Русская линия
Независимая газета Василий Вальяминов20.08.2003 

Православная идеология или гражданское общество?
«Мы защищаем Церковь, борясь с безграмотным учебником», — утверждает правозащитник Лев Пономарев

Василий В: последние месяцы идет непрекращающийся судебный процесс правозащитной группы «За права человека» против учебника Аллы Бородиной «Основы православной культуры». Стороны подают встречные иски, дела переносятся из одного суда в другой. Наш корреспондент встретился с лидером правозащитников Львом Александровичем Пономаревым, чтобы разобраться в причинах столь негативной реакции.

Лев Пономарев: 'В России пытаются создать новую государственную идеологию, основанную на православии
— Лев Александрович, ваше движение «За права человека» ведет судебный процесс против учебника «Основы православной культуры». В чем причина столь жесткой позиции?
— Появление этого издания — естественное событие, если учитывать все, что происходит в стране. В России пытаются создать новую государственную идеологию, основанную на православии. Неудивительно, что этот безграмотный, небрежно написанный учебник был рекомендован комиссией при Министерстве просвещения и стал понемногу внедряться в школы. Я считаю, что идеологическое объединение государства и Православной Церкви противоречит Конституции Российской Федерации и не приведет ни к чему хорошему ни государство, ни саму Церковь.
Кризис 1917 года произошел во многом потому, что Православная Церковь была государственной и не имела возможности оказывать нравственное сопротивление большевикам. Тем не менее сейчас в самой Церкви есть много людей, которых я называю православными большевиками, хотящих получить все и сразу: деньги, одобрение властей. Но это неправильно, само общество должно сопротивляться подобным попыткам.

— Какие конкретно претензии вы предъявляете к тексту учебника?
— Прежде всего это разжигание межконфессиональной розни. Понятно, что книга с названием «Основы православной культуры» должна отражать позицию Православной Церкви, но при этом совершенно необязательно всякую другую конфессию или религию называть сектой. Очевидно, что авторы учебника вкладывают в это слово негативный оттенок. В результате очень многие древние Церкви, например Армянская Апостольская, объявляются сектантской или еретической, что может негативно отразиться на отношениях между людьми.
Потом Алла Бородина слишком рьяно и пристрастно отстаивает все позиции Православной Церкви. Учебник для светской школы носит явно апологетический характер. По своему духу это не «Основы православной культуры», а «Закон Божий». Мне кажется, что в учебнике для общеобразовательной школы недопустимы задания: «Объясните, что такое сатанизм?» или «В чем ересь монофизитов?». Очень многие факты приводятся как неоспоримые истины, и это также выглядит не совсем корректно. Когда речь заходит о Туринской плащанице, автор рассказывает, что изображение образовалось в результате ядерного взрыва, и ссылается на НАСА, но здесь совершенно не приводятся альтернативные точки зрения.
Наконец, эта книга разжигает межнациональную рознь. Она проникнута антисемитизмом. Рассказ о том, как иудеи требовали распять Христа, совершенно некорректен. В книге нет попытки дать историческое объяснение событиям, на самом деле большая часть народа любила Христа, а Его казни требовала только церковная и государственная верхушки.
Кроме того, говоря о причинах распятия, Алла Бородина добавляет: «Это понятно, так как этот народ не мог признать Христа истинным Мессией». Это уже прямое неуважение к нации, которое может привести и к антисемитизму, и к расизму. Одной этой фразы достаточно, чтобы книга была запрещена, так как все выводы автора ложатся на детей, которые воспринимают учебное пособие как истину в последней инстанции.
— Да, но преподавание этого предмета носит факультативный характер, так что любой ребенок может отказаться от занятий. Стоило ли прибегать к столь резким шагам, как обращение в суд?
— Этот факультативный предмет стоит в штатном расписании и использует ресурсы государственной школы, что уже спорно само по себе. У нас есть печальный пример преподавания основ православной культуры в Ногинском районе Московской области. Родители тех детей, которые не хотят посещать этот курс, должны написать заявление на имя директора школы. Так что реально получается «добровольно-принудительно», ведь мало кто рискнет написать такую бумагу, опасаясь неприятных последствий. Кроме того, сама рекомендация Министерства образования приводит к тому, что директор школы воспринимает этот текст как очень авторитетный и считает себя обязанным ставить этот предмет в сетку.
Вообще в многоконфессиональной и многонациональной стране вряд ли основы православной культуры могут продвигаться с помощью государства, даже если бы это был замечательный учебник, а преподавание бы реально носило добровольный характер.
— То есть вы считаете, что в светской школе нельзя вводить курс, знакомящий детей с основами религии?
— Нельзя рассказывать детям о вере с точки зрения только одной конфессии. Есть другой вариант, озвученный министром образования, — ввести в школе курс «основы мировых религий». Такой учебник должна написать группа известных культурологов и религиоведов, причем они не должны быть конфессионально ангажированы.
Можно преподавать основы гуманизма. Ведь в конечном итоге все религии учат уважать человеческую личность и помогать людям, и подобный подход можно только приветствовать.
— Сторонники преподавания ОПК в школах приводят в пример опыт уже упоминавшегося Ногинского района. По их словам, после введения этого курса снизилось число детских преступлений, и школьники стали меньше употреблять наркотики…
— Нельзя основываться на рапортах чиновников. Я уверен, что это абсолютная глупость. Это очень опасный бюрократический подход к сложнейшим религиозным проблемам, и он не может быть основанием для введения безграмотного учебника.
— Ваши оппоненты считают, что вы и Евгений Ихлов боретесь не против конкретного учебника, а против всей Православной Церкви в целом. Что вы можете им возразить?
— Подобные обвинения в наш адрес беспочвенны, несмотря на то что наши оппоненты также обратились в суд. Наоборот, мы защищаем Православную Церковь, борясь с безграмотным учебником. То, что книга Аллы Бородиной не выдерживает никакой критики, признал такой известный православный деятель, как дьякон Андрей Кураев. Мы не выступаем против Православной Церкви в целом. Кое-кто очень хочет столкнуть нас с правовой базы, но мы требуем именно четкого соблюдения Конституции.
— Не нарушаете ли вы тем самым права православных детей и их родителей, которые хотят больше узнать о своей вере?
— У нас нет ни одного обращения родителей, которое бы свидетельствовало, что они не могут удовлетворить потребность в изучении основ православия. Мне кажется, с этим вполне справляются воскресные школы и православные гимназии. По крайней мере, еще никто не говорил, что эти учреждения переполнены и не справляются с огромным наплывом желающих. Основы православной и любой другой религиозной традиции могут преподаваться в воскресных школах. Светское образование должно быть свободно от конфессиональных предпочтений.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru