Муфтий Гайнутдин не контролирует правоверных. А те строят себе мечети из картонных коробок
Шеф-редактор журнала «Смысл» Максим Шевченко в этом уверен
Ставший скандальным за последние годы бывший редактор «НГ-религий», а ныне шеф-редактор журнала «Смысл» Максим Шевченко в недавнем интервью, пожалуй, самому популярному религиозному сайту «Портал-Credo.Ru» заявил, что руководитель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин по существу не является духовным лидером для последователей Ислама в РФ. Шевченко подчеркнул, что жизнь мусульман протекает не в сельских и городских мечетях, а в аулах, домах, квартирах, хлебопекарнях, рынках и даже гаражах, в криминальных группировках и в незаконных вооруженных формированиях. Шевченко уверяет: из числа верующих Гайнутдина мало кто знает в Москве и России, это пиарщики московского муфтия доказывают, что Равиль-хазрат популярен, но на деле муфтий ничего не решает, пусть он лично в этом убедится. Мусульмане России — сами по себе, муфтии сами по себе. В общем, каждый идет своей дорогой и пути их не пересекутся ни за что. Бывший редактор «НГ-религий» не забыл также добавить, что он с уважением относится к муфтиям, но люди, которые выбрали для себя религией Ислам, и ведать не ведают, что их в «Москве представляет Равиль-хазрат». Шевченко, уверенный, что читатели его журнала знают шеф-редактора как разбирающегося в вопросах Ислама издания, попутно добавил: он с уважением относится к Гайнутдину, даже пару раз приглашал его на свою передачу на радиостанцию «Маяк», но, повторил Шевченко, Равиль-хазрат, словно восставшие декабристы, страшно далек от мусульманской уммы, вот в Кремле бывать он любит, а в умме его не знают. Что можно сказать по поводу очередной пиар-кампании Максима Шевченко вокруг собственной персоны за счет использования известных имен, очередных заявлений по поводу уважительного отношения к Исламу в целом и недвусмысленных подсказок вроде «Ребята-мусульмане, вот я знаю положение дел в исламском обществе, а вы как-то не догоняете до этого. Давайте вам помогу!»? Очевидно одно: Шевченко давно и пока успешно отрабатывает придуманную им позицию (это показало время): позицию знатока и корифея, вычурного панибратства со всеми конфессиями. И при любом удобном случае не упускает возможности показывать себя лучшим другом мусульман: пусть он христианин, зато уж за правоверных в случае чего постоит, животом за них ляжет, поскольку знает, что творится в умах и сердцах второй по численности конфессии страны. Очевидно и другое. Это и другие интервью Шевченко наглядно показывают то, что именно такой тип журналистов, как Шевченко, долго и упорно пытаются вбить клин между муфтиятами и простыми верующими. Используют для достижения цели все, что под руку попадется. Отмеченное выше интервью лишнее тому доказательство. Очевидно и третье. У шеф-редактора журнала «Смысл» Шевченко — свой читатель, а мусульманская умма — другая категория людей, которая ну не поверит тому, что пишет издание бывшего редактора «НГ-религий». Почему? Потому что-то, что говорит Шевченко, не соответствует истине. Неужели имя Равиля Гайнутдина не говорит мусульманам Москвы да и всей страны ничего?! Зайдите и спросите в любой мечети: «А кто такой Гайнутдин?». Вам ответят (вполне благосклонно): «В мечеть заходите, а муфтия не знаете…». Еще добавят: «Вашего Алексия знаем, и Бер Лазара тоже, а вы такие вопросы задаете!». Приблизительно тоже самое вам скажут ваши знакомые, если они являются мусульманами даже только по происхождению. Не знать своего лидера для последователей Ислама — стыдно. Да, у правоверных нет лидера по закону, но есть духовный лидер, и именно за последним пойдет мусульманская умма. Так что Шевченко своего читателя нашел, с чем можно его поздравить. А вот мусульмане ему не верят, и не будут верить его иллюстрированному журналу, как бы благосклонно шеф-редактор не писал о них, самыми добрыми словами не отзывался о Равиле Гайнутдине, как бы не кичился дружбой с председателем Исламского комитета Гейдаром Джемалем, как бы уважительно не говорил о том, что он-то знает куда дует ветер. Запомнилась одна картинка. В прошедшую пятницу из московской Соборной мечети, где, собственно, и проходит жизнь мусульманской уммы, встретил двух знакомых — чеченца и узбека. Разговаривали на русском. Обсудив дела, политическую обстановку в Чечне и Ираке и даже последний тур чемпионата России по футболу (кто из правоверных отличился перед вторым кругом отечественной премьер-лиги), каждый из нас отправился на работу: выходец из Чечни — в автосервис в Черкизово, узбек — на рынок в Тушино, а я в редакцию. Каждый из нас понимал, что жизнь уммы протекает именно вокруг мечети. А в гараже ремонтируются машины, в пекарнях пекут хлеб. В редакции, собственно, пишутся статьи.