштаба. Оно было приурочено к празднованию 200-летнего юбилея Одессы. Чин освящения совершил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир.
Важнейшим делом считаю возрождение монашеской жизни. В 1992 г. в городе действовал всего один монастырь — Свято-Успенский мужской на Большом Фонтане. Теперь восстановлено монашеское делание в Свято-Пантелеимоновском и Свято-Ильинском монастырях, сооруженных в конце XIX в. афонскими монахами. Подворья Святой Горы Афон в Одессе предназначались для приема паломников, направлявшихся со всех концов Российской империи к святым местам Палестины, Греции, Синая, Рима и других всемирных центров христианства. В помещениях подворий могло одновременно размещаться более тысячи человек. В архитектурном плане подворья представляли собой жемчужины храмового зодчества. Возродилась монашеская жизнь в Свято-Архангело-Михайловском женском монастыре.
К нынешнему времени в епархии действует 8 монастырей: мужские Свято-Успенский, Свято-Пантелеймоновский, Свято-Ильинский, Свято-Иверский в Одессе и Свято-Константино-Еленинский в Измаиле, женские Свято-Архангело-Михайловский в Одессе, Спасо-Преображенский в с. Борисовка Татарбунарского района и Рождество-Богородичный в с. Александровка Болградского района.
Важным событием для украинского Православия стало прославление подвижников благочестия г. Одессы — впервые за все годы ее существования. На небосклоне церковном ныне благодатно сияют имена преподобных Кукши Одесского, Гаврила Афонского, святителя Иннокентия Херсонского, праведного Ионы Одесского, священномученика Анатолия Одесского.
Вряд ли в Одессе кто-то мог предположить, что на заре новой эры — III-го тысячелетия по Рождестве Христовом, — вновь будет воссоздан знаменитый Одесский Спасо-Преображенский кафедральный собор — слава и гордость Украины, великая святыня Православия. Чудо воскрешения этой святыни совершилось по милости Божией и всесильному заступничеству Игумении православных — Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, прославляемой на богоспасаемой одесской земле в Ее чудотворном Касперовском образе.
Много лет Вы возглавляете Учебный комитет. С какими проблемами вы столкнулись в сфере духовного образования и какие вы видите перспективы развития духовных школ в Украине?
Учебный комитет Украинской Православной Церкви регулярно собирается для решения насущих задач богословского и церковно-просветительского образования. В УПЦ действуют Киевская духовная академия, Одесская, Харьковская, Волынская, Почаевская и Киевская духовные семинарии. Во многих епархиях функционируют духовные и церковно-регентские училища, катехизаторские курсы, православные гимназии, церковно-приходские школы. В нескольких епархиях открылись филиалы Православного Свято-Тихоновского богословского института. Издаются учебные труды наших духовных школ. По благословению Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, готовится актуальный документ — Концепция церковного образования, в которой будет обобщен опыт духовных учебных заведений Украины и намечены вехи развития богословской науки и церковного просветительства. В епархиях открываются отделы религиозного образования и катехизации. Создано Православного Педагогическое общество. Среди проблем, которые находят в стадии решения — введение в программы общеобразовательных школ и вузов предметов «Основы христианской этики», «Основы культуры», «Теология» и т. д. Форсировать этот процесс нельзя ввиду неоднозначности религиозной ситуации в Украине. Однако влиять на светскую систему образования Церковь, безусловно, должна и будет активизировать шаг в этом направлении.
Празднование Вашего юбилея совпало с Днем города Одессы. Это простое совпадение? Чем для Вас является «жемчужина у моря»?
Одесса для меня — благословенный, славный город, один из центров украинского Православия, прославившийся множеством святынь, возвеличенный деяниями знаменитых, архипастырей, святых угодников Божиих, подвижников благочестия. Этот город «у Черного моря» стал для меня воистину родным. Надеюсь, по милости Божией, приумножить свои усилия по возрождению православных начал на Одесщине, в этом обширном регионе Украины, сделать все, чтобы Одесский край стал твердыней Православия.
Беседовала игумения Серафима (Шевчук)