Русская линия
Православие.Ru Алла Бородина28.07.2003 

Мы долго стоим на верном пути, а надо идти

Образование и культура — неразрывные части жизни общества, наиболее важные проявления его бытия, формы и способы, обеспечивающие его развитие. Источниками содержания образования являются (в теории — всегда!) культура или социальный опыт. Культура во многом является следствием и результатом образования, от него зависящим. Приобщение человека к культурным ценностям, проявляющимся в различных сферах человеческого бытия, признаётся как одно из главных качеств отечественного образования.

При этом, как утверждают современные учёные, «образование вне его национальной ориентации теряет свою органическую функцию передачи и умножения опыта предыдущих поколений и обречено на неизбежную деградацию» (Лысенко В.Г., Тихонычева М.Д., Челышева Т.В.).

Можно лишь добавить, что деградация образования естественным образом ведёт к деградации культуры народа и его государственности. Напротив, многочисленные исторические примеры (послевоенные кризисные ситуации в западных странах и в России) подтверждают, что для выхода из социокультурных, экономических, политических кризисов неизвестно более надёжного средства, чем образование.

С 80-х гг. XX в. так называемый информационный бум и социокультурный и политический кризис привёл к необходимости пересмотра содержания образования. Со второй половины 80-х годов в ходе распада СССР всё более остро ощущалось несоответствие школы социальным, культурным, образовательным потребностям, результатов обучения и воспитания провозглашённым высоким целям образования. Это выражалось в снижении уровня успеваемости, падении интереса к учёбе, ухудшении здоровья учащихся, асоциальном поведении детей и подростков.

Учёные и педагоги-практики характеризуют состояние образования с конца 80-х годов как кризисное. Причём уже в середине 90-х годов отмечалось, что кризис образования «приобрёл необратимый, постоянно длящийся характер, стал новым состоянием системы образования России».

Вместе с тем учёные отмечают всемирный уровень образовательного и духовно-нравственного кризиса и относительно проблем российского образования и культуры высказывает убеждение, что «… проблемы будущего должны решаться в России не с оглядкой, не повторяя западные … или восточные черты, а на базе своей интеллектуальной культуры…».

Современные учёные, педагоги, психологи, родители, представители общественных организаций высказываются за развитие системы государственного образования на основе самобытных качеств традиционной русской общинности, православии как культурообразующей религии, в соответствии с менталитетом русского народа, как государствообразующего, титульного и составляющего более 80% населения.

Президент Российской Академии образования Н.Д. Никандров по этому вопросу говорил: «Сейчас модно говорить об общечеловеческих ценностях. … Мне эмоционально близко мнение К.С. Аксакова, русского публициста и историка. Он писал, что «общечеловеческое само по себе не существует; оно существует в личном разумении каждого человека… Народ не менее отдельного человека имеет право быть самим собою и иметь свою деятельность… Отнимать у русского народа право иметь своё русское воззрение — значит лишить его участия в общем деле человечества» (К.С. Аксаков. О русском воззрении. Ещё несколько слов о русском воззрении. //Русская идея. — М.: Республика, 1992).

Образовательные и общекультурные проблемы заставили педагогов-практиков и учёных России искать пути пересмотра и обновления содержания отечественного образования. Для российского общества сегодня характерно отсутствие единой структуры ценностей, а демократические ценности в массовом сознании носят противоречивый характер. Однако вытеснение традиционных духовных ценностей новыми западными установками, ориентированными на культуру «общества потребления», получает отрицательную оценку и вызывает сопротивление со стороны общественных организаций, родителей, педагогов. Из зарубежного опыта мы знаем, что в других странах уже существует различные подходы к решению проблемы становления личности с демократическими ориентирами, созданы различные системы воспитания, сообразно характеру народа и пережитой им истории. Принципиальным требованием к любым новым формам гражданского воспитания в России является сохранение национально-исторической преемственности, недопустимость изменения социально-психологического кода населения. Это требование обусловлено самобытностью тысячелетнего исторического и культурного развития России.

Сошлёмся на первый пункт проекта Национальной доктрины образования РФ, содержание которого воспитывающая деятельность в современной общеобразовательной школе в первую очередь определяется влиянием традиций отечественной культуры, ее духовными идеалами бескорыстного стремления к истине, добру и красоте в отношении к миру и окружающим людям: «Система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России…».

Деформация этой онтологической связи не только деформирует гармоническое развитие гражданских качеств школьников в отношении к российской национальной культуре, но и препятствует приобщению учащихся к ценностям мировой культуры, в значительной степени основанных на этой связи.

В исследованиях современных ученых религиозное сознание рассматривается как один из ведущих на протяжении всей истории человечества компонентов духовной культуры, и подчёркивается, что оно может играть положительную роль в жизни и современного общества, в частности, формируя нравственное и правовое сознание, повышая общую и творческую культуру народа.

А министр образования В.М. Филиппов сравнительно недавно утверждал: «Между тем необходимое для возрождения и процветания России исповедание веры общеизвестно. Оно состоит из корпуса тех исконных ценностей морали и гражданской жизни, которые едины как для Евангелия, так и для Конституции современного государства. И первейшая задача современного периода заключается, на мой взгляд, в том, чтобы в незамутнённом виде утвердить эти моральные и гражданские ценности в наших школах. И не просто утвердить, но поставить их в центр образования, ибо будущее нашего Отечества в первую очередь зависит не от инвестиций или новых технологий, а от духовно-нравственного потенциала молодёжи, от её доброты, честности, справедливости, трудолюбия, от её способности и стремления к бескорыстной заботе о ближних и беззаветной любви к своей Родине».

В 70-е гг. рост религиозности самых разных групп населения отмечался социологами во всем мире, а к середине 80-х гг. были сделаны выводы о том, что «процесс секуляризации имеет внутренние ограничения» и оборотной его стороной является возрождение религиозности. К середине 90-х гг. получает распространение точка зрения, что «десекуляризация мира — одно из доминирующих социальных явлений конца XX в.»

«Нет сомнения, что сейчас мы имеем как никогда большие возможности для проведения в жизнь православия, патриотизма, народности как российской национальной идеи. Достаточно бесплодный и искусственный поиск такой идеи в последние годы на основе своего рода госзнака, думаю, и дальше не принесёт плодов» , — утверждает Н.Д. Никандров.

Одной из важнейших особенностей нашего общества сегодня является возрождение православия. Н.Д. Никандров говорит: «Опыт последних лет показал: оно возрождается, церковь, по исследованиям социологов, опережает все другие институты по уровню доверия со стороны населения. Он показал, что при всех сложностях межнациональных и межконфессиональных, межрелигиозных отношений в современной России православие сохраняет свой мирный посыл, стремление к мирному сосуществованию с другими религиями и конфессиями. Он показал, что и в образовании, в условиях конституционно светской школы есть много законных и привлекательных для большинства родителей возможностей использовать нравственные уроки православия».

Таким образом, школьное образование требует существенного содержательного реформирования при сохранении исторической преемственности и с учётом современных социокультурных условий. В такой ситуации необходимо определение образовательных форм и методов, оптимальных для формирования понимания школьниками сущности, места и роли религиозниых традиций в нашем обществе, для изучение знаний о религии как социокультурном феномене, о проявлениях и укоренённости православия в отечественной культуре, в том числе и современной, о его связи с другими сферами жизни общества: политической, экономической, социальной и др.

В последние годы появилось много педагогических исследований, направленных на выявление положительных результатов активного использования религиоведческих знаний в содержании школьного образования и воспитания, посвящены (Т.И. Петракова, И.А. Галицкая, И.В. Метлик, И.Н. Кондратенко и др.). К проблеме снижения качества обученности русскому языку как проблеме постепенной утраты инструмента передачи культуры и средства образования на протяжении ряда лет обращаются учёные-филологи. Последние психолого-педагогические исследования подчеркивают, что религиоведческие знания в содержании школьного образования, составляющие часть исторических, культурологических и обществоведческих знаний о религии как феномене жизни личности и общества, части национальной культуры значительно расширяют познавательную сферу учащихся, позволяют углубить и расширить школьное гуманитарное образование, а также выступают важным в современных условиях компонентом в процессе мировоззренческого развития старших школьников, необходимым составляющим звеном в комплексе условий, обеспечивающих наиболее эффективные, надёжные пути познания мира и самоопределения в обществе.

Министр образования Филиппов В. М в 1999 году на вопрос о том, выполняет ли современная школа своё главное предназначение, состоящее в «одухотворении подрастающих поколений, в раскрытии подлинно человеческих способностей и качеств, в приобщении к высшим духовно-нравственным ценностям», отвечает: «Считаю, надо откровенно признать, что нет. Как уже случалось в нашей истории, под воздействием кризиса последних лет единый процесс образования оказался у нас расколот, а его духовная сердцевина — воспитание — принесена в жертву сиюминутным прагматическим интересам.

В свою очередь это стало причиной тех неувязок, противоречий и тупиков в реформе школы, которые обусловили её неудачу. А последствием принижения воспитательной, гуманистической миссии образования явилась потеря целого поколения российской молодёжи. Поколение, которое, как мы сегодня видим, оказалось обделено нравственными и гражданскими ценностями, не получило возможности в должной мере приобщиться к ответственному и глубокому пониманию общественного и личного смысла человеческого бытия.

Позволю себе высказать предположение, что нынешний политический и социально-экономический кризис, угрожающий самому существованию России, не был бы так опасен и продолжителен, если бы не усугублялся кризисом духа, кризисом воспитания, кризисом человека».

Забавная, однако, ситуация! И руководители наверху хорошо говорят, и учёные всё давно исследовали, и практики внизу работают, не покладая рук. Почему же после всех замечательных фраз о культуросообразности образования и необходимости приобщения молодёжи к традиционным духовным ценностям нашим детям продолжают навязывать идеологию извращений, насилия и вседозволенности через культуру и государственное образование? Что происходит, господа? Сексуальная революция — в культуру, западные реформы — в образовании, нецензурная брань — в Госдуме, под лозунгами защиты прав человека нас лишают человеческих, конституционных прав и разжигают национальную и религиозную рознь, детей, сирот сжигают заживо в государственных учреждениях, извращенцы в государственных школах истязают детей, а депутаты защищают извращенцев…

Или уже все наши избранники стали извращенцами и наёмниками? А может быть, есть ещё самые обыкновенные, сексуально не озабоченные, не ненавидящие Россию и её многонациональный народ, не зарабатывающие на развале государства, на растлении несовершеннолетних? Пора бы от пустых разговоров перейти к нормальной (а не извращенческой), созидательной (а не разрушительной) деятельности в сфере образования и культуры. Тем более, что огромную работу в этом направлении народ уже выполнил.

Российские законы и сейчас провозглашают образование основой духовного социального, экономического, культурного развития общества и государства, а в ряду главных задач общеобразовательной школы на первом месте ставят удовлетворение национально-культурных потребностей населения, воспитание физически и морально здорового поколения.

Однако статистика, подтверждающая углубление демографического кризиса и высокую детскую смертность, наркоманию и другие факты снижения духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения, убеждают в том, что таких предметов либо нет, либо их недостаточно.

Снижение качества базового гуманитарного образования в значительной степени связано и с утратой за годы советской власти и перестройки значительной части лексики духовно-нравственного значения, а также знаний православной культуры, являющейся духовно-нравственным стержнем отечественной культуры и составляющей тематическую, мировоззренческую и стилевую основу отечественной классической литературы и искусства.

Здесь же следует обозначить ещё одну важную проблему — сохранение единого образовательного пространства России. От решения этой проблемы на образовательном, прежде всего духовном и гражданско-патриотическом уровне, зависят судьбы народов России, целостность и благополучие государства.

Для сохранения единого образовательного пространства необходимо использовать в содержании образования те наиболее общие, характерные для общероссийской культуры мировоззренческие, исторические, культурологические, общекультурные основы, которые выводят за рамки узко национальных интересов и содержат объединяющий для всей гражданской российской общности потенциал, а также позволяют использовать позитивные для сохранения и развития отношений с другими мировыми культурами факторы. Эти основы заключены в христианской морали и культуре, получили исторически обусловленное для России, мировоззренческое, этическое и культурное выражение в православии. Вспомним, что именно русская религиозная мысль, основывающаяся на православном воззрении, родила и развила философию всечеловечности.

Особая роль православия в истории, становлении и развитии духовности и культуры России признается сегодня и на государственном уровне, закреплена в Российском законодательстве, в концептуально-программных государственных документах и обычно подчёркивается в выступлениях государственных деятелей.

Всё это позволяет нам сделать вывод о необходимости включения в содержание образования религиоведческого компонента и о возможности рассмотрения в качестве одного из путей повышения качества базового образования и духовно-нравственного воспитания историко-культурологического учебного школьного курса «История религиозной культуры», в рамках которого уже подготовлен ряд пособий («Основы православной культуры» и др.). Этот курс представляет собой минимум знаний, которые в этой области могут и должны быть переданы учащимся школ различных типов. Параллельно могут быть организованы углублённые факультативные курсы либо предметы по выбору «Православная культура» для желающих, региональные краеведческие курсы. А за рамками образовательной программы возможно и религиозное образование, т. е. обучение собственно религии. Всё это предусмотрено нашим законодательством.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru