Православие.Ru | Алла Бородина | 05.08.2003 |
Достоинства этого направления ярко и цельно выступают на фоне пестрых оккультно-окрашенных и атеистических изобретений оппонентов традиционной культуры.
Неприятие подавляющим большинством граждан России прозападных реформ, «глобалистских» мероприятий и навязывания атеистической идеологии растет прямо пропорционально агрессивной активности их проводников и сторонников. Эта естественная реакция усугубляется не только некорректными выпадами в СМИ против тысячелетних традиций народов мира, но и грубым попиранием конституционных основ Российского государства и гражданских прав россиян.
Особенностями сложившейся обстановки вокруг религиозно-познавательных учебных курсов обусловлена все возрастающая актуальность разработки их нормативно-правовой стороны.
В связи с этим представляется немаловажным ознакомление широкого круга интересующихся данной проблемой с нормативно-правовой базой авторского историко-культурологического школьного курса «История религиозной культуры», в рамках которого создан ряд пособий для учащихся и учителей, в том числе учебник «Основы православной культуры».
Согласно программе «История религиозной культуры», примерно восемьдесят процентов содержания школьно курса совершенно справедливо посвящена православной культуре, которая рассматривается как значимая часть мировой культуры и духовно-мировоззренческая основа культурных традиций России. Познавательная историко-культурологическая концепция курса позволяет в соответствии с Законом РФ «Об образовании» изучение учебного материала по истории формирования религиозной культуры народов, не нарушая прав и свобод каждого человека и целых народов.
Нормативно-правовую основу учебного курса «История религиозной культуры» составляют следующие документах:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.;
2. Закон РФ «Об образовании» от 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями).;
3. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. N125 ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);
4. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.;
5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г.;
6. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г.;
7. Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 г.;
8. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проект). — М., 2001.
9. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации — М., 2000.
Напомним содержание основных документов в частях, имеющих для нашего вопроса непосредственное значение и подчеркнем наиболее важные положения как для обеспечения права преподавания историко-культурологического курса в школе, так и в определении его рамок в содержательном и в организационном плане.
КОНСТИТУЦИЯ РФ
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)
Статья 2.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
Статья 13.
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Статья 14.
1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статья 17.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 19.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола; расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Статья 21.
1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
Статья 26.
2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Статья 28.
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Статья 29.
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную и религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Статья 38.
2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
Статья 44.
1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Как видим, Конституция РФ обеспечивает равенство всех граждан независимо от национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Все православные (равно как и другие верующие и неверующие), а не только принадлежащие к хорошо финансируемым общественным объединениям, и не только какого-либо особого происхождения, и не только занимающие высокое имущественное и должностное положение, имеют право исповедовать религию, выражать свои мысли и убеждения, распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Каждый имеет право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям.
Для православных верующих Священное Писание и Священное Предание являются высшей культурной ценностью и представляют самый авторитетный источник вероучения. В перечне сведений, составляющих государственную тайну, определенном федеральным законом, этот источник не указывается, а значит, может быть использован, передаваем и распространяем.
Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Напомним, что Евангелие — даже для неверующих — величайший памятник истории и культуры, историческое и культурное наследие. Поэтому обязанность каждого — заботиться о его сохранении. К историческому и культурному наследию относится также и вся православная культура.
Оскорбительные, умаляющие достоинства личности верующего, высказывания в СМИ некоторых граждан в течение последних лет, не только обнаруживают пренебрежение к конституционным основам государства, но и наказуемы, так как становятся орудием преступления — разжигания религиозной ненависти и вражды.
Навязывание идеологии атеизма (как и любой другой — оккультной, религиозной, в том числе экуменической, и т. д.) Конституцией России запрещено и должно рассматриваться как антиконституционные действия.
ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»
Преамбула:
Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Статья 2. Принципы государственной политики в области образования.
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
Настоящим Законом закреплены важнейшие концептуальные положения образования, в которых мы выделим два важнейшие: 1. единство воспитания и обучения составляет образование, а не информативность; 2. единство воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства; 3. патриотичность образования, приоритет общечеловеческих ценностей, направленность на сохранение жизни и здоровья человека, укрепление семьи и свободное развитие личности.
Отсюда следует, что попытки некоторых общественных объединений и отдельных деятелей в послеперестроечный период лишить наше образования (и на уровне программ и на уровне содержания учебников) воспитывающего наполнения и превратить процесс образования в процесс обучения-информирования являются противозаконными, должны разоблачаться и наказываться как опасные действия, направленные против человека, общества, государства.
С той же позиции должны рассматриваться и требования некоторых «специалистов» выхолостить учебные пособия по православной культуры до сборников религиоведческих сведений, лишить образование возможности формировать уважение к духовным традициям, историческому прошлому народов России и всего мира.
Ознакомление с религиозной культурой не должно превратиться в организованную форму и способ разрушения культурно-исторических традиций и навязывания разными современными учеными-фантастами новых, оккультно-мистических, экуменических, атеистических и других идеологий под видом изучения религиозного многообразия.
Культурное многообразие мира опирается на духовно-мировоззренческие традиции, и насильственное навязывание «синтеза религиозных воззрений» на научно-атеистической, политической и какой угодно другой платформе — бесчеловечно и разрушительно для всех культур.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ».
Преамбула:
Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений; основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством; признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры; уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России; считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный Закон.
Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания.
1. В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
2. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
5. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии…
Учебный курс «История религиозной культуры», имеющий познавательную историко-культурологическую концепцию, не относится к области «религиозного образования» или «обучения религии», предполагающего практическое участие в религиозных культах. Однако Статья 5 настоящего Закона, а именно «Религиозное образование», предусматривает и права граждан на обучение религии как таковой. Это оказывается возможным по просьбе родителей, с согласия детей и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления («предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы»).
Содержание Статьи 5 здесь не приводим, так как непосредственного отношения к нашему курсу она не имеет.
Учебный курс «История религиозной культуры», построен именно с «признанием особой роли православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры; уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России; считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания».
Высокие общечеловеческие идеалы, содержащиеся в программе «История религиозной культуры», цели и задачи курса и права российского народа на сохранение своих духовных и культурных ценностей находят опору и во Всеобщей декларации прав человека, провозглашенной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций.
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.
Преамбула:
Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, и принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных… свобод; и принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства, ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ провозглашает настоящую ВСЕОБЩУЮ ДЕКЛАРАЦИЮ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.
Статья 18. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедывать свою религию или убеждения как единично, так и сообща с другими, публичным и частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.
Статья 26. 2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми или религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА
Статья 14.
1. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии…
3. Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только тем ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка (orde public), нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц…
…Дети имеют право разговаривать на своем языке, исповедовать свою религию и пользоваться своей культурой.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, развивающая Концепцию национальной безопасности РФ применительно к информационной среде, определяет круг проблем и ставит задачи, которые важно учитывать и решать средствами образования и воспитания, что оказывается возможным в рамках данного историко-культурологического курса. При разработке программы «История религиозной культуры», еще в 1995—1997 годах, автор учитывал ряд проблем, связанных с правовой и психологической незащищенностью подрастающего поколения от пропаганды, разрушающей психику, нравственные ориентиры, патриотические и эстетические идеалы.
Теперь же мы имеем возможность выделить в Доктрине информационной безопасности РФ те важные моменты, которые имеют непосредственное отношение к образованию, воспитанию и благополучию наших детей и которые мы обязаны учитывать в государственной системе образования, как главном устоявшемся общественном институте, активно, систематически и целенаправленно внедряющем новые достижения науки, формирующем навык критической оценки получаемой информации и обеспечивающем адаптационно-психологическую защиту школьников:
ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечение
Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. < >
Первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. < >
Для достижения этого требуется:
повысить эффективность использования информационной инфрастуктуры в интересах общественного развития, консолидации российского общества, духовного возрождения многонационального народа Российской Федерации;
не допускать пропаганду и агитацию, которые способствуют разжиганию социальной, национальной или религиозной ненависти и вражды… < >
2. Виды угроз информационной безопасности Российской Федерации
< >
Угрозами конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России могут являться:
…девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе;
снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России, что существенно осложнит подготовку трудовых ресурсов для внедрения и использования новейших технологий, в том числе информационных < >
6. Особенности обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в различных сферах общественной жизни
В сфере духовной жизни. Обеспечение информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни имеет целью защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, связанных с развитием, формированием и поведением личности, свободой массового информирования, использования культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, с сохранением культурного достояния всех народов России, реализацией конституционных ограничений прав и свобод человека и гражданина в интересах сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, здоровья граждан, культурного и научного потенциала Российской Федерации, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
К числу основных объектов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни относятся:
достоинство личности, свобода совести, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, свобода мысли и слова (за исключением пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду), а также свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества, преподавания; < >
русский язык как фактор духовного единения народов многонациональной России, язык межнационального общения народов государств-участников Содружества Независимых Государств…
Наибольшую опасность в сфере духовной жизни представляют следующие угрозы информационной безопасности Российской Федерации:
…возможность нарушения общественной стабильности, нанесение вреда здоровью и жизни граждан вследствие деятельности религиозных объединений, проповедующих религиозный фундаментализм, а также тоталитарных религиозных сект; < >
неспособность современного гражданского общества России обеспечить формирование у подрастающего поколения и поддержание в обществе общественно необходимых нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны.
Основными направлениями обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни являются: развитие в России основ гражданского общества; < > выработка цивилизованных форм и способов общественного контроля за формированием в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, воспитанием патриотизма и гражданской ответственности за ее судьбу;
совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области конституционных ограничений прав и свобод человека и гражданина;
государственная поддержка мероприятий по сохранению и возрождению культурного наследия народов и народностей Российской Федерации; < >
разработка специальных правовых и организационных механизмов недопущения противоправных информационно-психологических воздействий на массовое сознание общества, неконтролируемой коммерциализации культуры и науки, а также обеспечивающих сохранение культурных и исторических ценностей народов и народностей Российской Федерации, рациональное использование накопленных обществом информационных ресурсов, составляющих национальное достояние; < >
противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров".
Курс, предназначенный для государственных школ, опирается на Национальную доктрину образования в Российской Федерации. Проект Документа ориентирует нас следующим образом:
«Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая: создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; < > утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики. < >
Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов…
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ
Система образования призвана обеспечить:
историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства,
способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; < > формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений; < > воспитание здорового образа жизни < > противодействие негативным социальным процессам < >
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
<
> сохранение и развитие единого образовательного пространства России; <
>
светский характер образования; условия для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье, образовательных учреждениях всех форм, типов и видов; < >
ликвидацию детской беспризорности, предотвращение преступности среди молодежи;
воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону; < > сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур; сохранение языков и культур всех народов Российской Федерации; < > сохранение и развитие значимости русского языка как одного из объединяющих факторов многонационального Российского государства…»
***
Таким образом, анализ представленных документов подтверждает, что курс «История религиозной культуры» учитывает современные государственные стратегические цели и задачи в области образования, принципы и требования к организации государственного образования, опирается на Российское законодательство и международные документы по правам человека, в том числе ребенка.