Русская линия
Монархист (С-Петербургский отдел Российского Имперского Союза-Ордена) Михаил Кулыбин24.07.2003 

«Партийное строительство»: повторение пройденного

Что ни год, в стране появляются новые «всероссийские» монархические партии и объединения. Что ни год, очередной свежеиспеченный «общенациональный» лидер, несколько месяцев назад пришедший к монархическим взглядам, заявляет, что его «призвание» — объединить движение, и это — «последний шанс спасти Россию». Что ни год, вожди-неофиты призывают нас сделать «волевое усилие», поднапрячься, и восстановить Царскую власть. А «воз и ныне там», пользуясь метафорой нашего знаменитого баснописца, вынуждены признать мы.
Об отсутствии в настоящее время реальных предпосылок для создания работающей, а не декларативной всероссийской монархической структуры приходилось писать уже не раз. Вкратце озвучим еще раз основные подходы к этой проблеме.
Представляется очевидным, что появление серьезной политической организации возможно при наличии трех основополагающих условий:
1. Популярность выдвигаемых идей.
2. Авторитетные и влиятельные лидеры.
3. Материально-техническая база.
Можно начинать организационную работу, имея в наличии хотя бы два из этих трех факторов. Монархисты, к сожалению, не имеют сегодня ни одного из них. Это тяжело признать, но объективная реальность именно такова.
Отсюда вывод: создать влиятельную политическую силу нам на сегодняшний день не по силам. Следовательно, главная задача монархистов сейчас состоит вовсе не в «изобретении» новых организаций (и существующих структур — карликовых и постоянно между собой враждующих — хватает с избытком). В действительности же необходима упорная, кропотливая работа по созданию таких условий, при которых формирование единой мощной монархической партии стало бы возможным.
Пускай это произойдет не сегодня, и даже не завтра, но это будет реально действующая структура, объединяющая все лучшее, что можно вобрать из того, что нынче громко зовется «монархическим движением», и способная привлечь к себе как национально-ориентированную интеллектуальную элиту, так и значительные слои населения. Не надо мыслить категориями «здесь и сейчас». Россия не с нас началась и не нами закончится. Не будем «строить дом свой на песке» (Мф. 7, 26), заложим лучше прочный фундамент. Да, он не очень заметен и, может быть, на первый взгляд, не слишком привлекателен, но именно на нем будет основываться грядущее русское национальное возрождение.
Это в двух словах о тактике. Теперь немного коснемся более общих вопросов.
В течение ХХ в. во многих странах на практике производились эксперименты по интенсификации социальных процессов и «возбуждению» народных масс разного рода идеологическими концепциями. Такого рода явления (как революционного, так, в основе, и контрреволюционного толка) имели место в России (коммунизм), Германии (национал-социализм), Италии (фашизм), других государствах. Однако опыт демонстрирует недолговечность такого рода режимов, основанных на чрезвычайной мобилизации и экстраполяции духовно-национального потенциала различных народов.
Действительно, людей можно «взвинтить» и привести в такое состояние, что они готовы поддерживать любую идеологию (будь то нацизм, либерализм или коммунизм) и подчиняться любым приказам лидеров. Думается, при современных способах «промывки мозгов» это достигается еще проще. Вопрос в другом: нужна ли нам (если допустить, что такая возможность появится) подобного рода «поддержка»?
Ведь пробужденная таким образом активность масс, столь же быстро и затухает. Существование нацистской Германии или фашистской Италии было прекращено силой, но опыт СССР или социалистического Китая достаточно показателен. Поколение «энтузиастов», сменяется «романтиками», а те — «прагматиками», которым абсолютно чужда, непонятна и смешна «вера отцов».
Стало быть, и наша задача — не «возбудить» массы, чтобы они «очертя голову» слепо бросились поддерживать наши идеи. Спасительная Православная вера и основанная на ней государственная система — не есть свежепридуманные идеологии-однодневки. И Господу (а стало быть и нам) не нужны толпы фанатиков, без мысли и понимания повторяющие заданные лозунги и готовые немедля броситься на растерзание любого, «глаголющего инако».
Искренняя вера в Христа, пребывание в Церкви Его, искание (прежде всего!) спасения души, стремление устроить и земную жизнь (а значит, и государственную систему!) по Божьим заповедям, — вот наши цели. Только при таких идеалах сможем мы возродить утраченное. Ведь именно на них и строилась Русь Святая, которая одна и может являться образцом для нас.
И не надо думать, что мы стремимся увести всех от мира, спрятаться за толстыми стенами монастырей, укрыться от действительности, сбежать в прошлое. Это совершенно не так: мы всего-навсего четко выстраиваем приоритеты, обозначаем иерархию наших ценностей. Служение Христу отнюдь не исключает (а как раз наоборот, подразумевает) определенную — ясную и активную — позицию и в миру.
Вспомним период становления Святой Руси (XIV-XV вв.). Труды московских князей (Иоанна Калиты, Симеона Гордого, Димитрия Донского и др.) по объединению русских земель и свержению ордынского ига не мешали им вести христианскую жизнь. А святость подвижников продолжалась их участием в государственных, мирских делах (достаточно упомянуть фактическое управление русским государством святителем Алексием Московским или благословение на борьбу с ордой, данное великому князю Димитрию Донскому преподобным Сергием Радонежским).
Нам могут возразить, что это «преданья старины глубокой». Но ведь теми же путями вели корабль русской государственности и значительно более близкие нам по времени Государи Александр III и Святой Царь-Мученик Николай II. Стало быть дело не во «временах», а в людях. И если мы стремимся к возрождению подлинной Русской Православной государственности, а не пытаемся создать мишурную подделку под нее, то и нам — идти этим путем. Ибо, как верно заметил наш замечательный мыслитель Л. А. Тихомиров, «наш идеал не в прошлом и не в будущем; он — в вечности»!

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика