Правда.Ru | Виктория Стеклова | 10.09.2003 |
Теперь, полгода спустя, на вопрос о роде его деятельности, Олег ответил, что, мол, лечит алкоголиков и наркоманов, выходя для этого… «в астрал». «Хочешь, я изгоню из тебя дьявола?» — вдруг вполне серьёзно предложил он. Я не хотела, и потому быстро распрощалась с полусумасшедшим приятелем, ставшим таковым за считанные месяцы.
Собрание «Церкви Христа», на которое я попала, проводилось в арендованном помещении ДК на улице Тургеневской, 39. Это не единственное место — адептов упомянутой религиозной общины в нашем городе столь много, что собираются они в разных, подходящих по формату, залах, едва ли не каждый день. Иногда общаются отдельно по группам: дети, студенты, девушки, юноши и пр.
В этот раз намечалась общая, воскресная проповедь, и ещё за полчаса до назначенного времени к зданию ДК стали стекаться толпы молодых (и не очень) людей. Сразу внимание привлекло их обращение друг к другу — они всячески демонстрировали доброжелательность: сверкали голливудскими улыбками, обнимались, при любом случае стараясь дотронуться до собеседника.
Меня сразу «вычислили» как новенькую и тут же прикрепили двоих — девушку Женю лет двадцати трех и более взрослую Любу — врача скорой помощи. Больше в тот день они от меня не отходили: расспрашивали об учёбе, месте жительства, интересах, отношении к вере. Номер своего телефона, несмотря на всю навязчивость этого вопроса, я утаила, и потому мне назначили встречу на следующий же день. Женя сбивчиво рассказывала о том, в каком дерьме она раньше жила: пила, кололась, воровала, и лишь попав в лоно церкви, смогла начать новую жизнь.
Харизматическим лидером ростовской общины является Вадим Гоняев. На вид лет 30−35. Высокий, красивый, обаятельный, стильно одетый молодой человек. Он напоминал принца из моей подростковой мечты.
Вадим и в этот раз вел проповедь. Замечательно, нужно заметить, вёл. Живо, доступным языком, с понятными и убедительными примерами, что называется, из жизни, а его великолепная дикция сделала бы честь любому ведущему центрального канала. Он скрупулёзно анализировал отрывок из какого-то там завета (к стыду своему должна сознаться, что слабо в этом разбираюсь) — «Богач и Лазарь». Думаю, новичков больше всего и подкупает цитирование руководителями общины святых писаний. Только вот трактуют они их как-то по-своему, даже на взгляд «непрофессионала», слишком примитивно. Вадима битком забитый зал слушал, затаив дыхание, и лишь изредка перебивал истерическими выкриками «Давай, Вадим!», «Мы с тобой, Вадим!», «Правильно, Вадим!».
Добросовестной прихожанки из меня явно не получалось — зевая, я едва не свернула себе челюсть, и только под сверлящим, как рентген, взглядом Любы, принимала сосредоточенный вид. Она услужливо подсовывала мне то книгу Завета, чтобы я могла следить за текстом, то слова церковных песен. В перерывах между проповедями других авторитетных членов общины адепты вскакивали и, пощёлкивая пальчиками (креститься здесь не принято), воодушевлённо исполняли религиозные песни, больше напоминавшие какие-то джазовые пассажи.
Маленькие дети прихожан в это время занимались в другом зале. В место культивирования будущих адептов «Церкви Христа» я, в силу возраста, пробиться не смогла. Но охват аудитории «по интересам» впечатлял.
Говорят, что эта община — ещё не самое худшее место, куда может попасть ростовчанин. Здесь не приносят жертв сатане и не занимаются групповым сексом. Напротив, членам «Церкви Христа» запрещено иметь недозволенные отношения до свадьбы, встречаются и проводят свободное время они только с единомышленниками, вступают в брак также со «своими». Попадают в общину в основном приезжие и просто одинокие люди, замученные своими проблемами. Их подкупает показное участие, доброжелательная атмосфера. Только вот запросто покинуть организацию они потом почему-то никак не могут.
На вопрос, зачем миссионеры проводят такую титаническую работу по внедрению в нашей стране новых общин, ответ нашелся сам собой: каждый адепт церкви ежемесячно должен вносить в кассу от 10 до 15 процентов всех своих заработков. Кроме того известна масса случаев, когда только этими взносами дело не заканчивалось.
«Пирамидальный» принцип
«Церковь Христа» была основана пастором Кип Мак-Кином в городе Бостоне (шт. Массачусетс, США) в 1979 году, оттуда учение вскоре распространилось и далее. В середине 90-х годов прошлого века международные «Церкви Христа» насчитывали в 89 странах мира 118 тысяч прихожан. Сегодня «Церковь Христа» за границей считается одной из самых закрытых и опасных деструктивных религиозных организаций, которой за её радикализм официально запрещено действовать в университетах США и Великобритании.
Доктрина «Церкви Христа» сочетает крайне примитивное буквалистическое (а следовательно, и доходчивое) толкование христианства с очень агрессивными методами воздействия на личность, целью которых является подавление критических чувств и мыслительных способностей человека.
Культ построен по «пирамидальному» принципу: у каждого «наставника» есть несколько «учеников», жизнь которых они тщательно контролируют. Используются следующие методы давления: навязчивость, лишение свободного времени, сна, неадекватное питание, привитие комплекса вины, тотальный контроль за свободным временем адепта.
Те, кто покинул религиозную общину, для своих бывших друзей как бы исчезает. Зачастую к ним относятся как к умершим, даже хуже: умерших часто поминают добрым словом; тех, кому удалось вырваться из «Церкви Христа», — никогда, их словно не существует.
К последствиям пребывания в лоне «Церкви Христа» относят сужение духовного и интеллектуального кругозора, агрессивность в вопросах веры, разрыв отношений с друзьями и родственниками, аномальные психические изменения.
За комментарием мы обратились к Владимиру Попову, главному специалисту комитета по межнациональным отношениям, религии и казачеству администрации города Ростова-на-Дону:
— К нам уже неоднократно с жалобами обращались родственники молодых людей, попавших под влияние этой религиозной группы. Приходил парень из училища Грекова, рассказывал о том, что две его сокурсницы после месяца посещения проповедей «Церкви Христа» впали в тяжёлую депрессию, но прекратить ходить на собрания не могли. Другая ростовчанка одна воспитывала сына, а он, попав в общину, сразу же решил отдать туда свой компьютер, никаких возражений и слушать не хотел.
Пострадавшие от деятельности церкви ростовчане говорят о плотной опеке своих близких единоверцами, с которыми те встречаются до трёх раз в неделю, а то и чаще. Среди других отличительных особенностей — контроль над сознанием адептов руководителями общины; отношения строятся по принципу деструктивной организации, деления на «мы» и «они» («они» — это те, кто не относится к прихожанам, с ними предлагается прервать отношения).
Многие из адептов церкви на самом деле бросают пить, курить и отказываются от других вредных привычек. В то же время они полностью уходят в религиозную общину, без которой больше не могут жить. Они с удовольствием отдают туда последние деньги, ценные вещи, бросают семьи, маленьких детей, престарелых родителей и уезжают заниматься миссионерской деятельностью в другие города.
Официально же нарушений в деятельности церкви не обнаружено, поэтому оснований закрыть ее нет. Это можно было бы сделать по многочисленным обращениям родственников, а те, как правило, не хотят огласки.
Недавно родители одной девушки, пытавшиеся вытащить её из «Церкви Христа», дошли до аппарата полпреда в ЮФО. По их словам, в голове у дочери остались одни песнопения, все интересы замкнулись на церкви: она стала плохо учиться, порвала отношения со своим женихом, поскольку он не одобрял её новых увлечений, к ней прикрепили «брата» — адепта той же организации, с которым она теперь должна была встречаться, а позже выйти за него замуж. Заявление родителей переслали в областную прокуратуру, оттуда — в районную. Но не туда, где находится церковь, а по месту их жительства. В общем, так ничего родители и не добились.
Сейчас на территории Ростова действует около 85 религиозных организаций. Но больше всего жалоб поступает именно на «Церковь Христа».
***
Такую визитку в любой момент вам могут всунуть в руки на улице. Но прежде чем пойти по указанному там адресу, хорошенько подумайте: действительно ли вам это нужно?