Газета.GZT.Ru | Надежда Кеворкова | 07.08.2003 |
Громадная русско-британская паства, собранная митрополитом Антонием «из горчичного зерна», называла его «ныне живущим русским святым» — редкий епископ удостаивается таких слов. По его призыву православие приняли тысячи британцев, он вернул к вере многих потомков русской эмиграции не только в Англии, но и в Европе и США. А для верующих на родине он оставался звеном, связующим с прежней Россией и с прежней Церковью.
В 70-е годы митрополит Антоний стал «фактором культурной жизни Англии, а по популярности в Англии уступал только 'Битлз», рассказал ГАЗЕТЕ узник советских лагерей Александр Огородников, ставший христианином благодаря встрече с владыкой. В 74-м году митрополит Антоний сложил с себя сан патриаршего экзарха в знак протеста против высылки Александра Солженицына. В 81-м он предоставил в своем храме место для новозеландца, который объявил голодовку протеста в клетке в связи с массовыми арестами православных в СССР. На протяжении десятилетий церковный народ в России слушал его передачи по Би-би-си, записывал их и перепечатывал. Его проповеди о христианском воспитании детей в атеистическом обществе, его размышления, может ли вообще молиться современный человек, его беседы о смысле болезни и смерти были зачастую единственным подспорьем для верующих в СССР.
Еще юношей владыка Антоний сознательно связал судьбу с самой гонимой тогда Церковью — Московской, хотя мог выбрать Зарубежную или Константинопольскую. В 1931 году в Париже у РПЦ был лишь один приход, а в СССР — меньше десятка. Год назад по болезни он испросил у Синода отправки на покой. За пять дней до кончины владыка, уже угасающий, на покой удалился.
К чести «красной» Церкви стоит напомнить, что она саботировала все указания советской власти и никак не 'реагировала' на неподконтрольное КПСС поведение эмигранта-митрополита. Более того, его, подданного Великобритании, РПЦ неизменно приглашала в Россию, где с 1966 года он имел возможность проповедовать по приходам и встречаться с паствой. Все, что было запрещено «здесь», митрополит Антоний делал начинанием Церкви «там». В своей епархии он возродил принцип выборности и самоуправления. Первый храм РПЦ в память о царской семье появился в Великобритании еще в 90-м году, когда в России за церковное поминание царских имен священник мог лишиться прихода.
Он был открыт каждому, просто одевался, а его вера всегда оставалась деятельной. Каждого пришедшего в храм владыка приветствовал с такой радостью, к которой в России люди не приучены. Рассказывают, что он, митрополит, мог ждать человека в храме целый день, если встреча была назначена. Он разговаривал с сомневающимися и одинокими, с потерянными и преуспевшими, с равнодушными и жестокими. Один из предводителей английских хиппи пришел к нему в 70-х и остался, а позже был рукоположен в дьяконы. Уже в девяностых к нему устремился ручеек «новых русских», которым он своей смиренной ясностью возвращал человеческий облик. «Он ставил человека перед Богом, а не перед обрядом, и сам всегда стоял не впереди и не позади тебя, а рядом», — сказал ГАЗЕТЕ один из собеседников владыки.
Жизнь митрополита была столь же ясной, как и его кредо. Владыка, в миру Андрей Борисович Блум, родился в семье царского дипломата в Швейцарии в 1914 году. После революции семья осталась в эмиграции, начались скитания, тяготы изгнания. Свое детство во Франции владыка вспоминал как сложные годы мучительных сомнений, которые утишила вера. С 17 лет он стал прислуживать в единственном парижском храме, сохранившем связь с разгромленной Русской Церковью. В 39-м году, закончив биологический и медицинский факультет Сорбонны, он принял тайный монашеский постриг и ушел на фронт в качестве хирурга в составе французской армии. В 48-м году завершилась его врачебная карьера — он стал священником, а в 50-м году переведен настоятелем храма в Лондон. Англиканская Церковь тогда же передала Успенский храм в его ведение. В 57-м году владыка Антоний стал самым молодым епископом РПЦ, а в 62-м году кафедра получила имя Сурожской (так называлась древнейшая православная епархия в России — в Крыму). До его кончины в русском православии оставалось два человека, которые имели личный опыт 'досоветской' веры — митрополит Антоний и Патриарх.