Страна.Ru | Протоиерей Владимир Архипов | 05.08.2003 |
— Отец Владимир, не секрет, что в последнее время ходя упорные слухи о возможном переходе Сурожской епархии Русской Православной Церкви (Англия) в Константинопольский патриархат. Может ли смерть митрополита Антония (Блюма) повлечь за собой подобные изменения в Сурожской епархии?
— Могу сказать, что я говорил с владыкой Антонием на эту тему, и он, очевидно, этого не хотел. Думаю, что переход не произойдет, потому что митрополит Антоний был человеком чрезвычайной верности своей Церкви, своей конфессии. Я знаю, что он делал все возможное, чтобы зарождающийся конфликт не разгорелся. И что мог, он сделал.
Мне кажется, что его ученики (если они останутся в управлении епархией), в частности, владыка Василий (Осборн), которому Синодом опередлено управление Сурожской епархией, также сделают все возможное, чтобы переход не состоялся. Если же возникнет ситуация, когда обстоятельства будут не в их компетенции, не в их силе, то нельзя исключить, что приходы Сурожской епархии примут решение уйти в Константинопольский патриархат. Решение в данном случае зависит не только от них. Что касается их желания, они постараются быть верны владыке Антонию, его замыслу, желанию.
— Как вы считаете, кем для Русской Православной Церкви был (и остается) митрополит Антоний?
— Таких людей Господь посылает достаточно редко на землю.
Это был человек чрезвычайной честности и правдивости перед собой, перед Богом, перед любым человеком. Без таких достоинств — правдивости, честности, прозрачности, как он любил говорить, — не может быть настоящей веры. Она не может родиться в сердце другого человека. Бог не сможет говорить в другом сердце.
Для Русской Православной Церкви митрополит Антоний был эталоном, пример современника, являющегося святым человеком. Это был человек, который видел христианство ясно, прозрачно, предостерегая всех своим примером от того, чтобы превратить православие в одну из ветвей язычества.
Он стоял на такой позиции, что его чадам и всем, кто хочет последовать его примеру, не было повода уклониться в поиск чудес, как говорится в писании: «Вы ищите знамения, но знамения (чудеса) не дастся вам». Митрополит Антоний избегал всевозможных эмоциональных возгласов по поводу бесконечного обновления икон, по поводу мироточения и других чудес, которыми сейчас переполняются вся Церковь и все сознание человека. Он к этому относился трезво и осторожно.
Это был пример трезвого, прозрачного, ясного, светлого понимания Евангелия, и его жизнь состояла в личных отношениях его и Христа. И тот, кто хотел следовать за ним, мог видеть во владыке Антонии реальный, живой пример таких отношений.
— Вы давно познакомились с митрополитом Антонием и довольно хорошо его знаете. Можете поделиться личными воспоминаниями о нем?
— Мои личные воспоминания — чрезвычайная благодарность. Много лет назад он меня благословил на священство. Фактически у нас сложились отцовско-сыновские отношения, а за последние несколько лет еще больше в этом укрепились. И личные воспоминания об удивительной теплоте, мирности и кристальной чистоте его отношений с Богом. Когда я видел владыку Антония, возникало ощущение подъема всех своих ожиданий, чувств, мыслей.
Я с ним неоднократно виделся, и мне удавалось несколько раз приезжать к нему в Лондон, так что главное воспоминание — отношение к отцу. Хотя у меня другой духовный отец, и один другого не подменяет, но постоянно оставалось отношение благодарности, удивление возможности сохранить такую чистоту и такую верность Церкви и Богу, какая была у него, в тех случаях, когда требуется каждый раз всходить на крест. Потому что обстановка вокруг не способствует его состоянию, которое далеко не все понимают и принимают. У владыки Антония было удивительное понимание того, что он нес непростой крест, понимая, но он никогда от него не отказывался, испытывая только благодарность Богу за все.
Он избегал и бежал от всевозможной помпы, внешней аффектации, которая неизбежно сопровождает епископское служение. Это было одним из его направлений служения в епархии, с которым были не все согласны. Именно на такой позиции он стоял очень твердо — избегать всевозможных внешних действий, которые не связаны со служением епископа, Потому что внешний антураж страшно отталкивает людей от служителя Божиего. И владыка прекрасно понимал это, говоря, «Я — епископ не начальствующий, а служащий». Это очень важная, принципиально важная вещь. Не властвующий, не начальствующий епископ, а служащий.
Редко кому из людей, достигших такого высокого уровня, да и на любом уровне, удается удержаться на такой позиции.