Послание митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия участникам международной конференции, посвященной двадцать пятой годовщине со дня преставления митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова)
Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыко Кирилл, учащие и учащиеся Смоленской Духовной Семинарии, уважаемые гости, дорогие братья и сестры! Самоотверженное служение Церкви митрополита Никодима получило самую высокую оценку во всем мире и в то же время стало предметом разного рода нападок и грубой клеветы. Время, однако, все ярче высвечивает и величие личности Владыки Никодима и его непреходящее значение в служении Церкви. Так в очередной раз подтверждается истина о том, что обман и заблуждение исчезают, как прах, уносимый ветром, и как тонкий иней, разносимый бурею, и как дым, рассеиваемый ветром… А праведники живут во веки; награда их — в Господе, и попечение о чих — у Вышнего (Прем. 5. 14−15). Святейший Патриарх Алексий II так сказал о Владыке митрополите Никодиме: «Одному Богу известна мера жертв и страданий человека, всю свою жизнь отдавшего служению Церкви. Кто, кроме Сердцеведца Господа, может восхитить право выносить суд над архипастырем, положившим свои силы, способности и дарования, да и саму жизнь на алтарь церковного служения». Невозможно во всех подробностях рассказать о многообразной деятельности митрополита Никодима. Скажем о главном. Будучи в полном смысле слова человеком Церкви, он отдавал все силы тому, чтобы Русская Православная Церковь выжила в тяжелейших условиях хрущевских гонений и их последствий, то есть именно тогда, когда Господь судил Владыке начать свою руководящую деятельность в Московской Патриархии. Находившийся в те годы в уже весьма преклонном возрасте, Святейший Патриарх Алексий I увидел в молодом архиерее человека, способного решать те исключительно сложные проблемы, перед лицом которых оказалась Церковь. Все свои силы митрополит Никодим отдавал одному делу — сохранению Русской Православной Церкви и созиданию ее. Как-то, отвечая на вопрос о том, выживет ли Церковь, он сказал: «Да, безусловно, должно пройти некоторое время, мы же должны выработать на современном уровне тактику защиты, надеясь всецело на Господа и слова о вратах ада, которые не одолеют Церкви». Эти слова были сказаны в условиях, когда богоборческой властью открыто была поставлена задача уничтожить Церковь. И они помогают правильнее понять главные направления деятельности святителя, который при хиротонии так выразил свое кредо: «Вся моя сознательная жизнь принадлежит Церкви». Общеизвестно, что к началу периода, получившего название «перестройки», в нашей Церкви не нашлось тех необходимых сотен священнослужителей, которые могли бы при новых открывающихся возможностях сразу взять на себя повсеместное восстановление тех видов служения, которые в течение тысячелетия были присущи нашей Церкви, но «никодимовское ядро» оказалось профессионально подготовленным возглавить, творчески вдохновить восстановление, подъем из руин и пепла своей ЦерквиЦеркви. Митрополит Никодим прекрасно понимал, что грамотное, богословски образованное духовенство — это залог успеха в борьбе Церкви против гонений. Поэтому он отдавал много сил развитию Ленинградских Духовных школ, которые в середине 1960-х гг. вообще находились на грани закрытия. Выпускники Семинарии и Академии с благодарностью вспоминали то внимание, с которым митрополит Никодим относился к каждому учащемуся, входя во все подробности его личной жизни и учебы. Владыка Никодим заботился о том, чтобы учащиеся могли получить всестороннее богословское образование. Он использовал многочисленные поездки за рубеж, чтобы привозить Священное Писание и богословскую литературу, которые в нашей стране тогда было невозможно приобрести, и раздавал их духовенству и учащимся духовных школ. Митрополит Никодим считал богослужение центром жизнедеятельности священнослужителя. Современники пишут о том незабываемом впечатлении, которые производили службы Владыки. Внешняя сторона богослужения никогда не была для него самоцелью. Он сам писал по этому поводу: «триумфальная пышность и величавая торжественность только тогда оправданы и необходимы, когда являются средством, чтобы через внешнее благолепие послужить внутреннему устроению душ, верных Богу, но вместе с тем даже и тогда, когда они необходимы, епископ должен иметь апостольскую простоту и внутреннее смирение». После первого инфаркта митрополит Никодим положил за правило вне зависимости от занятости ежедневно совершать Божественную литургию или присутствовать на ней (в домовой церкви) и причащаться. В этом проявлялась богословская позиция святителя, который полагал, что Евхаристия является средоточием духовно-благодатной жизни верующих. Во многих случаях он совершал богослужения в состоянии крайнего физического изнеможения, бывало, что и с незажившим швом после операции. Когда ему, перенесшему пять инфарктов, врачи запрещали служить, Владыка Никодим, возражая им, говорил, что молитва есть истинное лекарство от всех болезней. Свою любовь к богослужению Владыка объяснял так: «Я всегда стремился к усилению литургической жизни не только потому, что это имеет значение для удовлетворения внутренних духовных запросов, но и потому, что это способствует осуществлению и внешней миссии Церкви — провозглашению Евангелия». Очень многообразна была международная деятельность митрополита Никодима, направленная на расширение внешних связей Русской Православной Церкви. Главной задачей здесь было сохранение Православия посредством привлечения зарубежного внимания к положению Церкви в нашей стране. Путем приглашения иностранных делегаций удалось предотвратить закрытие Почаевской Лавры. После учреждения в Ленинградских Духовных школах иностранного факультета был снят с повестки дня и вопрос о прекращении их деятельности. Таких примеров много. Владыка был убежден, что жизнеспособность Церкви зависит от связи со Священным Преданием. «Являясь священным наследием Древней Церкви, которое нельзя рассматривать просто как памятник старины, Предание, — говорил митрополит Никодим, — в то же время есть и вечно живой импульс духовного созидания, постоянно действующая в Церкви реальная сила, соединяющая прошлое с настоящим и определяющая каждый исторический момент ее бытия, и если христианская община теряет органическую связь с многовековым духовным опытом, она лишается основ для своего бытия в будущем». Митрополит Никодим оставил обширное богословское наследие, которое так полностью и не было опубликовано, существуя лишь в пяти машинописных томах. Прежде всего, это его диссертации. Будучи деятельным руководителем и участником международной деятельности Русской Православной Церкви митрополит Никодим постоянно выступал с богословскими докладами на различных конференциях и форумах. Свыше двадцати раз обращался Владыка со словом назидания к новопоставленным епископам. «Журнал Московской Патриархии» и «Богословские труды» публиковали его статьи по церковной истории и богословию. Святитель был неутомимым проповедником, почитая провозвестие вероучительных истин непременным долгом всякого священнослужителя. Мировоззрение митрополита Никодима было пронизано глубоким и искренним патриотизмом. Радея об укреплении Церкви, он имел в виду и будущее духовное возрождение любимого Отечества. Веруя в то, что придет время всестороннего возрождения Русской Церкви, митрополит Никодим посещал поруганные святыни Православия и тайно совершал там Божественную литургию. Так было на Соловках и на Валааме. Осуществляя свою сложную миссию церковного иерарха, святитель глубоко лично переживал несвободное положение Церкви, которой он посвятил всю свою жизнь. Как-то услышав по зарубежной радиостанции старую запись звона кремлевских колоколов, он, содрогаясь от рыданий, сказал своему собеседнику: «Услышим ли мы когда-нибудь звон кремлевских колоколов, доживем ли до того времени?». В том, что наш православный народ и духовенство могут сегодня слышать не только кремлевские колокола, но и благовест колоколов тысяч новооткрытых храмов и сотен монастырей, есть и великая заслуга митрополита Никодима. Вся жизнь и служение митрополита Никодима были непрестанной борьбой за Церковь и ради Церкви. Он никогда не оправдывался и не объяснял свою позицию по тому или иному вопросу, но часто отвечал вопрошающим словами А.В. Суворова: «Мне надо воевать, судить меня будет история». В этом году уже в двадцать пятый раз соберутся архипастыри-воспитанники Владыки и его почитатели на братском кладбище Санкт-Петербургской Александро-Невской Лавры, чтобы молитвенно помянуть своего наставника. В этом свидетельство истории, в которой сохранится память о Владыке Никодиме, который дерзновенно свидетельствовал о величии и истинности Православия, хранил и взращивал ниву Христову, предвидя тот день, когда беспредельно дорогая его сердцу Русская Церковь предстанет миру свободной, неизменно сияя дарами духа и благодати. Сердечно приветствую всех участников конференции. С любовью о Господе, + Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский