Нижегородские епархиальные ведомости | Патриарх Сербский Павел (Стойчевич) | 05.08.2003 |
Существует очень и очень сильное почитание преподобного Серафима, также как и всех святых Российских. Мы сравниваем преп. Серафима с нашим великим святым — святителем Саввой Сербским (13 век.) — также как и св. Савва преподобный Серафим приобрел от Бога великую святость, проводя жизнь в подвигах поста и молитвы. Также как и свт. Савва преподобный Серафим молился за свой народ и свою землю и жил такой жизнью, которая является примером для всех нас.
Православие, которое роднит и объединяет этих святых — это есть знание науки Евангельской. И не просто знание, но и жизнь согласно этой науке. Мы можем говорить и писать что угодно, но если мы не живем по Евангелию, то все будет тщетно. «Вера без дел мертва» (Иак 2:20)
Необходимо согласие евангельской науки и жизни христианина. Так жили и молились наши святые. Мы просим преп. Серафима о мире в наших сердцах.
Святейший Владыко, есть ли в Сербии храмы, освященные во имя преподобного Серафима?
Есть два таких храма. Они были построены между первой и второй мировыми войнами. Но всюду — во всех храмах и в домах православных имеются иконы преподобного. По всей стране служат молебны и акафисты преп. Серафиму — акафисты служат может быть не так часто как в России (чаще всего мы совершаем акафисты Божией Матери и Иисусу Сладчайшему). Издаются книги о преподобном Серафиме Саровском.
Какова на Ваш взгляд теперь духовная обстановка в Сербии после войны и после смены власти в государстве?
Сербская Церковь как и любая Православная Церковь не предпринимает никаких политических действий. Она почитает волю народа, когда воля и пожелание народа согласны с волей Божией. Конечно же Церковь выступает за смену власти, перемену одного правительства другим, только демократическим мирным путем.
Ваше Святейшество, как спасаться человеку, живущему в современном мире, среди суеты и хаоса? Как молиться, какую избрать меру духовной жизни?
Нужно идти путем Христа. Все как надо молиться изложено в молитве Господней «Отче наш» — в малом тут все сказано. Все прошения, с которыми человек может обращаться к Богу. Этой молитвой и нужно молиться Богу.
Какую же избрать меру правила?
Нужно начинать с малого совсем и постепенно с ростом духовной жизни избирать бОльшее.
Заповеди не тяжелы для исполнения. Почему же они для нас оказываются тяжелыми? Потому что мы не имеем привычки жить по заповедям. Что легче — курить или не курить? Легче не курить, чем курить. Что легче — быть трезвенным или пьянствовать? Легче жить трезвым. Что легче — жить с соседом своим в мире или судиться с ним или ссориться постоянно? Легче жить в мире. Освободись от ненужных привычек. Живи в мире.
Как часто нужно причащаться Св. Тайн современному человеку?
Первые христиане причащались каждый день, чуть позже причащались каждое воскресенье и в праздничные дни, правда в те времена праздников было меньше, чем теперь. И первые христиане именовались святыми — и были святыми! Эта святость необходима была им для твердости духа в эпоху гонений.
Сейчас наступила свобода для христиан — можно провести историческую аналогию — после времени равноапостольного императора Константина и его матери царицы Елены (IV век), когда была дарована свобода исповедания христианства, многие люди стали присоединяться к Церкви неискренне и через эту неискренность постепенно наступил упадок христианства. Люди перестали причащаться Св. Тайн.
Свт. Иоанн Златоуст задает вопрос — «Нужно ли часто причащаться или не очень часто?», потому что в то время уже были люди, которые совсем не причащались. И отвечает на него — «Нужно причащаться ни очень часто, ни очень редко. Если ты достоин, то ты всегда достоин, а если ты недостоин причащения — то никогда не достоин.» Поэтому надо испытывать себя.
Евангелие говорит нам: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.» (Ио. 6: 53−56)
Апостол Павел добавляет к этому: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.» (1 Кор. 11:29−30)
А как определить — достоин ты или не достоин?
На это есть в Православной Церкви духовник. Иначе бы каждый считал бы себя отличным (шутит Святейший Патриарх Павел).
Диавол часто подучает человека сделать то то и то то плохое, мол все так делают и поступают. Не нужно слушать диавола никогда — ни когда он советует человека ко злу, ни в том случае, если он подговаривает человека и к мнимой добродетели, особенно к подвигам не по разуму и не по силам конкретного человека.
Дорогой и Святейший Владыко! Прошу Вас передать свое святительское благословение всем нижегородцам, прихожанам нашего Собора во имя св. Александра Невского, всем читателям газеты «Нижегородсеи епархиальные ведомости» в связи с торжествами 100-летия прославления преп. Серафима Саровского в лике святых.
БЛАГОСЛОВЕНИЕ ГОСПОДНЕ НА ВАС! С ПРАЗДНИКОМ!
Со Святейшим Патриархом беседовал священник Игорь Пчелинцев.
СПРАВКА
(справка подготовлена по материалам сайта «Православие.Ру»)
Сербская Православная Церковь
Первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610−641 гг). Величайшей фигурой в истории Сербской Церкви и всего сербского народа по праву можно назвать святителя Савву. В 1219 г. св. Савва исходатайствовал у греческого императора и Константинопольского патриарха для Сербской Церкви право иметь своего автокефального архиепископа. В настоящее время в Сербской Православной Церкви насчитывается более 3500 приходов, 204 монастыря, около1900 священников, 230 монахов и 1000 монахинь.
Святейший Патриарх Сербский Павел
Патриарх Павел (в миру Гойко Стойчевич) родился 11 сентября 1914 года на праздник Усекновения главы Иоана Предтечи в селе Кучанцы в Славонии (Югославия).
Окончил гимназию в Белграде и семинарию в Сараево. Затем продолжил образование на Богословском факультете в Белграде.
Во время Второй мировой войны Гойко Стойчевич в числе беженцев оказался в монастыре Святой Троицы на Овчаре, где стал послушником. В монастыре будущий предстоятель Сербской церкви преподавал Закон Божий детям беженцев. После окончания войны Гойко стал насельником монастыря Благовещения на Овчаре, где в 1948 году на престольный праздник принял монашеский постриг и был рукоположен в чин иеродиакона.
C 1949 по 1955 иеродиакон Павел состоял в братиии манастыря Раче, где нес различные монастырские послушания. В 1954 году был рукоположен в иеромонаха, а в 1957 возведен в сан архимандрита. С 1955 по 1957 год изучал Священное Писание Нового Завета и литургику на Богословском факультете в Афинах. 29 мая 1957 года в кафедральном соборе Белграда состоялась хиротония архимандрита Павла во епископа Рашко-Призренского.
В качестве главы Рашко-Призренской епархии активно занимался организацией строительства новых храмов и работ по реставрации и сохранению православных святынь Косова и Метохии, ныне по большей части разрушенных бомбардировками НАТО и действиями албанских вандалов. Часто совершал поездки и богослужения в различных храмах епархии. При этом епископ Павел не оставлял научную работу и преподавательскую деятельность. В 1988 году Богословский факультет в Белграде присвоил ему степень доктора богословия.
В ноябре 1990 года по решению Священного Архиерейского Собора СПЦ епископ Павел (Стойчевич) был избран предстоятелем Сербской Церкви, вместо заболевшего патриарха Германа. Интронизация 44-го Патриарха Сербской Православной Церкви состоялась 2 декабря 1990 года в кафедральном соборе Белграда.
Святейший Патриарх Павел является автором нескольких книг. Более двадцати лет в «Вестнике Сербской Православной Церкви» печатаются его исследования по литургике. Долгое время он был председателем синодальной комиссии по переводу Священного Писания Нового Завета.