Русская линия
Парламентская газета Владислав Бахревский26.08.2003 

В селе Вальдеманове пробился ключ святой

Нижегородская земля для России все равно что печь для избы. Все русские земли — чудо и сокровенная тайна, но на Нижегородчине — Светлояр, где скрылся от нашествия бесовских орд святой град Китеж. Сами нижегородцы — люди страстей неистовых. Неистовость эта — глубинная. Молчание тоже может быть неистовым. Таков замкнувшийся в себе Кержанец, как его ни ломали эпохи.

Вот они, мистические всполохи волжской земли: Ленин и Керенский — ученики одной гимназии… Святейший Патриарх Никон и огнепалый протопоп Аввакум, величайший русский писатель XVII века и во веки веков, — соседи.

Свою книгу о царствии Алексея Михайловича я начинал с Большого Мурашкина — села боярина Бориса Ивановича Морозова, дядьки Тишайшего царя. Отсюда с поэтом Виктором Степановичем Кельдюшкиным ездили мы к Аввакуму в Григорово, к Никону — в Вальдеманово.

Ему была уготована царем Федором Алексеевичем вселенская слава. Юный царь мечтал о православном папстве, и папою должен был стать святейший Никон.

История на Никоне поставила клеймо устроителя раскола, а ведь гордый нижегородец был в заточении, когда по всей России шли расправы над непокорным народом, молившимся Богу по святоотеческому правилу, а не как царь и патриарх указали.

Трудами святейшего Никона Русская земля была украшена дивными монастырями — Иверским на Валдае, Крестным на острове Кий, Воскресенским под Москвой, названным Новым Иерусалимом, ибо монастырь этот воссоздает образ Святой земли на земле Русской. При Никоне доставлены в Москву древние чудотворные иконы Византии и 498 афонских рукописей.

Главное государственное дело Патриарха Никона — спасение православного народа Украины от истребления голодом и польским мечом. Малороссия умоляла русского царя принять их страну под свою руку. Царь и бояре понимали: исполнить моление казаков — значит ввергнуть свое государство в изнурительную войну с Речью Посполитой. Никон настоял на воссоединении России, Малороссии, Белоруссии. Это ведь тоже небесный образ, запечатленный на земле. Образ Троицы единосущной.

На родине святейшего Никона двадцать лет назад мы с Кельдюшкиным нашли запустение. Вальдеманово делит надвое глубокий овраг. Зеленый овраг, травяной. Та сторона, где родился Никита Минов — таково мирское имя святейшего, — высокая. За потемневшими изгородями ломились под тяжестью созревших ягод вишневые деревья, убирать урожай было некому. Едва живая старушка, чуть ли не единственный житель этой стороны, показала нам пустырь над кручей — место избы Миновых.

— У нас ведь раньше било двенадцать святых ключей. Все в землю ушли! Люди-то теперь неверующие…

Перешли овраг — храм посмотреть. Высокий, просторный — и мерзость запустения.

Через двадцать лет мы застали почти ту же картину, а может быть, даже худшую.

В 2005 году исполнится 400 лет со дня рождения святейшего Патриарха Никона. В Нижегородской епархии озаботились, прислали священника отца Александра Ионова. Нашлись и деньги на восстановление церкви. Батюшка начал строить дом для себя, дом для воскресной школы, поправили несколько кровлю… И вот она, наша действительность: строительные материалы умыкнули, деньги исчезли, батюшку убрали.

Местные люди не верят в наивность отца Александра. Теперь пишут письма — в епархию, Патриарху. О храме просят: ведь если храм не восстановят к столь почтенному юбилею, то уже никогда не восстановят.

А народ верует. Татьяна Николаевна Наумова, покинув Нижний Новгород, перебралась в Вальдеманово, батюшке помогать. Батюшка «испарился», а Татьяна Николаевна трудится. Собирает детей, учит их молитвам, церковному пению.

Рабочий люд городу стал не нужен, вернулся к своим вишневым садам. Ожили дома. За двадцать лет — всей заботы о памяти Патриарха: положили камень на месте избы Никиты Минова. Камень невелик, но с надписью: «Здесь родился Патриарх всея Руси Никон (1605−1681)».

Местный житель Григорий Иванович Башкирцев воздвиг возле камня крест из железных труб, врыл в землю скамейку, посадил елочки и березки. Оградой обнес. Ограду украли.

Все это горькое, а сладкое — святой ключ в Вальдеманове пробился. Один из двенадцати.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru