Труд | Людмила Суворова | 19.08.2003 |
В это время явились два пророка — Моисей и Илия — и стали беседовать с Христом о предстоящих Его страданиях и смерти в Иерусалиме. «Господи! Хорошо нам здесь быть, — воскликнул Петр, — если хочешь, сделаем здесь три кущи (то есть три шалаша из древесных ветвей): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». И пока он говорил это, светлое облако осенило всех, и услышали голос из облака: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте!». Ученики в страхе пали на землю и закрыли лица руками. Христос же подошел к ним, коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь». Поднявшись, они увидели Его одного уже в обычном виде. Когда же сходили с горы, Иисус повелел никому не рассказывать о том, что они видели, доколе Он не воскреснет из мертвых (см.: Мф. 17,1−9).
Все это нашло точное отражение в иконе праздника. В центре ее — Христос, источающий свет. Лучи исходят от Него, на некоторых иконах они образуют звезду, которая вписывается в круг. Это символическое изображение света сразу наводит на мысль, что речь идет об ином свете. Это не свет солнца, у него другая природа, этот свет Божья Слава. Ясно, что событие происходит не вне времени и пространства, не вне земных пределов, а во вполне определенном месте — на иконе есть реальный фон: гора, деревья. И все озарено иноприродным светом, исходящим от Христа. Но что это за иная природа?
Бог сотворил материю, находящуюся в беспрерывных превращениях в процессе эволюции, сотворил Солнце, источник земного света, но Бог-Сын не был сотворен. Он родился от Отца, как говорится в Символе Веры: «Свет от света, Бог истинный от Бога истинного». Христос светился на горе Фавор светом нетварным, несотворенным. Отцы церкви назвали этот Фаворский свет, исходящий от Бога, нетварной энергией. Источником ее является Сам Бог.
Но ведь Христос вочеловечился, то есть имел материальное тело, что же источало свет в Нем? Не забудем, что во Христе, в одном Его лице — две природы: Он и Бог, Он же и человек — во всей полноте. Вот Бог и дал апостолам возможность увидеть соединение этих двух природ во Христе. Они стали свидетелями, как в человеческом теле Христа засиял Божественный Свет.
Своим Преображением Спаситель показал нам, какими станут люди в будущей жизни в Царствии Небесном и как преобразится тогда весь наш земной мир.
Праздник Преображения в народе называют яблочным Спасом, так как в этот день совершается освящение плодов. Обычай освящать плоды древний, он восходит к VIII веку. Основанием для него послужило то, что на Востоке к этому времени поспевает урожай. Колосья и виноград приносятся для благословения и в знак благодарности Богу за пропитание человека.
В России, в тех местах, где виноград не растет или не поспевает к этому времени, освящаются яблоки, груши, сливы.
Но освящение плодов имеет еще другое, таинственно-символическое значение. Через человека грех вошел в мир, и пришла в расстройство вся природа. Вместе с человеком она ожидает обновления и спасения. В событии Преображения Господу было угодно показать нам обновленное естество будущего человечества. Вот в день Преображения человек и несет в Церковь плоды как часть природы, которую он вверг в грех и которая нуждается в благословении Божием.