Русская линия
Независимая газета Г. Заславский,
М. Крылова
27.08.2003 

«Благовещение» со скандалом
Кажется, Православная Церковь претендует на роль нравственного цензора, но предпочитает действовать чужими руками

Общественный комитет «За нравственное возрождение отечества» выразил протест против показа балета «Благовещение» в Малом театре. Одноактный спектакль «Благовещение» — часть гастрольной программы французской хореографической компании Ballet Preljocaj (Балет Прельжокажа). Но вряд ли авторы письма видели балет. Скорее всего они ознакомились с анонсом спектакля, в котором сказано, что автор, знаменитый хореограф Анжлен Прельжокаж, поручил роль Ангела балерине, а не танцовщику, а также описаны «неожиданные» и «далекие от стереотипов» взаимоотношения «агрессивно-чувственного ангела в черном платье, искусителя и соблазнителя», с Пресвятой Девой, «томная усталость» ангела и «трогательная двойственность» Богородицы в финале балета.

Письмо за подписью председателя комитета «За нравственное возрождение…» протоиерея Александра Шаргунова поступило на имя Юрия Соломина, в московское правительство, выступившее организатором фестиваля, и — в Генпрокуратуру. По мнению авторов письма, городские власти и лично мэр Москвы Юрий Лужков, покровительствующие «кощунственному балету», несут ответственность «за это преступление и его последствия». Французский спектакль назван «тупой провокацией» и аморальной пропагандой однополой любви. Авторы письма считают, что показ балета, вольно трактующего одну из ключевых канонических тем Евангелия, позорит сцену Малого театра и может спровоцировать «возбуждение религиозной розни». Господин Шаргунов ищет союзников в неожиданном для православного священника месте. Он ссылается на Католическую лигу Америки, также протестовавшую против балета Прельжокажа.

Любопытно, что в минувшую пятницу корреспондент «НГ» задал вопрос артистическому директору фестиваля «Гран Па» Никите Дмитриевскому как раз о «Благовещении»: в России уже случалось, что Церковь или истовые прихожане выражали решительный протест против такого «неканонического» искусства. Два наиболее ярких примера: в 1997 году РПЦ выступила против показа по НТВ фильма Скорсезе «Последнее искушение Христа», в начале этого года группа оскорбленных верующих пришла на выставку в Сахаровский центр и весьма агрессивно отреагировала на «актуальное искусство». Протоиерей Шаргунов в истории с показом фильма Скорсезе был как раз одним из инициаторов «религиозной активности» и требовал едва ли не анафемы для Евгения Киселева. Но г-н Дмитриевский сказал, что волнения не испытывает, поскольку наша публика, по его словам, готова воспринять искусство Прельжокажа. И — ошибся, во всяком случае — в части готовности всех отечественных зрителей.

Комментируя ситуацию, руководство фестиваля «Гран Па» подчеркивает, что речь идет о высоко художественном произведении, созданном одним из крупнейших хореографов мира. Артистический директор фестиваля «Гран Па» Никита Дмитриевский заявил корреспонденту «НГ», что «это письмо — политика, а политика и искусство лежат в разных плоскостях. Нормально, когда произведения искусства кажутся противоречивыми во взглядах разных сторон». Другой директор «Гран Па», Сергей Ольденбург-Свинцов сослался на ведущего танцовщика Большого театра Николая Цискаридзе, высоко оценившего балет (Цискаридзе специально летал в Париж, чтобы увидеть «Благовещение»). «Мы никого не заставляем смотреть эту постановку», — добавил г-н Ольденбург. А президент фестиваля Игорь Яринских подчеркнул, что руководство фестиваля «не может заниматься цензурой».

Анжлен Прельжокаж, прилетевший в Москву накануне гастролей, заявил, что «Благовещение» идет в его труппе с 1995 года, показывался во многих странах, и ни в одной, кроме США, не было проблем. «С балетами Нижинского, когда их показывали в Париже в начале XX века, тоже был скандал», — сказал хореограф. — Я бесконечно уважаю тему Благовещения и не задумывал этот спектакль как скандал. С моей точки зрения, женское тело пластически убедительнее мужского может изобразить в танце образ Ангела. Поэтому у меня и танцует балерина". На момент подписания этого номера «НГ» в печать не было известно, состоялись ли вчера вечером перед показом балета какие-либо демонстрации протеста у Малого театра.

Но важно не событие, а тенденция. Совершенно очевидно, что РПЦ давно претендует если не на ведущую, то во всяком случае — на заметную роль в обществе (претензии вряд ли исчерпываются одной нравственной цензурой, но для начала РПЦ, похоже, готова ограничиться и ею). В одних случаях руководство РПЦ соглашается выступить с открытым забралом, то есть — с заявлением кого-либо из высших иерархов, как это было в случае с лентой Скорсезе. В других, когда победа не кажется очевидной, вперед выдвигаются рядовые прихожане, чей возмущенный разум кипит и кого остановить никто не в силах.

И кое-каких побед ревнителям веры удалось добиться: показ «Последнего искушения Христа» в Пасхальную ночь был отменен. Спустя полгода картина была показана, однако же сейчас у РПЦ имеются основания говорить, что последующие страдания НТВ — проявления высочайшего гнева, мол, услышаны были их молитвы, если не на самом верху, то — земными властителями. А недавно Замоскворецкий суд Москвы признал незаконным возбуждение уголовного дела в отношении группы православных граждан, в январе этого года причинивших ущерб экспонатам выставки «Осторожно, религия!» в Центре имени А.Сахарова. И РПЦ — устами председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла — выразила удовлетворение решением суда.

В таком контексте история с «Благовещением» укладывается в давно избранную политическую линию РПЦ.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика