Седмицa.Ru | 14.07.2003 |
Из истории строительства собор во имя свв. апостолов Петра и Павла
Увенчанный фигурой ангела, горящий золотом высокий шпиль собора — один из символов Санкт-Петербурга. Его видно издали и со многих улиц. От стоящего на невском островке собора пошло и название возникшей одновременно с ним крепости.
Первая деревянная Петропавловская церковь в Санкт-Петербурге была заложена 29 июня 1703 г., тогда же, когда и крепость, и, вероятнее всего, по проекту самого Петра Великого. Снаружи она была расписана «под каменный вид желтым мрамором» и имела колокольню-башню с курантами, на которой по праздникам поднимались флаги. Освятил ее 1 апреля 1704 г. при пушечном салюте митрополит Новгородский Иов.
Этот скромный храм простоял недолго. 8 июня 1712 г. Петр I рядом с ним положил основание каменному собору в стиле барокко, автором которого был итальянец Доменико Трезини. Прежде всего, возведена была многоярусная колокольня со шпилем, обитым золоченой медью и увенчанным фигурой ангела. Пять лет спустя первоначальную деревянную церковь разобрали и перенесли в солдатскую слободу, где, собрав вновь, освятили уже под названием Матфиевской. К 1728 г. новый Петропавловский собор вчерне был готов, но его отделка затянулась и завершилась лишь к 26 июня 1733 г., когда храм был освящен архиепископом Феофаном (Прокоповичем) в присутствии императрицы Анны Иоанновны Синода и Императорского Двора.
Собор — усыпальница российских императоров — в плане имеет вид вытянутого прямоугольника и является сооружением «зального» типа, нетрадиционного для древнерусского культового зодчества. Интерьер храма так же необычен, как и его внешний облик. Внутреннее пространство собора разделено на три нефа мощными пилонами, обработанными пилястрами коринфского ордера. Крестовые своды, перекрывающие помещение, декорированы филенками и орнаментальной росписью.
Главным украшением Петропавловского собора являются резной золоченый иконостас и надпрестольная сень — дар храму от Петра I и Екатерины I. Иконостас, дошедший до нашего времени, вырезали в Москве резчики Т. Иванов и И. Телега под руководством И.П.Зарудного. В соборе он был собран и покрыт червонным золотом. Иконы для него написал московский мастер М.А.Меркурьев с помощниками, живописные панно на стенах исполнили петербургские мастера Г. Гзель, Д. Соловьев, А. Захаров, А. Матвеев и др. Часть из этих работ сохранилась в позднейших повторениях.
Незадолго до освящения собора у одного из пилонов перед алтарем была установлена кафедра, предназначавшаяся для произнесения проповедей. Симметрично кафедре, у противоположного пилона, находится Царское место — невысокий помост, обитый малиновым бархатом, где во время богослужения в соборе стоял император. По традиции императоры приходили сюда после совершаемой в Москве коронации, чтобы испросить благословения на царство, а при отъезде из столицы — попрощаться с могилами своих родителей и предков.
В 1720 г. на колокольне собора, служившей городской часовой башней, были впервые установлены «зело прехитрые» куранты, приобретенные Петром I в Амстердаме за баснословную по тем временам сумму — 45 тысяч рублей. Часы, которые приводились в движение «большою железною машиною с медным валом», отбивали каждые полчаса, а по утрам специальный «колокольный игратель» исполнял на карильоне различные мелодии.
Петровские куранты погибли во время пожара в 1756 г., и только спустя двадцать лет вновь зазвучал бой соборных часов. Их изготовил и в 1761 г. привез в Петербург известный на всю Европу голландский мастер Б. Оорт Красе. Однако русская сторона не спешила расплатиться со знаменитым специалистом за его труды. В итоге Оорт Красе разорился и умер от нервного истощения, а куранты были установлены на колокольню лишь в 1776 году под наблюдением венского часового мастера И. Редигера.
В середине XIX столетия московская фирма братьев Бутеноп отреставрировала куранты. Часы получили не существовавшие до этого минутные стрелки, а восстановленный карильон стал вызванивать церковный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе». В 1906 г. его репертуар полнился государственным гимном «Боже, царя храни». После 1917 г. куранты надолго замолчали: попытка настроить их на исполнение «Интернационала» не удалась, но в 1952 г. они вновь заиграли — на этот раз гимн Советского Союза. В последние годы соборные часы не действовали: велись реставрационные работы.
В высокий шпиль во время гроз не раз ударяла молния, но до 30 марта 1756 г. все обходилось благополучно. В ночь с 29 на 30 апреля 1756 г. от удара молнии загорелся и затем рухнул шпиль колокольни. Пожар охватил чердаки и деревянный купол. Иконостас был поспешно разобран и вынесен. Кладка стен колокольни дала многочисленные трещины. Восстановление собора шло быстро, и уже 23 июня 1757 г. он был снова освящен. В 1760 г. колокольню разобрали до окон первого яруса. В 1761 г. началась подготовка к ее восстановлению под руководством архитектора С. Волкова. В связи с восстановительными работами М.В.Ломоносов выдвинул проект украшения собора монументальными мозаичными панно. Тогда же был разработан ряд проектов перестройки собора и восстановления колокольни. Ни один из проектов колокольни не получил одобрения, и в 1766 г. Екатерина II приняла решение «делать оную точно так, какова прежняя была, понеже все прочие планы не столь красивы».
В 1773 г. справа от притвора появился теплый придел св. Екатерины, а в 1811 г. теплым был сделан весь собор, который, три года спустя, подвергся первому общему реставрационному ремонту под руководством Луиджи Руска. В 1833 г. буря повредила на шпиле фигуру ангела, и кровельщик П. Телушкин, чтобы исправить поломку, поднялся наверх без лесов, получив за этот смелый поступок медаль и крупную денежную награду.
Благоустройство и украшение собора продолжалось и во второй половине XIX века. На средства старосты П.И.Кудряшова в 1849 г. был заново отделан Екатерининский придел, получивший новые царские врата. В 1857—1858 гг. все деревянные конструкции шпиля заменены металлическими, изготовленными по проекту К.А.Тона и инженера Д.И.Журавского на Воткинском заводе. Высота шпиля при этом несколько увеличилась (общая высота колокольни от земли до конца креста — 122,5 м.).
Одновременно академик П.С.Титов подновил в интерьере старые и сделал новые росписи, а гипсовые фигуры внутри и снаружи были заменены цементными. В 1859 г. собор уступил титул кафедрального Исаакиевскому и перешел в придворное ведомство.
В 1864—1866 гг. старые деревянные царские врата в главном иконостасе собора были сняты, и на их месте поставлены новые, бронзовые, весом в 600 пудов, выполненные в стиле прежних. В 1875—1876 гг., когда возобновляли лепные украшения на сводах и обветшавшие картины, В. Бальдини написал в среднем нефе новые плафоны. В 1881 г. и 1908 г. собор подвергался основательным ремонтам, не менявшим, однако, его интерьера в целом.
В 1725 г. внутри собора, возведенного вчерне, была сооружена временная деревянная часовня для саркофага с телом Петра I. С этого времени храм стал усыпальницей Российских императоров и членов Царской фамилии. 6 октября 1901 г. к востоку от собора была заложена великокняжеская усыпальница на 60 гробниц, которую, придерживаясь стиля барокко, возводил Л.Н.Бенуа по эскизному проекту Д.И.Гримма. 21 октября 1906 г. придворный протопресвитер А.А.Дернов освятил в ней придел св. князя Александра Невского, а через два года было готово и все здание, отделанное мрамором и золоченой бронзой. Иконы в иконостасе написал акад. Н.А.Бруни. С гранильной фабрики в Петергофе доставили красивое мозаичное распятие.
В 1865 г. надгробные плиты государей и членов Царской семьи были заменены саркофагами из белого каррарского мрамора (арх. А.А.Пуаро и А.Л.Гун), на которых находились многочисленные ценные реликвии и замечательные иконы. Так, на гробнице Петра I стоял образ «Апостол Петр» кисти Симона Ушакова в золотом окладе. Среди верующих особым почитанием в начале ХХ века пользовалась гробница императора Павла I. Сейчас в Петропавловском соборе — 32 надгробия. Одно из них стоит над пустой могилой: в 1939 году прах великой княгини Александры Георгиевны, дочери греческого короля Георга I, был перенесен в королевскую усыпальницу в Афинах. В мае 1992 г. в усыпальнице Романовых был погребен вел. кн. Владимир Кириллович
Перед царскими вратами хранились главные святыни собора: частицы привезенной в 1626 г. в Москву Ризы Спасителя, ковчежец с частью главы св. мч. Иакова Персиянина, целителя детских болезней, а также серебряный складень с разными мощами. Большинство интересных художественных произведений относилось к концу XVII века: серебряная утварь московской работы из Кремлевских соборов, украшенная финифтью и драгоценными камнями, — дар царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I; печатные Евангелия в дорогих окладах, две шитые золотом и серебром плащаницы из Грузии и ряд образов («Знамение — Новгородская» и Смоленская икона Божией Матери московской школы). Старинный образ свт. Николая в золоченой ризе подарил в ризницу староста Кудряшов.
Бережно хранились в соборе реликвии его основателя: небольшие иконки и паникадило, вырезанное царем на токарном станке, а также знамена и штандарты, взятые у шведов под Полтавой (сейчас все это — в Эрмитаже). Пышностью отличались праздничные облачения священников собора.
В день Преполовения Пятидесятницы — праздник Петропавловской крепости — из домика Петра I приносили чтимую икону Спасителя, и крестный ход направлялся с ней из собора сначала на царскую пристань для водосвятия на Неве, а затем шел по крепостным стенам. Еще одно водосвятие на реке происходило в день Всемилостивого Спаса.
У восточной стороны собора находится небольшое кладбище, где хоронили комендантов крепости.
Кроме домовой комендантской церкви, к собору была приписана часовня, выстроенная в 1900—1901 на соседнем Монетном дворе в честь Высочайшего посещения. В ней стоял дубовый киот с тремя иконами кисти П.И.Брусникова.
Из настоятелей собора известность приобрели: протоиерей Стахий Иоаннович Колосов, член Российской Академии Наук, служивший в 1809—1831 гг., и протоиерей Иоанн Симеонович Кочетов (служил в 1832—1854 гг.), член Российской Академии и профессор церковной истории в Санкт-Петербургской Духовной академии.
Богослужения в соборе прекратились в конце 1917 г. В мае следующего года по ходатайству Братства приходских советов власти решили через 2−3 месяца открыть собор, но 18 июня 1918 г. Президиум Союза коммун Северной области постановил закрыть его окончательно. Это произошло 14 мая 1919 г. при настоятеле протоиерее Феодоре Иоанновиче Боголюбове. Ценности собора были еще раньше эвакуированы в Нижний Новгород и Ярославль.
Община храма была вновь зарегистрирована весной 1991 г. Однако богослужения в соборе, который продолжает сохранять музейный статус, совершаются очень редко, в дни важнейших церковных праздников.
(По материалам книги: В.В.Антонов, А.В.Кобак. Святыни Санкт-Петербурга. СПб., 1994. С. 112−116 и сайта Государственного музея истории Санкт-Петербурга)