Русская служба Би-Би-Си | Джонатан Амос | 10.09.2003 |
Многие церкви и соборы оснащены органами, трубы которых так длинны, что способны воспроизводить инфразвук. Этим термином называются колебания частотой ниже 20 герц, из-за чего они находятся на грани восприятия человеческим ухом.
Как выяснили британские исследователи в ходе эксперимента, этот звук может оказывать на слушателя необычное воздействие, вызывая чувство раскаяния, беспокойства, ощущение внезапного холода и состояние, о котором говорят «мурашки по коже».
«Звуковая пушка»
В последние годы инфразвук стал предметом тщательного изучения.
В результате ученые обнаружили, что некоторые животные — такие как слоны — могут общаться между собой с помощью ультранизких сигналов. Кроме того, инфразвук, издаваемый вулканами, помогает сейчас предсказывать скорые извержения.
А в ходе недавнего эксперимента, проведенного при помощи семиметровой «звуковой пушки» в одном из концертных залов на юге Лондона, выяснилось, что инфразвук может вызывать у человека и ощущение присутствия в помещении еще кого-то или чего-то, не видимого глазу.
Исследователи пригласили в зал 750 человек и попросили их описать свои чувства после прослушивания нескольких фрагментов современных музыкальных произведений, в которые периодически вплетался инфразвук, воспроизводимый на частоте 17 герц и на громкости в 6−8 децибелл.
Пристрастившиеся к басу
В результате обнаружилось, что в момент звучания экстремальных басов аудитория переживала «странные» чувства в среднем на 22% чаще, чем обычно.
«Можно предположить, что воспроизведение инфразвуков некоторыми органными трубами в церквях и соборах приводит к тому, что люди чувствуют нечто необъяснимое, и они склонны соотносить это свое переживание с Богом, — говорит профессор Ричард Уайзман, психолог из английского университета Хертфордшира. — Некоторые участники эксперимента говорили «дрожь в запястьях», «странное чувство в животе», «учащающееся сердцебиение», «чрезвычайную тревогу» и «внезапное воспоминание о личных утратах».
«Органисты добавляют инфразвук в исполняемые ими произведения вот уже лет пятьсот, так что мы, по-видимому, уже далеко не первое поколение, которое, как поется в одной песне, «полностью отдалось басу», — добавляет Сэра Англисс, инженер и композитор, ответственная за проведение эксперимента. Отчет о нем был представлен участникам ежегодного фестиваля Британской научной ассоциации, который в этом году проходит в Манчестере.