В течение прошедших выходных с улиц Москвы исчезли рекламные плакаты торгово-ярмарочного комплекса «Москва» с изображением еврея с пейсами и в кипе и подписью «'Москва' работает и по субботам». На их месте появился непонятный вопросительный знак. Таким образом рекламное агентство «Огниво», обслуживающее ярмарочный комплекс, удовлетворило требования правозащитников и религиозных организаций, считающих, что реклама «Москвы» оскорбляет чувства иудеев. Торгово-ярмарочный комплекс «Москва» с февраля нынешнего года ведет активную рекламную кампанию. На улицах города висят 43 плаката, изображающие представителей разных народов, которые с помощью характерных для своей нации прибауток рекламируют торговый комплекс. Например, изображение чукчи сопровождается надписью «Дешево, однако!», изображение жителя Средней Азии — «Туда не езжай, сюда езжай!». На шести плакатах был изображен еврей с пейсами и в кипе, сообщающий о том, что «'Москва' работает и по субботам!» Изображение еврея на рекламных щитах с самого начала вызвало протест ряда религиозных и общественных организаций. Генеральный директор Московского бюро по правам человека Александр Брод сообщил Ъ, что еще в апреле эта организация совместно с ассоциацией «Еврейский мир» обратилась к руководству «Москвы» с просьбой заменить еврея и упоминание о субботе на что-то более нейтральное. «Мы пытались выйти на контакт непосредственно с руководством ярмарки, — отметил господин Брод.- Но 'Москва' отвечала нам, что все вопросы будет обсуждать только в суде. Тогда мы подали в суд, потому что считаем, что такая реклама недопустимым образом задевает религиозные чувства десятков тысяч верующих евреев. Сумму морального ущерба мы оценили в 200 тыс. рублей, которые намерены взыскать и с 'Москвы', и с рекламного агентства». Между тем 28 августа рекламное агентство «Огниво», являющееся дочерним предприятием «Москвы» и рекламирующее только услуги этого ярмарочного комплекса, не дожидаясь суда, заменило на шести спорных щитах еврея на большой вопросительный знак. К фразе «'Москва' работает и по субботам!» было добавлено слово «тоже». В самой «Москве» утверждают, что изменения в рекламную кампанию были внесены не из-за судебного иска. «Мы готовы к суду, — сообщила Ъ руководитель отдела рекламы торгово-ярмарочного комплекса 'Москва' Татьяна Грачева, — потому что у иска нет никаких перспектив. Мы не призывали верующих евреев совершать покупки в священную для них субботу, а просто констатировали факт — 'Москва' и в самом деле работает и по субботам. Замена еврея на знак вопроса связана с плановыми изменениями в нашей рекламной кампании — это не результат давления общественности, а планомерная маркетинговая деятельность. Мы уверены, что наша реклама не оскорбляет евреев». Директор юридической компании «Усков и партнеры» Вадим Усков считает, что иск практически беспроигрышный. «Мне кажется, у иска хорошие перспективы, — отметил господин Усков, — смысл состоит в том, что любое упоминание о религиозных чувствах и их особенности можно признать нарушением свободы вероисповедания как по Конституции, так и по Гражданскому кодексу РФ». По мнению господина Ускова, сумма иска определена вполне адекватно, тем более что, по словам юриста, «на рынке наружной рекламы 200 тыс. не деньги». Слушания в арбитражном суде Москвы назначены на 4 сентября. Ъ будет следить за развитием событий.