Русская линия
НГ-Религии А. Лампси02.07.2003 

Площадное богословие в сети. Христианские хакеры рушат языческие виртуальные капища

Невиданный технологический рывок последнего десятилетия принес в мир персональные компьютеры и интернет, без которых уже с трудом представляется повседневная жизнь. Проникновение высоких технологий практически во все сферы человеческой жизни не могло не породить новой мифологии. Многие забывают, что компьютер — всего лишь машина, выполняющая алгоритмы. Они наделяют его душой и даже обожествляют. Так, в США уже зарегистрированы несколько религиозных организаций, где объектом поклонения выступает компьютер. Глобальная паутина не просто притягивает и привязывает к себе людей, но и меняет их психологию. Она изменила стиль жизни, а соответственно и образ мыслей сотен миллионов людей. Ни на день не прекращающие борьбу за свою паству мировые религии и многочисленные сектантские или маргинальные сообщества, с тем же упорством ищущие неофитов, не могут не учитывать этого фактора. Можно сказать, что технический прогресс привел к революционным инновациям в самой Церкви.
В начале массового распространения интернета основные христианские конфессии хранили молчание. Выдержав паузу, приблизительно с начала 2000 года они осторожно начали реагировать на его появление. На словах религиозный мир с достаточным оптимизмом воспринял новейшие компьютерные технологии. Однако скорее эта реакция напоминала хорошую мину при плохой игре.
Настороженное отношение Церквей к интернету сыграло с ними злую шутку. Казалось бы, 2−3 года срок небольшой, но сейчас год идет за 10, и упущенное конфессиями время неизбежно сказывается на их работе в мировой сети. Сказывается хотя бы на уровне разработки и раскрутки сайтов. Сетевые библиотеки, информационные страницы, газеты, игровые сайты имеют гораздо большую посещаемость, чем официальный сайт Русской Православной Церкви или же Ватикана. Главная беда большинства церковных сайтов — их малоинформативность и официозность, зачастую отвратительный, абсолютно непрофессиональный дизайн. Впрочем, мусульманские сайты тоже могут нагнать скуку.
Однако религиозные организации постоянно наращивают свое присутствие в интернете. Причем как количественно, увеличивая число тематических сайтов, так и качественно, постоянно изыскивая новые способы проповеди и общения с паствой. Виртуальные церкви, онлайновые проповеди, сетевые кладбища и комнаты для медитаций…
Пока в этой гонке за паствой лидируют католики. Они даже объявили святого Исидора покровителем интернета. На их главном сетевом ресурсе «Catholic Online» можно исповедоваться как в режиме реального времени, так и по почте. РПЦ старается не отставать. С каждым годом она уделяет интернету все больше внимания. Одним из идеологов активного проникновения православия в интернет является председатель учебного комитета РПЦ архиепископ Верейский Евгений. Недавно открылась православная интернет-церковь. Наверное, и святой покровитель интернета от православия тоже не за горами.
Еще одна отличительная черта глобальной паутины — это то, что религиозные меньшинства, зачастую гонимые, а иногда и конфликтующие с законом, чувствуют себя в сети весьма вольготно.
Например, в интернете до сих пор спокойно существует сайт Белого братства. Он регулярно обновляется, на нем появляются новые послания «Марии Дэви Христос» к ученикам. Никому нет дела до юридического статуса этой организации. Ни на день не прекращал работы и сайт «Аум Синреке».
Десятки, а то и сотни индуистских и буддийских сект, шаманы, колдуны и ведьмы процветают в глобальной паутине. Язычники и сатанисты, в реальной жизни скрывающие свои взгляды, и уж всяко не имеющие возможности проповедовать, в интернете обладают весьма значительными ресурсами.
К слову, и антирелигиозная пропаганда в сети поставлена гораздо лучше, чем по эту сторону монитора. Например, очень популярен в рунете «клуб скептиков», который объединяет целую сеть атеистических сайтов.
Если в реальном мире традиционные религии могут активно бороться с этими направлениями религиозной жизни, в том числе и законодательно, то в мире виртуальном сделать это не так легко. В интернете государственная поддержка не имеет ни малейшего значения.
Легко проповедовать в Церкви, когда рядом с тобой не стоит атеист, оспаривающий каждый твой тезис. Рядом с муллой в мечети нет христианских священников. Миссионеры в Африке, общаясь с местными племенами, говорят только о своем вероисповедании. Фактически можно говорить о том, что за последние века представители традиционных христианских Церквей и религий привыкли к определенному монополизму на своих территориях, и привыкнуть к новому глобальному пространству, где практикуется конкуренция, им сложно. В сети приходится не только проповедовать, но и активно отстаивать свои убеждения на форумах или гостевых книгах.
Интернет-войны, как уже повелось, бывают и религиозными. Сатанисты оскверняют виртуальные церкви, а христианские хакеры рушат языческие виртуальные капища. Интеллектуальные войны, ведущиеся в интернете, не уступают по накалу страстей войнам хакерским. Разнообразные религиозные форумы (наиболее известный рунетовский форум — «форум диакона Андрея Кураева») возрождают подзабытые традиции религиозных диспутов. Спорят между собой как священнослужители разных конфессий, так и миряне, в той или иной степени разбирающиеся в этой тематике. Последних гораздо больше.
Одним словом, в интернете мы наблюдаем возрождение так называемого «площадного богословия», распространенного некогда в Византии, когда простые обыватели свободно обсуждали вопросы веры в банях и трактирах, на рынках и площадях. Куда заведет эта тенденция, сказать пока сложно.
Как бы дальше ни развивались отношения между различными религиями и миром высоких технологий, компьютеры уже наложили свой отпечаток на облик современного религиозного мира. Ловцы душ сами оказались пойманы сетью.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru