Известия | Наталья Коныгина | 16.09.2003 |
«В первую очередь знание об идентификационных процессах, происходящих в современной России, нужно самому обществу», — говорится в материалах «круглого стола» по проблеме самоидентификации, прошедшего на днях в Госдуме. По мнению его участников, серьезные исследования на эту тему практически не проводились, а критерии, на основании которых человек относит себя к русским, четко не определены.
— Человек считает себя русским, но объяснить, почему он это делает, не может, — говорит председатель правления Центра демографических исследований Игорь Чиндин. — А знать причины необходимо, потому что здесь мы подходим к вопросу о формировании национального самосознания и государственной идеологии.
Правда, при этом Чиндин утверждает, что под «русскими» подразумеваются не русские в узко-этническом смысле слова, а все граждане России. То есть те, кого сейчас принято называть «россиянами».
В ходе исследования будет составлена карта региональных моделей самоопределения людей. По словам Чиндина, критерии «русскости» могут разниться от региона к региону — например, где-то важнее окажется русский язык, а где-то православие. Во-вторых, предполагается определить ключевые для населения понятия, касающиеся самоидентификации. Полученные результаты планируется проанализировать с социологической, культурологической, экономической, исторической и психологической точек зрения и вынести на всенародное обсуждение и обдумывание.
Однако социологи не согласны с тем, что вопросы национальной идентификации до сих пор не изучались.
— Такие исследования проводились и в 80-е, и в 90-е годы, — сообщила «Известиям» директор Института социологии Леокадия Дробежева. — Люди считают себя русскими на основании языка, исторического прошлого, культуры. Если говорить об идентификации по культурным критериям, то особенность русских в том, что у них доминирует не традиционная культура, а профессиональная. То есть русские говорят в первую очередь, например, не о народной музыке, а о «классической». Сейчас растет роль героического прошлого как фактора идентификации.
Лингвист Георгий Хазагеров считает первостепенным фактором для осознания себя представителем той или иной национальности язык.
— Но при этом важен не сам язык как система, а то, что мы считаем образцами этого языка, то есть тексты классической литературы, -говорит он. — Они задают образцы поведения, в том числе речевого. И еще один важный момент — речевая практика, тот язык, на котором мы говорим каждый день. Если люди говорят на одном и том же языке и читают одни и те же тексты — это значит, что они принадлежат к одной нации.
По словам Леокадии Дробежевой, после распада СССР русские пережили кризис идентификации, связанный с тем, что во многих республиках они оказались «оккупантами». Сейчас ситуация приходит в норму. При этом 90 процентов русских считают себя одновременно и русскими, и россиянами, то есть этническое самосознание у них мирно уживается с государственным. Среди представителей других национальностей, живущих в России, — та же ситуация: 80 процентам из них осознание своей принадлежности к определенной национальности не мешает считать себя россиянами.
Леокадия Дробежева считает, что для нормального развития общества государственная и этническая идентификации обязательно должны совмещаться. Этому могут способствовать события, важные для всех национальностей, будь то общегосударственные праздники или победы российских спортсменов.