Русская линия
Завтра Роман Лебедев15.07.2003 

«Стоять единым оплотом»
Эсхатология Сергея Нилуса

Важнейшим отличительным признаком подлинно-православного богословия, начиная где-то от конца XIX-начала ХХ вв., надобно признать сугубую эсхатологическую заострённость. На то имелись существеннейшие причины как внешнего, так и внутреннего порядка. С одной стороны, по точному выражению русского мистического писателя, наступили времена, когда «диавол уже без маски выступил в мир». С другой стороны, все внешние испытания и весь внешний натиск антихристианских сил создали положение, когда никому из христиан нельзя уже было довольствоваться «бессознательной» верой, когда прямой долг всякого пишущего на духовные темы и всякого богословствующего требовал принять за руководство к действию древлесвятоотеческое слово: «знаешь признаки антихристовы: не сам один помни их, но и всем сообщай щедро» (св. Кирилл Иерусалимский). Писания Сергия Нилуса посреди новейшего пласта предания церковного занимают поистине одно из центральных мест в силу как раз чрезвычайно высокого уровня эсхатологической заострённости и в силу чрезвычайной тщательности автора в собирании и распознавании в окружающем распадающемся мiре «признаков антихристовых». Недавно увидевший свет 5-й том полного собрания творений С. Нилуса подлинно уникален. Помимо того, что он содержит итоговый труд сего духовного писателя и православного конспиролога «Близ есть, при дверях», впервые учтена авторская правка Нилуса, внесённая им в текст в период с 1917 по 1923 год (следует отметить огромную исследовательскую работу А.Н.Стрижёва — лучшего на сегодня в России знатока творчества Нилуса). Таким образом, впервые публикуется обновленный и дополненный (в соответствии с авторской волей) полный текст этой знаменитой и опасной для врагов Христовых книги. О том, что книга эта действительно опасна, наилучшим образом засвидетельствовали сами клевреты «тайны беззакония». Так, 4-е издание книги вышло в декабре 1916 г., далее грянул Февраль, а следом «первым актом Временного правительства, провозгласившего свободу печати, был арест и конфискация в складе последних 700−800 экземпляров этой книги». Сменившие «временных» комиссары попросту расстреливали подчас за одно хранение этой книги. В современной «демократической» России имели место ряд попыток со стороны организаций типа «Антидиффамационной лиги» привлечь к суду церковных издателей «погромных» трудов Нилуса.
Нам же, в свою очередь, представляется благовременным обратить внимание на одну весьма значимую особенность духовного облика С.А.Нилуса — на его экуменизм. Само собой разумеется, этот «экуменизм» совершенно особого рода, он нисколько не похож на тот привычный и официозный экуменизм, процветающий во «всемирных советах церквей» и тому подобных организациях, подконтрольных «князю мира сего». «Экуменизм» Нилуса столь же эсхатологически заострён, сколь и все прочие элементы его мировоззрения, и по сути своей сводится к одной чрезвычайно простой (но при том же и чрезвычайно глубокой) идее — все разделения в среде христианства способны быть преодолены не на путях богословских «собеседований» или «переговоров», а на путях христианского сопротивления близ грядущему Антихристу, равно как и мера благодати той или иной «церкви» познаётся лишь из того, насколько реальную опасность в ней видят силы ада и насколько реально они ведут с ней брань. В другой своей работе «Святыня под спудом» Нилус приводит слова из письма известного оптинского старца игумена Антония (Бочкова) о том, что наступили времена, когда и старообрядцам и никонианам «следует подумывать не о личных своих делах, а о грядущем Божием гневе на всех». Сказанное удобоприложимо и к отношениям меж христианами «западными» и «восточными». Значит, было нечто такое в Католической Церкви (несмотря на все заблуждения латинян), ежели на протяжении нескольких столетий она подвергалась столь ожесточённому натиску тёмных антихристианских сил. Значит, было нечто и в наполовину католической, наполовину лютеранской Германии, ежели по историческим меркам совсем недавно, в 1944 г. заокеанский представитель расы богоубийц (из недр коей должен при скончании века народиться последний Антихрист) излагал такие вот гуманистические соображения: «Около 50 миллионов немецких мужчин и женщин находятся в возрасте, когда они способны ещё производить потомство, и по предварительным подсчётам, двадцать тысяч военных хирургов, совершая до двадцати пяти операций в день, могли бы в течение трёх месяцев полностью стерилизовать мужское население Германии и менее чем за три года всё женское население» (см.: L.Nizer. What do to with Germany. Chicago-New York, 1944). Как это похоже на «раздавите гадину!» французских масонов-«просветителей» или на «пальнём-ка пулей в Святую Русь!». Такая ненависть не возникает попусту, это вроде как некий (устанавливаемый «от противного») знак духовного качества. Последнюю точку в работе над пятым, последним изданием «Близ есть.» Нилус поставил 14 сентября 1923 г., после даты окончания своего труда он помечает: «День Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня и воспоминания Тройственного Союза между Россией, Австрией и Германией, известного под именем Священного Союза». Думается, что в сих строках пред нами предстоит своего рода духовно-политическое завещание Сергия Нилуса. Далеко не случайно, что сходные мысли выражали в те же годы оказавшиеся в пореволюционном изгнании православно-русские пламенные обличители «тайны беззакония» — духовно близкие Нилусу князь Жевахов и полковник Винберг. Последний в своей достопримечательной книге «Крестный путь» (Мюнхен, 1922) утверждает следующее: «Единый фронт — против общего врага! Вот ответ, который должен быть нами дан вызывающе заносчивому клику торжества сатанистов, празднующих свою, ещё не решённую, победу. В политической жизни христианских народов должно состояться объединение во имя борьбы против общей опасности. И в особенности такое объединение необходимо для всех, сплочённых истинной Верой в Божественное Учение Божественного Спасителя нашего. Наш враг есть прежде всего враг этого Учения. Так как же нам всем, Христианам, не быть объединёнными в защите наших общих святынь! Во имя воодушевляющего стремления побороть зло, вся Церковь Христова, забыв старые счёты, былые распри и унижавшие Её чувства соперничества и нетерпимости, должна стоять единым крепким оплотом для всех нас, Ея сынов». Таков единственно жизнеспособный «экуменический» проект, вынашивавшийся С.А.Нилусом и его единомышленниками в годы невиданных доселе антихристианских гонений. И хотя сегодня нет явного гонения, для подавляющего большинства христиан (нилусовского, так сказать, духовного уклада) очевидно, что это не более чем «затишье перед бурей». Так что уже сейчас небесполезны попытки как-то очертить контуры обновлённого Священного Союза христианских наций, попытки воссоздать фронт катакомб. Единый фронт — против общего врага. Единый фронт, дабы «рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин. 11, 52). Единый фронт — во исполнение первосвященнической молитвы Господа нашего: «да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мiр, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17, 21−22).

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика