Пресс-служба УПЦ | Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) | 17.09.2003 |
«Путь и истина и жизнь»
Размышляя о путях христианского просвещения, мы неизбежно поместим во главу угла слова Господа Иисуса Христа: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6). На этом Божественном основании зиждется замысел Творца о развития всего рода человеческого, от первых мгновений его бытия до последних дней и часов человеческой истории. И потому пророческая, просветительская и миссионерская деятельность Святой Церкви в конечном итоге всегда служит соединению человека с Богом в Святых Таинствах и, прежде всего, в Евхаристии. Иными словами, духовное просвещение мы понимаем как направление человека на путь познания истины для жизни вечной.
Церковь имеет свидетельство апостола Иоанна Богослова о том, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 8). Проповедь этого постулата во всей бесконечности его богословского содержания вовеки пребывает целью миссии Святой Церкви в мире.
Образ же неизменяемости содержания проповеди о Боге-Любви и в ветхозаветные, и в новозаветные времена мы видим в событии Преображения Господня. Вспомним, кто были собеседниками Христа Спасителя на Фаворе: законодатель Моисей и пророк Илия.
Слово и дело Боговидца Моисея непреходящи до скончания века, ибо непреложность основополагающих статей универсального Синайского кодекса Сын Божий утвердил Сам, сказав, что «доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё» (Мф. 5: 18).
Поэтому и возвращения библейского пророка Илии, мужественно боровшегося во дни своей земной жизни с безбожием, ожидали и ожидают верующие всех времен. Как мы помним, на рубеже Ветхого и Нового Заветов именно его черты люди усматривали в Иоанне Крестителе; именно его имя слышалось распинателям в предсмертном вопле Иисуса: «Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27: 46). Также и от нас, и от грядущих поколений не скрыто, что пророку Илии вкупе с праведным патриархом Енохом предстоит лично совершить проповедь покаяния, придя в Иерусалим в последние дни, события коих обозначены в Откровении Иоанна Богослова.
Итак, апостолам на Фаворе было явлено, что путь христианского просвещения для всех времен и племен народных состоит в единстве его средств, целей и результатов, которые и сосредоточены в Личности Богочеловека — Господа нашего Иисуса Христа. В этом — правда жизни и истина бытия, свидетелями которых является весь сонм святых, «от века Господеви угодивших».
Миссия среди соотечественников
Рассуждая о многообразии педагогических методов христианского просвещения, мы сегодня без тени смущения говорим о миссии Церкви среди своих соотечественников. В этом нет парадокса, ибо в многообразии мнений и позиций членов нашего современного общества твердые христианские убеждения присутствуют отнюдь не в большинстве случаев. Но славянские земли — вовсе не tabula rasa и не terra incognita, где слухом не слышали о Евангелии.
Наши земли и народы не просто вскормлены Православием за тысячу лет своего христианского бытия: они на уровне генетической природы восприняли Слово Божие и всю свою дальнейшую национальную историю понимают как стояние в вере за Святую Русь, за Дом Пресвятой Богородицы.
Наша миссия сегодня как раз и состоит в употреблении максимально возможных форм и средств, которые могут способствовать напоминанию нашим соотечественникам о христианской природе их души. Как написал в одном из своих стихотворений инок Свято-Успенского Жировичского монастыря, «Душа у кожнага — хрысцьянка, / Ды не ва ўс¦х яна жывая. / Аб гэтым — памяць векавая"…
Поэтому миссия православного христианского педагога или учителя состоит именно в пробуждении исторической, духовной и, наконец, личной памяти человека о том, что говорит ему Бог на языке его живой совести.
Если позволите, мне бы хотелось с определенной степенью условности сравнить сегодняшнее духовное состояние нашего общества с состоянием апостолов Луки и Клеопы, когда они совершали свой печальный путь в Еммаус. «А мы надеялись было, — уныло говорили они Воскресшему Христу о Нем Самом, — что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля…».
И что же Учитель? Стал ли Он с гневом обличать их? Или отвернулся от их маловерия? Или оскорбился? Нет, Он терпеливо и по порядку, «начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24: 13−27). Божественный Педагог лишь дал определение причинам, которые не позволили двум Его близким ученикам понять смысл происходящего и уверовать: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!».
В этом не было ни упрека, ни осуждения. Но здесь, если угодно, был поставлен социально-психологический диагноз слабой успеваемости учеников. И только от Личности Учителя зависело избрание того единственно правильного метода просвещения, в результате которого «открылись у них глаза, и они узнали Его». И не только узнали, но поняли, почему горело в них сердце, когда Он говорил им на дороге (См. Лк: 24: 13−33). Это и есть метод терпеливой и мудрой любви, то есть личный пример Сына Божия, как и чему следует учить учеников.
Личность педагога — свидетеля Истины
На наших многоразличных педагогических конференциях и иных форумах мы довольно часто говорим о личности учителя. Помниться, и на предыдущей Киевской встрече, посвященной значению семьи в деле современного образования, тема личности педагога в христианском просвещении звучала весьма активно. Позвольте мне в этом контексте кратко рассказать о событии, имевшем место в апреле сего года в Минске.
Существующее в Республике Беларусь общественное объединение «Родители и учителя за возрождение духовного образования» провело международную научно-практическую конференцию. Ее темой стало «Педагогическое наследие Сергея Александровича Рачинского и современное образование». Об этом выдающемся христианском педагоге, 170-летию которого был посвящен форум в Минске, сегодня необходимо вспомнить со всей ответственностью! Потому что личность и наследие Сергея Александровича столь огромны и значительны, что их внимательное изучение способно принести учителям и методистам, родителям и ученикам несомненную пользу в деле религиозно-нравственного просвещения.
Ученый-ботаник, государственный деятель по части Министерства иностранных дел, он в прямом смысле слова стал педагогом от Бога. Зайдя однажды в сельскую школу в своем имении, Сергей Александрович огорчился невероятной скуке проходившего урока арифметики. Следующий урок он решил провести сам, да так провести, чтобы скуки в классе не было в помине. Его педагогическая премьера имела ошеломляющий успех среди деревенских ребятишек. Так Сергей Александрович стал педагогом, не имея на то специального образования, но будучи человеком талантливым и убежденным.
Выступая перед участниками конференции, я обратил их внимание на то, что особенностью педагогического дара Сергея Александровича Рачинского было видение естественной духовной жажды или, как он говорил, живого зародыша благочестия в детской душе. Дети, не испорченные ранней безответственностью родителей, имеют врожденное религиозное чувство, христианскую генетическую память. Родителям в семье и учителям в школе нужно лишь суметь разбудить эту память, а вернее, не дать уснуть естественному религиозному чувству вскоре после рождения человека в мир.
При этом, поучая о Божественной Истине, мы сами обязаны быть свидетелями этой Истины. Вспомним последние слова Христа Спасителя, обращенные к апостолам и ученикам перед Его Вознесением: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1: 8). Говоря словами Писания, сосуды наших сердец должны быть чисты, ибо иначе Премудрость не войдет в них, и сила Духа Святаго не станет действовать в нас и через нас.
Человеческая личность зарождается в Боге, формируется в семье и реализует себя в обществе. И чем больше свидетелей правды Христовой встретится ей на этом пути, тем полноценнее будет ее становление и дальнейшее раскрытие в служении Богу и ближнему.
Совсем недавно мы совершали празднование 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского. Обратившись к житию дивного старца, мы находим весьма яркие иллюстрации к педагогическому аспекту темы нашей встречи:
— образ благочестивой матери, чей медный крест преподобный Серафим не снимал до конца своей земной жизни;
— благословение Киево-Печерского старца Досифея, примечательного самого по себе, которое ознаменовало начало монашеского подвига юного Прохора Мошнина;
— водительство Пресвятой Богородицы, безусловное послушание воле Которой стало залогом всех трудов Преподобного по устроению ее Четвертого удела;
— наконец, учительство самого преподобного Серафима, или его подвиг старчества.
Всё это вкупе составляет универсальный пример жизни и деятельности, который при внимательном рассмотрении дает ответы на вопросы, встающие перед нами на нынешнем форуме.
Радость о Господе
как особенность христианского учительства
Серафимо-Саровские торжества в начале XX и в начале XXI столетий в равной степени свидетельствуют о том, что христианское просвещение искренне востребовано нашими народами. Может быть, не так широко, как нам хотелось бы: не секрет, что сила противодействия православному просвещению ныне, как и сто лет назад, весьма активна.
И всё же мы не вправе сетовать на внешние трудности, ибо сказано: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12: 32). И сегодня мы должны не только с благодарностью вспоминать православных учителей и наставников, которые были духовниками дореволюционных поколений наших соотечественников. Такие духовные светочи сияли и во времена гонений, они есть среди нас и ныне. Мы же призваны к поиску и обретению тех наших современников, кто своим богодухновенным словом и благочестивым жизненным примером питает духовную жизнь народа, нередко оставаясь в тени не только общественного, но и официального церковного внимания. И нам нельзя стесняться называть их учителями и наставниками, следовать их поучениям и руководствоваться их богодухновенным опытом, проходя поприще нашего личного и общественного церковного служения.
Исполняя завет Апостола о поминании наставников наших, которые проповедуют нам слово Божие, и подражая вере их (Евр. 13: 7), мы должны не стесняться на их примере открывать обществу истинное учительство, которое происходит от Духа Святого! Это особенно важно, ибо шумные и агрессивные лжеучители пытаются внедрить свои ереси в самое сердце народного самосознания, стараясь извратить его христианскую суть и заместить Евангельские истины своими измышлениями.
Вообще духовным индикатором, своеобразным лакмусом в многоразличной на сегодняшний день православной проповеди должен быть именно элемент любви к Богу и человеку. Ведь сегодня совершенно очевидно, что в церковной, вернее, околоцерковной и псевдоцерковной среде есть и человеконенавистническое направление образа мыслей, имеющих одну лишь личину благочестия. А «не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4: 20).
Мне бы хотелось сегодня подчеркнуть определенную общую особенность, которая характерна для учительства всех выдающихся церковных учителей и проповедников. Эта общность выражается в том, что во главе проповеди каждого из них стоит радость — жизнеутверждающая радость о встрече человека с Богом, о начале и развитии их диалога, о слиянии голоса молящегося и беседующего с Богом человека в симфонию общей церковной молитвы. Это важное, очень важное качество проповеди, которое, к сожалению, свойственно далеко не всем, встающим на миссионерскую стезю в самом широком смысле.
Позвольте мне завершить свое краткое выступление выражением надежды, что пути православного учительства, проповедничества и просвещения будут в нынешнем тысячелетии исполнены плодами глубоко осознанного личного опыта многих и многих священнослужителей, монашествующих и мирян, которые едиными устами и единым сердцем будут свидетельствовать о том, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 7), что «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1: 5), что «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4: 24).