Русская линия
Известия А. Нарышкина,
А. Амелькина
13.08.2003 

Понедельник начинается в субботу
Еврейские организации обвинили рекламщиков в оскорблении религиозных чувств

Рекламные щиты на улицах раздражают многих. Но если раньше все претензии к наружной рекламе ограничивались недовольным ворчанием москвичей, то сейчас производители «наружки» оказались в роли ответчиков. Общественная организация «Еврейский мир» обратилась в Московский арбитражный суд с иском против руководителей торгового комплекса «Москва», рекламного агентства «Огниво» и газеты «Экстра М». Повод — реклама, на которой изображен религиозный еврей и надпись «Центр „Москва“ работает и по субботам». Недавно состоялось очередное заседание суда, на который представители ответчиков не явились. Несмотря на это, судья заявила, что «будет рассматривать дело по существу в отсутствие ответчиков», и назначила следующее заседание на 4 сентября.

История началась еще в конце апреля, когда Московское бюро по правам человека и организация «Еврейский мир» подали судебный иск к руководству торгово-ярмарочного комплекса «Москва», газете «Экстра М» и рекламному агентству «Огниво» в связи с «распространением рекламы, умаляющей деловую репутацию еврейских организаций, честь и достоинство всех евреев, соблюдающих традиции». Иск был подан практически сразу после того, как на улицах столицы и в метро появилась реклама «Москвы», на которой изображен верующий еврей в традиционном головном уборе (кипе) и с компьютером в руках. Надпись на плакатах гласила: «Центр „Москва“ работает и по субботам».

— Эта реклама слишком очевидно и акцентированно призывает покупателей, и в первую очередь евреев, совершать покупки именно в субботу, — считает глава ассоциации «Еврейский мир» Семен Августович. — Между тем в еврейской культуре суббота является не просто днем отдыха, а особенным днем, имеющим священный смысл. В этот день запрещены все виды работ, совершение покупок и ношение с собой денег. Короче говоря, реклама «Москвы» имеет неэтичный характер и оскорбляет религиозные чувства иудеев.

— Понимаете, в нашей стране долго и упорно отучали евреев соблюдать свои традиции, закрывали школы и синагоги. И только вроде все наладилось, как им снова дали по рукам, — говорит Александр Брод, директор Московского бюро по правам человека.

Истцы ссылаются на ст. 8 («Неэтичная реклама») федерального закона «О рекламе». Реклама признается неэтичной, если «содержит зрительную информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении национальности, религиозных и иных убеждений физических лиц, порочит религиозные символы».

— Если бы они нам позвонили и сказали, что не будут возобновлять эту рекламу, что приносят свои извинения, мы бы не стали обращаться в суд, — говорит Семен Августович. — Мы же не требовали, чтобы они срочно сняли щиты, мы прекрасно понимаем — это не копейку стоило!

Истцы четко знают, чего добиваются. «Мы создаем важный прецедент, — считает Августович. — Национальная сфера — очень интимная. Не надо ее трогать. Есть масса других областей, где можно изощряться, но не в этой». Зато с ответчиками полная неразбериха. Мы полдня названивали в торгово-ярмарочный комплекс «Москва». Милые девушки, приятная музыка… «Извините, никто не может ответить на ваши вопросы». Наконец к телефону подошел юрист Руфат Гуршумов.

— Почему ответчики не явились в суд?

— Истцы не удосужились узнать ни точного наименования, ни точных адресов торгового центра, — сообщил «Известиям» Руфат Гуршумов. — В исковом заявлении нужно указать, на кого оно подается. На нас ничего не подавалось. Может, они имели в виду не нас…

А с рекламным агентством вообще детективная история. В организации «Еврейский мир» сказали, что созданием этой рекламы занималось агентство «Огниво». Но ни в одном телефонном справочнике нет никакой информации о нем. Более того, когда суд отправил повестку в «Огниво», то письмо вернулась назад с пометкой «адресат указан неверно». Агентство, имевшее отношение к рекламной кампании «Москвы», мы нашли в Интернете. «Одна из наших последних работ — реклама торгово-ярмарочного комплекса „Москва“ в метро и на Третьем кольце», — сказал креативный директор рекламного агентства полного цикла «SOREC-media» Григорий Федоров в одном из интервью в декабре прошлого года. Однако и в «SOREC-media» говорят, что не имеют никакого отношения к «Москве».

— Мне об этом мало что известно, я и документов никаких не видел. Руководство «Москвы» с нами по этому поводу не связывалось, — сказал Денис Зотов, сотрудник департамента по работе с клиентами агентства «SOREC-media». — Мы вообще не имели отношения к тому, что там изображено, поскольку занимались только размещением.

А истцы и сейчас готовы пойти на мировое соглашение.

— Можно вообще убрать еврея с этого плаката, а можно просто написать: «Москва» работает… по субботам и воскресеньям". Тогда акценты сместятся и евреям будет не так обидно, — говорит Августович.

Что вы делаете в субботу?

Виктор ШЕНДЕРОВИЧ, писатель:

— Я еврей неправильный, субботу не соблюдаю, если б я ее соблюдал, то мои передачи бы в эфир не выходили: у меня записи по субботам были. Но плакат, о котором идет речь, безусловно, оскорбляет чувства верующих. Ортодоксальный еврей, изображенный в рекламе, радуется возможности нарушить Божьи заповеди. Это прямое оскорбление.

Берл ЛАЗАР, главный раввин России:

— Часть субботы я провожу в синагоге. Часть — с семьей и с гостями. А что касается плаката, он, несомненно, оскорбляет чувства верующих людей и является некорректным. Изготовители рекламы должны принимать в расчет религиозные чувства граждан.

Игорь ИРТЕНЬЕВ, поэт:

— Я не правоверный иудей, поэтому никаких специальных занятий в субботу у меня нет. А подавать в суд на плакат не стоит. Для нормального человека ничего оскорбительного в нем нет. Мы же все-таки светское государство. Ничего обидного я в этих плакатах не вижу.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru