Русская линия
НГ-Религии Александр Игнатенко18.06.2003 

Миссия невыполнима? Власти Саудовской Аравии начали бороться против религиозного экстремизма

В столице Саудовской Аравии Эр-Рияде 13 мая произошла серия террористических актов с использованием ударных боевых групп и смертников на автомобилях, груженных взрывчаткой. В жилых комплексах, в которых проживали как саудовцы, так и граждане западных стран, погибли 35 человек и около 200 получили ранения. У самих саудовских властей нет никаких сомнений: действовали религиозные экстремисты, то есть люди, руководствующиеся определенным пониманием того, как должен вести себя настоящий верующий. Именно о религиозном экстремизме заговорили официальные лица, включая руководство министерства по делам ислама. При этом светские деятели употребляют выражение, более распространенное в современном арабском языке, — татарруф дини (букв. религиозная крайность), а религиозные функционеры — более старое гулювв дини (букв. религиозная чрезмерность). Сама активность экстремистов получила название террора (ирхаб), что тоже является новацией: раньше, когда подобные теракты планировались, готовились, идеологически обосновывались, финансировались и совершались в США, России, Индонезии, Алжире, Палестине и других местах земного шара, они назывались либо «акциями геройского самопожертвования», либо очень нейтрально — и"тида, то есть просто «нападение», а их организаторы, вдохновители и исполнители именовались «ведущими джихад на пути Аллаха» (муджахидун фи сабиль Аллах).
Эти теракты стали неопровержимым свидетельством того, что «Аль-Каида» действует на территории королевства. И «саудовский след» в терактах 11 сентября 2001 г. (и не только в них) не какая-то случайность. Если раньше саудовские власти утверждали, что члены этой группировки отсутствуют на территории королевства, а 16 саудовцев среди террористов, уничтоживших примерно 3 тыс. человек в США, — простые пассажиры американских авиалиний, то теперь приходится признавать, что существует экстремистско-террористическая сеть, один из узлов которой находится в Саудовской Аравии. Представители спецслужб королевства заявляют, что в стране имеются от трех до пяти ячеек «Аль-Каиды» по нескольку десятков человек в каждой, и суммарное количество алькаидовцев в стране составляет, таким образом, всего несколько сотен человек. Если это так, то задача борьбы против этой террористической сети достаточно проста. И органы правопорядка королевства занялись отлавливанием этих «нескольких сотен». Тут достигнуты определенные результаты: производятся аресты (часть алькаидовцев сопротивляется и есть случаи их убийства при сопротивлении), обнаруживаются склады и схроны с оружием и взрывчаткой и т. п.
«Дело улемов»
Однако этим действия саудовских властей не ограничиваются. Впервые саудовские официальные лица публично связали терроризм и религию, тем самым продемонстрировав и себе, и всему миру, что «Аль-Каида» — не просто террористическая организация, а организация религиозно-экстремистская, деятельность которой направляется представителями духовенства. В ходе контртеррористических мероприятий в конце мая с.г. были арестованы несколько улемов (от араб. алим — знаток религии) — Али аль-Худейр, Ахмад аль-Халиди, Насир аль-Фахд. В официальный оборот введено понятие «подстрекатели» (мухарридун). По утверждениям властей, именно арестованные «подстрекали» террористов к совершению теми противоправных действий.
В саудовских СМИ их называют «такфиритская троица» (салюс такфири), потому что они в своих фетвах объявляли «неверными» (это называется такфир) своих единоверцев, которые в чем-то отклонились от того, что эта «троица» считает истинным исламом. А против «неверных» (то есть подвергнутых тафкиру мусульман, а также всех немусульман — христиан, иудеев и т. д.), утверждали они, обязателен вооруженный джихад. Поэтому их еще называют течением «салафитского джихадизма» — джихадийя салафийя («Аш-Шарк аль-Авсат», 10 июня 2003 г.), имея в виду их принадлежность к религиозному течению, которое является господствующим в Саудовской Аравии и называет себя салафизм (салафийя).
Салафизм (от выражения салаф салих, то есть праведные предки) в саудовском варианте — это ваххабизм. И арестованные — достаточно видные ваххабитские улемы. Али аль-Худейр написал ряд трудов по ваххабизму, среди которых комментарии на произведения основателя ваххабизма Ибн-Абд-аль-Ваххаба: «Книга собирания и очищения, или Разъяснение „Книги единобожия“ (Ибн-Абд-аль-Ваххаба)»; «Разъяснения и дополнения к книге „Разъяснение сомнений“ шейха Мухаммада Ибн-Абд-аль-Ваххаба». Ахмад аль-Халиди (является по рождению кувейтцем) прославился тем, что заучил наизусть наряду с Кораном и главное произведение Ибн-Абд-аль-Ваххаба «Книгу единобожия», а также трактат классика ваххабизма Ибн-Таймийи «Васитское исповедание веры». Насир аль-Фахд известен тем, что сочинил большой трактат об использовании оружия массового уничтожения в ходе джихада, а также биографию муфтия Саудовской Аравии (ныне покойного) Мухаммада бен Ибрахима Ааль аш-Шайха. (Аль аш-Шайх в фамилии переводится как «из семейства Шейха» и это значит, что человек, носящий такую фамилию, является прямым потомком Ибн-Абд-аль-Ваххаба.)
Все они интегрированы в структуры ваххабитского духовенства через отношения наставничества-ученичества. Так, Али аль-Худейр является учеником Ибн-Укля аш-Шуайби (того самого, который издал фетвы, разрешающие убийство невинных людей в терактах 11 сентября 2001 г.; в «НГ-религиях» 15 мая 2002 г. подробно разбирались эти фетвы). Тот же аль-Худейр является учеником Мухаммада бен Салиха аль-Усаймина, которого российские читатели хорошо знают по брошюрам на русском языке, распространяемым на территории нашей страны и среди российских паломников в Саудовской Аравии государственным саудовским министерством по делам ислама при посредничестве фонда «Ибрахим Аль Ибрахим» (например, его книгу «Заметки об истинном вероучении»).
Менее известны или вообще неизвестны российскому читателютакие имена, как Хамд ар-Райс, Абд-аль-Азиз аль-Джарбу, Самир аль-Малики, Сулейман бен Насир аль-Альван, Абд-аль-Карим аль-Хамид, Абд-аль-Ваххаб ат-Тарир, Сальман аль-Ода. Но они и многие другие ваххабитские улемы по своим взглядам и проповедям мало чем отличаются от «троицы подстрекателей». И мы еще наверняка о них услышим.
Сомнительно, что «подстрекателями» (в терминологии саудовских властей) являются только трое арестованных улемов. На ваххабитских сайтах в интернете (о них ниже) можно обнаружить речь того же аль-Усаймина, в которой он солидаризуется с руководителем «Аль-Каиды» Усамой бен Ладеном (http://www.sahwah.net/Download/OsamabenOthaimeen.rm), не говоря уже о сочинениях (книгах, статьях, фетвах), которые ничем не отличаются от творчества «подстрекателей». Вполне вероятно, что именно этим улемам адресованы угрожающие речи наследного принца Абдаллы, который заявил, что все, кто симпатизирует устроителям взрывов в Эр-Рияде, будут считаться их соучастниками. В конце мая Министерство исламских дел Королевства Саудовская Аравия (КСА) отстранило от работы 1710 человек из духовенства — имамов, хатыбов, муэдзинов мечетей в разных городах страны, что является событием беспрецедентным в истории Саудовской Аравии.
Власти уверяют, что это не имеет никакого отношения к терактам, но эти уверения мало кого убеждают. И на пресс-конференции в Вашингтоне 12 июня с.г., рассказывая о результатах антитеррористической кампании в КСА, советник наследного принца Абдаллы Адиль аль-Джубейр сообщил, что «сотни имамов были сняты со своих постов из-за нарушения запрета призывать к насилию», а около тысячи были отправлены на переподготовку. Всего в ходе антитеррористических мероприятий в королевстве, по его словам, были арестованы около тысячи человек, из которых 300 — в связи с терактами в Эр-Рияде, из них 100 человек отданы под суд. (Примечательно, что саудовские власти увольняют имамов не только в своем королевстве, но и за рубежом. Так, по тому же обвинению — «за призывы к насилию» Лига исламского мира, саудовская организация, действующая на международном уровне, уволила имама главной мечети столицы Италии Рима Махмуда Ибрахима Мусу: тот в проповедях прославлял так называемые акции геройского самопожертвования.)
При этом власти королевства не хотят бесповоротно испортить отношения с ваххабитским духовенством. Одновременно с репрессиями в отношении части религиозных деятелей объявлено, что на строительство и ремонт мечетей выделяется 128 млн долл. И очень многие представители саудовского духовенства словом и делом выражают готовность бороться против «чрезмерно усердствующих в религии» (гулят), то есть религиозных экстремистов. 23 мая с.г. в мечети Аль-Харам в Мекке имам-хатыб Усама Хайят прочел проповедь, в которой подверг критике принцип такфира. Подобные проповеди были прочитаны во многих мечетях королевства. И все бы хорошо, но этот принцип — один из основополагающих в учении ваххабизма, которому все саудовцы обучаются с раннего детства. В упомянутом выше интервью Адиль аль-Джубейр сообщил, что в Эр-Рияде и Джидде начат эксперимент по изменению содержания школьных учебников, из которых будут изыматься положения о такфире, джихаде, проповедь религиозной нетерпимости и т. п. — все то, что отличает ваххабизм.
Не случайно советник наследного принца Абдаллы рассказывает об этом в Вашингтоне. Антитеррористическая кампания в КСА, затрагивающая религиозную сферу, насколько можно судить, реализуется по прямому требованию Соединенных Штатов. Президент Джордж Буш-мл. оказался, мягко говоря, в неловкой ситуации: США и их союзники в ходе объявленной войны с международным терроризмом нанесли удар по Ираку, в котором не оказалось оружия массового уничтожения и режим которого при всех его действительных и мнимых преступлениях не поддерживал «Аль-Каиду». При этом все указывает на то, что «Аль-Каида» каким-то образом связана именно с Саудовской Аравией как минимум через 16 саудовцев — участников терактов 11 сентября 2001 г. К тому же после удара по Ираку террор не прекратился: 17 мая в Касабланке (Марокко) в результате серии взрывов погибли 24 человека, 60 ранены. 12 мая осуществлен самоубийственный террористический акт в селении Знаменское (Россия, Чечня) да еще теракты в самом Эр-Рияде 13 мая. Во всех этих терактах, исполненных по одной схеме (с использованием самоубийц), ни о каком «иракском следе» не было и речи.
Информированная лондонская газета «Аль-Кудс аль-араби» (# 4369 от 7−8 июня 2003 г.) сообщает, что на встрече в Шарм аш-Шейхе (Египет) 4 июня с.г. Джордж Буш-мл. якобы высказал наследному принцу Абдалле ряд претензий: саудовское духовенство продолжает через свои организации финансировать «террористические силы» по всему миру, в частности в Азии; духовенство, а также часть принцев располагают большими капиталами, которые используются для распространения «экстремистской фундаменталистской мысли»; саудовские спецслужбы не противостоят с достаточной степенью активности и результативности террористическим группировкам, особенно в части пресечения их финансирования; не подвергаются изменениям, несмотря на многократные обещания саудовской стороны, учебники религиозных институтов, университетов и общеобразовательных школ, обучающие экстремизму.
Электронная версия «Аль-Каиды»
В начале июня с.г. неподалеку от саудовского города Хаиль при попытке задержания убит Юсуф Салих Фахд аль-Айири. Он разыскивался саудовскими властями по обвинению в терроризме и был, что называется, в полном террористском снаряжении: имел на себе пояс со взрывчаткой (так называемый пояс шахида) и письмо от Усамы бен Ладена. В дальнейшем выяснилось, что он в свое время окончил исламский университет им. имама Мухаммада Бен Сауда, был имамом мечети в Бурейде (КСА), воевал в Афганистане на стороне «Талибана». Но самое главное — он в течение длительного времени с территории Саудовской Аравии руководил знаменитым в исламистских кругах всего мира интернет-сайтом, который назывался «Центр исламских исследований», но на самом деле являлся признанным органом «Аль-Каиды». Сам аль-Айири (он же Абу-Марийям, он же Абу-Мухаммад) писал для этого сайта под псевдонимами Салах-ад-Дин и Абу-Кутайба аль-Макки. Ему принадлежат такие произведения, как «Ответ на сомнения относительно битвы с гражданскими (лицами) в двух башнях Центра мировой торговли в Нью-Йорке» и «Крестовые войны».
Саудовские власти наконец обратили внимание на то, что на территории королевства действует целая сеть экстремистских группировок, объединенных вокруг интернет-сайтов. Одна такая группировка (саудовские СМИ называют ее «террористической ячейкой») была арестована в районе «Аль-Халидийя» в Медине, ее базой было тамошнее интернет-кафе, руководил ею ученик Али аль-Худейра Турки аль-Фахид, и по месту жительства членов этой группировки спецслужбы обнаружили большое количество оружия, боеприпасов и взрывчатки. Более того, саудовские власти вдруг узнали, что на базе Научно-технического городка им. короля Абд-аль-Азиза (Эр-Рияд) давно запущена и работает целая сеть интернет-сайтов, в основном предназначенных для обмена информацией (в том числе, как утверждают саудовские и американские спецслужбы, информацией шифрованной) и публикации «подрывных материалов», под которыми подразумеваются и фетвы «подстрекателей» — «Реформа» (Аль-Ислах), «Салафиты» (Ас-Салафийюн), «Охота за полезными вещами» (Сайд аль-фава"ид), «Заря» (Аль-Фаджар), «Площадь» (Ас-Саха), «Я, мусульманин» (Ана аль-муслим) и др. В саудовской прессе прошли сообщения о том, что закрыты эти сайты, а также личный сайт Али аль-Худейра, где публиковались все его произведения и фетвы, и сайт «Эхо джихада», дававшее сообщения о деятельности моджахедов во всем мире (в том числе в Чечне) и публиковавший фетвы «подстрекательского содержания».
Но полагать, что с ваххабитским интернетом в Саудовской Аравии покончено, было бы преждевременно: в ваххабитскую интернет-сеть, предназначенную как для внутреннего, так и для зарубежного пользователя, на протяжении последних лет вкладывались очень большие средства (ярким примером здесь является прекративший работу в начале июня с.г. мощный портал «Джихад против неверных и лицемеров» с антологией ваххабитской литературы — http://jihaadulkuffaarin.jeeran.com/, финансировавшийся одним из саудовских принцев). Этих сайтов так много, что закрыть их все в одночасье просто невозможно. По некоторым сведениям, ваххабитских (или, если кому-то нравится их так называть, салафитско-джихадистских) сайтов во всемирной сети более тысячи. И сейчас эта сеть во многом сохранена и действует. Не исключено, что саудовским властям будет интересно узнать, что из Эр-Рияда с ноября 2001 г. и до сих пор бесперебойно вещает сайт «Аль-Каида». (Для того чтобы это увидеть, не нужно даже его раскрывать. Название воспроизведено в интернет-адресе http://www.alqa3edh.com/, где «тройка» обозначает арабскую букву «айн».) На момент публикации этой статьи загружается сайт «Охота за полезными вещами» (Сайд аль-фава"ид, администратор зарегистрирован в городе Табук, КСА — http://www.saaid.net/), с которого можно перейти на личные сайты 43 ваххабитских улемов, на которых опубликованы их произведения и те тексты, которые власти считают «подстрекательскими» (через окошко слева, первое из трех — «Улемы и талибы»). Можно с этого сайта попасть и на филиал «Аль-Каиды» в Ираке (движение «Сторонники ислама» — http://66.246.51.215/ansarislam.htm, сайт действующий), и филиал «Аль-Каиды» в Чечне («Ва ислама!» — http://62.50.78.46/, сайт действующий). На сайте чеченского филиала «Аль-Каиды» любой пользователь интернета, даже не зная арабского языка, может увидеть аль-каидовца Кутайбу аль-Макки, т. е. уроженца Мекки (КСА), который отрекомендован как «эмир одной из групп, подчиняющихся Абу-ль-Валиду — http://62.50.78.46/news.php?secid=1&seccid=1658. Найдет пользователь интернета на этом сайте и фетвы саудовских ваххабитских шейхов Али аль-Худейра (напомню, что это один из «такфиритской троицы»), Сальмана аль-Ода, Хаммуда Бен Укля аш-Шуайби, Суляймана аль-Альвана о предписанности мусульманам самоубийственных террористических актов, которые называются акциями шахидов (амалийят аль-истишхад) — http://62.50.78.46/studies.php?secid=4&seccid=1308, http://62.50.78.46/studies.php?secid=4&seccid=1208. Там же — и послание Али аль-Худейра «муджахедам в Чечне» — http://62.50.78.46/studies.php?secid=4&seccid=421.
«Аль-Каида» — всемирная религиозно-экстремистская сеть
Трудно поверить в то, что религиозно (ваххабитски) мотивированные теракты в разных странах мира являются звеньями одной цепи. Но опубликованная саудовскими источниками фактура по теракту в Эр-Рияде, а также публикации о деятельности террористов по всему миру позволяют продемонстрировать одну вещь, которая не может быть совпадением.
В последние несколько лет в связи с террористической активностью периодически всплывала фамилия аль-Гамиди. Так, в подготовке террористических актов в Эр-Рияде 13 мая с.г. принимал участие Али Абд-ар-Рахман аль-Фак"аси аль-Гамиди (арестован 13 июня в Йемене). Один из опознанных исполнителей, погибших при совершении этого теракта, — Хани Саид Ахмад Ааль Абд-аль-Карим аль-Гамиди.
В осуществлении терактов 11 сентября 2001 г. в Соединенных Штатах участвовали целых два аль-Гамиди. Первый — Ахмад Ибрахим аль-Хазнави аль-Гамиди, один из четырех террористов, которые были в «Боинге-757», вылетевшем из Ньюарка и разбившемся в Пенсильвании http://www.aljazeera.net/news/arabic/2002/4/4−18−13.htm. Второй — Саид аль-Гамиди из того же «Боинга-757» http://www.fbi.gov/pressrel/penttbom/ua93/93.htm.
В июне 2002 г. в Марокко была раскрыта «спящая» ячейка «Аль-Каиды», в которую входили марокканцы и трое саудовцев, один из которых был аль-Гамиди — Абдалла Мусфир Али аль-Гамиди. По признанию самих арестованных они планировали совершение самоубийственных террористических акций в Гибралтарском проливе. Арестованные мечтали взорвать атомную подводную лодку США. В настоящее время отбывают 10-летний срок тюремного заключения. Примечательно, что в самоубийственных терактах в Касабланке 17 мая с.г. принимали участие люди из группировки «Джихадистский салафизм» (Аль-Джихадийя ас-салафийя), название которой практически повторяет название течения «салафитский джихадизм», то есть местные ваххабиты.
В марте 2000 г. в Чечне убит Якуб аль-Гамиди (он же Гамиди Якуб) — полевой командир из бандформирований саудовца Хаттаба (он же Самер бен Салех ас-Сувейлем) — http://www.terrorism.ru/dosie1.phtml?id=11. После убийства Хаттаба место руководителя всех моджахедов, включая как арабов, так и чеченцев, занял Абу-ль-Валид (он же Абу Валид). Это еще один аль-Гамиди, Абд-аль-Азиз аль-Гамиди, сын Саида Бен Али аль-Гамиди, о чем можно узнать на интернет-сайте «Талибан он-лайн» http://muslimthai.com/talibanonline/article.php?sid=1357&mode=thread&order=0. Исламистские сайты демонстрируют нам этого аль-Гамиди, сбивающего российский вертолет (Video of Abu al-Waleed al-Ghamidi Downing Russian Helicopter — http://www.hafaralbaten.net/aboalwleed1.wmv). Не исключено, что одна и та же фамилия у организатора терактов в Эр-Рияде и у руководителя арабских моджахедов в Чечне заставила лондонскую газету «Гардиан» утверждать 7 июня 2003 г., что Абу-ль-Валид в феврале с.г. ненадолго покинул Россию (Чечню), чтобы организовать теракты в Саудовской Аравии (Эр-Рияде).
Не важно, в каких родственных отношениях находятся все эти персонажи, но важно то, что аль-Гамиди — фамилия саудовская и среди несаудовцев не встречается: она произведена от названия племени Гамид. (К слову сказать, до недавнего времени консулом Королевства Саудовская Аравия в Москве был Абдалла аль-Гамиди.) Но не надо думать, что одно только это аравийское племя поставляет экстремистов и террористов в разные страны мира. Например, Хаттаб к этому племени не принадлежал.
Это не просто саудовцы. Это саудовцы, имеющие религиозную мотивацию в своей террористической деятельности. Так, Ахмад Ибрахим аль-Хазнави аль-Гамиди, готовясь к терактам в США, испросил фетву на их совершение, которую получил от ныне покойного ваххабитского улема аш-Шуайби http://religion.ng.ru/conflicts/2002−05−15/1_vahhabit.html. Хаттаб, как утверждают его саудовские родственники, постоянно был «на связи с мусульманскими улемами (в Саудовской Аравии. — А.И.) и регулярно получал от них советы» http://www.alhayat.com/pages/04/04−29/29P01.pdf. Религиозное обеспечение самоубийственных террористических актов на территории Чечни, как видно из материалов сайта «Ва ислама!», осуществляют саудовские ваххабитские улемы — Хаммуд Бен Укля аш-Шуайби, Али аль-Худейр, Суляйман аль-Альван, Сальман аль-Ода.
И чтобы закрыть тему аль-Гамиди. Примечательно, что свою последнюю фетву об обязательном участии мусульман в джихаде перед своим арестом в конце мая ваххабитский улем Насир аль-Фахд издал в ответ на вопрос 18-летнего аль-Асада аль-Гамиди…
Власти Саудовской Аравии начали искать саудовских экстремистов и террористов по всему белу свету. Они затребовали 17 саудовцев, которых суданские военные недавно арестовали в тренировочном лагере на территории Судана. Министр иностранных дел КСА стал вести с Ираном переговоры о выдаче арестованных (или просто содержащихся) там саудовцев — членов руководства «Аль-Каиды». Тем временем власти различных государств в разных концах света — от Мавритании до Камбоджи — ликвидируют саудовские или содержащиеся на саудовские деньги учебные центры. Так, 27 мая в Мавритании арестованы все преподаватели Института исламских и арабских наук (1500 студентов), являющегося Нуакшотским филиалом саудовского Исламского университета им. имама Мухаммада Бен Сауда (Эр-Рияд), а сам институт был закрыт. В конце мая в Камбодже власти заявили, что арестовали трех иностранцев-мусульман (египтянина и двух тайцев) в мечети близ столицы.
Правительственные источники сообщили, что арестованные предположительно связаны с сетью «Аль-Каиды» (конкретно их обвиняют в принадлежности к действующей в Юго-Восточной Азии группировке «Джемаа исламийя»). Ответственные лица камбоджийской полиции утверждают, что эти боевики получали финансирование через исламское медресе, действующее в Пномпене (599 учеников). Это медресе было филиалом саудовского исламского университета «Умм аль-Кура», расположенного в Мекке. (К слову сказать, ваххабитский улем Салман аль-Ода, внедряющий через интернет идею о соответствии канонам ислама самоубийственных террористических актов в Чечне, являлся до недавнего времени руководителем одного из факультетов этого университета.) Власти Камбоджи выслали 28 преподавателей этого медресе — саудовцев, суданцев, йеменцев, нигерийцев, пакистанцев, а также их семьи. Семеро камбоджийских мусульман, сотрудничавших с медресе, задержаны.
Весьма примечательна в этой связи судьба благотворительного фонда «Аль-Харамейн». В экспертных кругах разных стран давно известно, что этот фонд наряду с благотворительной деятельностью занимается финансированием экстремистских группировок по всему миру. (Он наряду с 14 другими юридическими лицами квалифицирован Верховным судом России как террористическая организация.) Филиал фонда в России, как и во всех государствах СНГ, закрыт. Ранее были объявлены террористическими организациями филиалы фонда в Боснии и Сомали, и они тоже были закрыты. Саудовские власти сами начали ликвидировать филиалы этого фонда в Хорватии, Албании, Эфиопии, Афганистане, Пакистане, Кении, Танзании, Индонезии. Во время упомянутой выше пресс-конференции советника наследного принца Абдаллы Адиля аль-Джубейра в Вашингтоне 12 июня он сообщил, что эти закрытия — результат выполнения решения саудовских властей в плане реализации контртеррористической программы и что принят закон, по которому саудовским благотворительным фондам запрещено создавать филиалы за рубежом.
Перспективы этой борьбы против религиозного экстремизма очень неопределенны. Главная сложность состоит в резкой смене того курса, который власти Саудовской Аравии проводили на протяжении трех последних десятилетий в религиозно-политической сфере внутри страны и за рубежом.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru