Русская линия
Яна Амелина25.07.2003 

Православные «хулиганы» против бесславных «художников»

В скором времени в Москве начнется судебное рассмотрение дела в отношении обвиняемых в групповом хулиганстве алтарников московского храма святителя Николая в Пыжах Михаила Люкшина и Анатолия Зякина.
18 января 2003 года они вместе с еще четырьмя верующими, войдя в музей и общественный центр имени Андрея Сахарова, где проходила выставка «Осторожно, религия!», разбили и залили краской представленные там экспонаты.
При описании того, что собой представляли последние, охватывает брезгливость. Куратор выставки Арутюн Зулумян посчитал возможным представить на обозрение, например, щит с логотипом «Кока-колы» и исполненной по-английски надписью «Сие есть кровь моя», икону Спасителя с дырками для лица и рук, влезши в которую, любой посетитель мог сфотографироваться «на память», голую женщину, распятую на обвешанном сосисками Кресте. Это — далеко не вся оскорбительная похабщина, которой нашлось место в Сахаровском центре.
Мотивация действий верующих была проста и понятна: остановить издевательство над христианскими святынями и символами. Российское уголовное право определяет хулиганство как противоправные действия без конкретных мотивов и причин, исключительно из куража. Однако дело против участников акции возбудили именно по статье о хулиганстве, в тот же самый день, когда произошел индицент.
15 июля Михаил Люкшин, вызванный к следователю СЧ СУ Центрального административного округа УВД Москвы Роману Фролову для ознакомления с материалами дела, был задержан. А 18 июля истекли установленные законом процессуальные сроки, отведенные на расследование дела. И вскоре оно должно оказаться в суде.
Члены комитета «За нравственное возрождение Отечества» — фактически, общественные защитники шестерых православных — усматривают в этих событиях не просто желание правоохранителей поскорее отчитаться об успешном завершении уголовного дела, но и нечто другое. Ведь на фоне предстоящего судебного процесса над «хулиганами» как-то теряется из виду другое дело, возбужденное Таганской межрайонной прокуратурой Москвы уже против организаторов выставки — по ст. 282 УК РФ, о возбуждении национальной, расовой и религиозной вражды.
Кстати, произошло это только 28 февраля, после обращений к Генпрокурору депутатов Государственной Думы и соответствующих заявлений известных деятелей искусства и культуры.
Похоже, что это дело сейчас потихоньку спускается на тормозах: следственные действия по нему практически не проводятся. По некоторым данным, к защите кощунников подключили известного и высокооплачиваемого адвоката Генри Резника. Данной ситуацией очень интересуется… посольство США в Москве (казалось бы, им-то какое дело?). Подобный комплекс обстоятельств говорит о том, что дело о «хулиганстве» на выставке может получить весьма неблагоприятную для обвиняемых судебную перспективу.
Но в любом случае, теперь только суд может решить, являются ли январские действия православных российских граждан уголовно наказуемыми или нет. Мы же обсудим морально-нравственную сторону проблемы. На первый взгляд, их поступок не совместим с принципом свободы творчества, уважаемым в любом цивилизованном обществе. Но можно ли считать представленные на той выставке «произведения» этим самым творчеством или же их следует расценивать как-то иначе? Ну, например, как улики по второму уголовному делу — против организаторов «Осторожно, религия!».
Характерно, что многие из участников выставки не впервые выдают свои эпатажные «творения» за художественные произведения. Например, скандально известный Олег Кулик («человек-собака»), прославившийся русофобскими «перфомансами», в ходе которых он то предлагает публике посмотреть под хвост коровы из папье-маше («Загляни вглубь матушки-России»), то рубит и разделывает на куски свинью с надписью «Россия». Говорят, это имело большой успех на Западе…
Здесь же Владислав Мамышев — лицо неопределенной половой принадлежности, получивший кличку «Монро» за перевоплощение в облик известной кинодивы и спаливший квартиру дочери Бориса Березовского, а также Авдей Тер-Оганьян, рубивший репродукции православных икон на выставке в Манеже в 1998 году. Спасая иконы из-под топора современного вандала, кто-то из посетителей тогда от души съездил Авдею по морде.
Выходка «художника» переполнила чашу терпения православной общественности, добившейся возбуждения против него дела по ст. 282. Нарушив подписку о невыезде, Тер-Оганьян бежал в Чехию. Теперь вот вернулся — наверное, чтобы всё-таки предстать перед судом по обвинению в разжигании религиозной розни.
Сам же музей и общественный центр, где происходило кощунство, давно утратил связь с делом правозащитника Андрея Сахарова. Будучи атеистом, Сахаров защищал права преследуемых коммунистическим режимом за религиозные убеждения людей и никогда не имел ничего общего с акциями в духе советских антирелигиозных кампаний. Кстати, вот уже несколько лет бремя финансирования музея несёт Борис Березовский, выделивший на эти цели три миллиона долларов.
Бросается в глаза, что «рефлексия художников на религиозную тему» (как рекомендовали выставку «Осторожно, религия!» ее организаторы) оказалась направленной именно против христианства. Скорее всего, по той простой причине, что за издевательство, например, над исламскими святынями весьма реально не просто в глаз получить, а вообще головы лишиться (заметим в скобках, что это хорошо понимают и анонимные авторы стикеров, которыми в последние дни заклеили все центральные станции московского метро, с надписью «Аллах — п#@арас!!! Москва — не Кавказ!» и перечёркнутыми исламскими полумесяцем и звездой. Эти провокационные наклейки могли бы занять достойное место на выставке мерзостей в Сахаровском центре).
Тем не менее порча «чужого имущества» (впрочем, вполне возможно, изготовленного с заведомо преступной целью), — а только так и можно классифицировать представленные на выставке «произведения искусства» — вещь, в правовом государстве, конечно, недопустимая. За это нужно отвечать — например, выплатив устроителям «перфоманса» стоимость уничтоженных холстов, красок и сосисок. Говорить же о какой-то иной ценности «работ» вряд ли уместно.
Важно, однако, понимать, что уничтожение этих «произведений» было, с точки зрения православной общественности, единственной возможностью шестерых христиан выразить свое отношение к подобного рода «творчеству».
— Не для всех людей образ Христа, Богоматери, Распятия — святыни, — говорит известный публицист и психолог Ирина Медведева, — Но у каждого нормального человека есть понятие о святости, здоровое чувство неприкосновенности сакральных символов. Потворствовать агрессивному безумию не только безнравственно, но и очень глупо, нерасчетливо. Целесообразнее защитить людей со здоровым нравственным иммунитетом.
Но, может быть, стоило решать проблему правовым путем — обратиться в правоохранительные органы, написать заявление в прокуратуру, не опускаясь до физического уничтожения злобной мазни?
— Верующие лишь выполнили тот минимум, к которому обязывает религиозного человека его вера, в данном случае — обеты крещения, — объясняет настоятель Спасского храма села Прохорово Чеховского района Московской области протоиерей Владимир Переслегин, — Долгом христиан было пресечь поругание личности Христа и Его Матери. Церковь отказывает обществу в праве издевательства над верой в Бога.
Предстоящий суд над «хулиганами» представители православной общественности склонны рассматривать как весьма опасный симптом.
— Передачу дела против защитников христианских святынь в суд невозможно воспринимать иначе как-то, что в России происходит перемена государственного курса в отношении Православной церкви, — считает председатель комитета «За нравственное возрождение Отечества» протоиерей Александр Шаргунов, — Её готовы терпеть как чисто декоративное явление, но не как носительницу убеждений… Даже в коммунистические годы в Уголовном кодексе была статья об оскорблении религиозных чувств верующих. Даже атеисты понимали, что это преступление. Если этот суд состоится, он станет судом над всей Церковью.
Насколько оправданны такие тревожные настроения? Ответ на этот вопрос во многом будет зависеть от того, пойдут ли в скором времени по этапу православные «хулиганы», осмелившиеся встать на защиту своих религиозных убеждений? И останутся ли по-прежнему безнаказанными те, кто, глумясь над чужими святынями, выбирают своей «религией» вседозволенность под видом «толерантности»?
ИА «Росбалт». Москва

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru