Русский вестник | 15.07.2003 |
''По мере того как приближается момент освящения Храма-Памятника на Крови во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, все более ясно становится, что все мы должны обдумать, как в дальнейшем будет обустроено место Российской Голгофы, уже сегодня привлекающее внимание всего мира. Отношение к этому святому месту, на протяжении десятилетий бывшему местом нашего позора и скорби, а ныне ставшему местом покаяния и радости духовной о России, преобразующейся и возрастающей в молитве и созидании, будет у каждого особо трепетным. ''Ибо она святыня великая, и она дана вам, чтобы снимать грехи с общества и очищать их пред Господом'' (Лев.10:17) Поистине всякий приходящий сюда должен слышать в душе предостерегающий грозный голос Божий ''…сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.'' (Исх.3:5) Чтобы рассмотреть все возникающие в связи с этим проблемы и ситуации, мы должны в первую очередь обратиться к духовно-нравственному содержанию трагических событий на Российской Голгофе. Здесь была предпринята попытка окончательно завершить определенный многовековой этап в истории нашей Родины. Это была попытка прекратить самоидентификацию России как православного государства, управляемого Помазанником Божиим. Это была попытка пресечь духовную традицию, при которой и Царь, и предержащие власти, и рядовые граждане призваны каждодневно сверять дела свои с заповедями Божиими, рассматривать себя как продолжателей деяний многих и многих поколений своих предков, строить Отечество таким, чтобы соответствовать идеалу Святой Руси.
Мы знаем, что убийство Царской семьи при попустительстве большинства россиян стало преступным нарушением народом клятвы верности дому Романовых, данной после соборного всенародного решения на все времена. Надо помнить, что Романовы вступили на российский престол не в результате своих собственных устремлений, они были призваны соборным народным мнением в известной степени вопреки своей воле. И в этом смысле их государственное служение на протяжении более 300 лет было выражением их стремления следовать той самой традиции, которую пытались здесь разорвать.
Последовавшая затем братоубийственная гражданская война и годы репрессий, коснувшихся практически каждой семьи, все дальнейшие и даже нынешние нестроения в Отечестве нашем являются итогом нашего отступления от того пути, которым Россия не раз приходила к славе и могуществу. Потому важно, чтобы с этого места, где пролилась кровь святых Царственных страстотерпцев, где предпринята была попытка разрушения России, началось на веки вечные возрождение именно этих славных многоплодных традиций. Ибо для нас по сей день актуальны слова великого молитвенника за Отечество наше, святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Отчего же столь великое, бывшее столь твердым, могущественным и славным прежде, царство русское ныне так разслаблено, обезсилело, уничтожилось, всколебалось? Оттого, что оно сошло с твердой и непоколебимой основы истинной веры и в большинстве интеллигенции отпало от Бога, Который один есть непоколебимая во веки вечная держава, Коим твердо держится на дивной гармонии небо и земля _ столько веков.»
Потому строительство Храма-Памятника на Крови во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших является образом нашего покаяния в ошибках наших предшественников. Пусть у приходящих сюда будет реальная возможность дальнейшими трудами своими восстанавливать то, чего нас хотели лишить — подлинную историческую память, выражающуюся всегда в том, что внуки продолжают начатое дедами. И так должно быть из рода в род.
Поколение за поколением россияне будут здесь приобщаться к чистому источнику традиций Святого Православия, дающему человеку возможность доброго высоконравственного устроения и жизни личной, и общественной, и государственной. Ибо как наставляет нас Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий 2: ''Сумеет ли Отечество преодолеть нынешние нестроения и вновь заслужить право именоваться Святой Русью _ зависит от личного нравственного выбора каждого из нас. Ведь граница между добром и злом проходит по сердцу человека''. А так как Господь сказал: ''Приходящего ко Мне не изгоню вон'' (Иоан.6, 37) — то почерпнуть здесь доброе сможет всякий человек, независимо от своих убеждений и происхождения.
Если горький день 17 июля 1918 года был днем клятвопреступления, цареубийства и начала братоубийственного разделения в России, то предстоящий день 17 июля 2003 года может и призван стать поистине днем покаяния и единения всех россиян. Это дает возможность от имени всей полноты Русской Православной Церкви принести всенародное покаяние в грехе цареубийства, братоубийства и ненависти к своим соотечественникам. Это дает возможность прекратить раздирающие нас разделения и противостояния, чреватые новыми опасностями для России. Это дает возможность заявить о нашем стремлении к единению со всеми россиянами, из-за трагедий ушедшего века покинувшими Отечество и ныне пребывающими в рассеянии во всех странах мира. Это позволит нам дать добрый пример будущим поколениям, как должно преодолевать горькие ошибки и как строить новую Россию. Прошедший ХХ век был периодом жестоких гонений на Русскую Православную Церковь. Сонм новомучеников и исповедников российских, ныне прославленных в лике святых, свидетельствует перед престолом Спасителя нашего, что полнота церковная отвечала на невиданную несправедливость и жестокость молитвой за гонящих ее, за власти предержащие, за Россию. 17 июля 2003 года может стать днем, когда всенародно, соборно избранный глава государства Российского своим словом закроет эту страшную страницу истории нашего Отечества. Ведь Церковь, сохраняя отделение от государства в вопросах внутреннего устроения и духовной жизни, состоит из граждан нашей Родины, из тех, кто принял от предшествующих поколений ответственность за Россию и своими трудами и молитвами ныне определяет ее завтрашний день. Одновременно с церковным призывом к единению может и должен прозвучать державный призыв к соборному соработничеству ради возрождения Отечества нашего, ради продолжения традиций наших и славы России".
(С сокращениями).