Русская Атлантида (Челябинск) | Валерий Коростелев, А. Караулов | 25.06.2003 |
Особо сложное положение создалось в приграничной зоне Восточной линии дороги. Там без священников и без храма остались ст. Мулин, населенные пункты в районе Эхо-Муданьцзян и ст. Пограничная. Экзарх уполномочил своего секретаря священника о. Василия Герасимова заняться построением храма и организацией приходской жизни в означенных пунктах. Однако у о. Василия не нашлось сил для принятия на себя такой ноши, и владыке Нестору еще не раз приходилось возвращаться к вопросу о налаживании православной жизни на крайнем Востоке Маньчжурии.
Подверглось упорядочению возглавление благочиний Экзархата и управления монастырями. На вакантное место благочинного церквей Трехречья (после кончины о. Прокопия Маковеева) был назначен настоятель Покровской церкви в Верх-Кулях о. М. Поникаровский. Временно Модягоуское благочиние г. Харбина возглавил о. Петр Опик (вместо архимандрита Ионы). Благочинным и казначеем Казанско-Богородицкого монастыря г. Харбина был назначен игумен Георгий (Шатилов), а благочинным и заведующим хозяйством Благовещенского подворья Пекинской Духовной Миссии — архимандрит Поликарп (Горбунов). Иверское благочиние (прот. А. Солянский) упразднялось, а храмы его приписывались к Софийскому благочинию.
Настоятелем Владимирского мужского монастыря в Трехречьи назначался иеромонах Софроний (Виноградов). Временно исполнять обязанности настоятельницы Богородицко-Владимирского женского монастыря в Харбине поручалось монахине Елене (Устиновой), вместо монахини Олимпиады (Жужиной), переведенной на должность казначеи обители. Заведовать детским Ольгинским приютом стала послушница Анна (Бородина), вместо монахини Нунехии (Торословой) [7].
Отдельные изменения произошли в Харбинском Епархиальном Совете. Из его состава был выведен протоиерей о. Николай Пономарев, на место которого был назначен о. Симеон Новосильцев. Епархиальный журнал «Хлеб Небесный», издававшийся с ежемесячно с 1928 г., переименовывался в «Вестник Восточно-Азиатского Экзархата». Редактором его по-прежнему оставался проф. Е. Н. Сумароков
Общепризнанно, что церковно-издательская деятельность в Харбине за весь период существования там эмиграции была весьма значительной (и это в те годы, когда в России она была минимизирована до предела). Апогея своего она достигла с вступлением митрополита Нестора в управление Экзархатом. Церковную типографию на территории Дома Милосердия Владыка Нестор организовал еще в середине 1930-х годов (она находилась в ведении управляющего «Домом Милосердия» К. А. Караулова). Параллельно действовала созданная епископом Ювеналием крупная типография Казанско-Богородицкого монастыря. Став Экзархом, митрополит Нестор объединил их мощности и создал Издательский отдел Восточно-Азиатского Экзархата, делами которого усердно занимался священник о. Ростислав Ган. Работа отдела была столь плодотворной, что частью тиражей его изданий пользовалась в своих целях Московская Патриархия [8].
Самым масштабным из осуществленных проектов Издательского отдела стал трехтомный «Песнослов». Первый том вкючал песнопения Всенощного бдения и Литургии. В состав второго тома входили: Месяцеслов; Отпустительные тропари воскресны; Богородичны отпустительные; Песнопения общих служб; Тропари и кондаки дневные; Тропари и кондаки триоди постной; Песнопения из Цветной триоди; Тропари и кондаки на разные случаи; алфавитный перечень икон Божьей Матери; алфавитный перечень святых, коим посвящены Тропари; полный алфавитный перечень Святых; кондаки акафистов; расписание чтения кафизм (таблица); Пасхалия; уставные примечания. В третий том были включены песнопения молебнов и Парастаса [9].
В г. Дальнем владыка Нестор приступил к осуществлению идеи строительства собора во имя Св. Благоверного Князя Александра Невского. Согласование вопроса финансирования этого проекта продвинулось весьма далеко и к 1948 г. вышло на высший правительственный уровне в Москве.
Взыскательный и строгий к подчиненным, митрополит Нестор умел быть благодарным и всегда замечал имеющиеся заслуги. По его представлению любимец харбинцев соборный протодиакон о. Никола Овчинкин получил от Патриарха Алексия право ношения камилавки. Своим решением владыка Нестор наградил камилавкой протоиерея о. Н. Старикова. Грамоту Экзарха получил протоиерей о. Г. Красов. Последовали и другие награждения.
Крупная реорганизация предполагались в Харбинской Духовной Семинарии. Известно, что Семинария эта возникла в 1937−38 годах с целью предотвратить развал педагогического коллектива Алексеевского реального училища в Модягоу, подлежавшего закрытию по решению японских властей. В связи с этим, в учебной программе семинарии, наряду с сугубо богословскими дисциплинами, оставалось слишком много предметов общеобразовательного профиля. Не исключая их совсем, указанную диспропорцию, ненормальную для богословского учебного заведения, следовало устранить. Осуществлять реорганизацию Семинарии Экзарх поручил новому ректору — энергичному священнику, выпускнику и преподавателю Харбинского Богословского факультета Института Св. Владимира о. Симеону Новосильцеву. Прежний ректор прот. А. Пономорев освобождался от этой должности и от должности третьего штатного священника Св. Алексеевской церкви в Модягоу и назначался настоятелем Благовещенской церкви на Пристани. Впрочем, реформе Семинарии не суждено было осуществиться. Вскоре, под давлением китайских властей, она была закрыта.
Стремясь ликвидировать образовавшуюся брешь, Владыка по благословению и при поддержке Святейшего Патриарха Алексия I, открыл в Харбине в 1946 г. Лицей Св. Александра Невского — образцовое среднее учебное заведение, парадоксальным образом объединявшее в себе программу советских школ-десятилеток с сугубо православным общим направлением образования (преподавание Закона Божия и Катехизиса, сборы учащихся на ежедневную молитву, обязательное посещение учащимися Богослужений в домовой церкви при Лицее, а также участие их в церковном хоре) [10]. Будучи открыт на основании Патриашего Указа N 46 от 17 января 1946 г., Лицей Св. Ал. Невского чудесным образом «продержался» до 1951 г. и успел сделать пять выпусков. Благодарные выпускники Лицея, пришедшие туда, главным образом из числа учащихся упраздненных Семинарии и «Русского Дома», до сих пор «превозносят во вся веки» доброту и мудрую предприимчивость митрополита Нестора [11].
Разумеется, Экзарх Восточной Азии не мог оставить без архипастырского внимания харбинских железнодорожников. Город Харбин созидался и утверждался как центр Дороги. Она материально обеспечивала и кормила большинство населения края. Для Маньчжурии КВЖД (после переименования — КЧЖД) была воистину «дорогой жизни».
В воскресенье 4-го августа 1946 г. впервые в Маньчжурии отмечался Всесоюзный День Железнодорожника. Митрополит Нестор совершил в 5 часов вечера молебен на харбинском вокзале перед иконой Св. Николая Чудотворца. На многолюдном молебне присутствовало немало китайцев, неизменно и неподдельно почитавших эту Святую Икону и на ломаном «русском» языке называвших ее «старика вокзала».
Накануне молебна в пространном слове Владыка Нестор сказал: «Вся наша страна опоясана множеством железнодорожных путей, связывающих все отдаленные города и села с сердцем России — Москвой. Помимо культурного взаимодействия между многомиллионным населением Советского Союза, железные дороги имеют громадное стратегическое значение, что железнодорожники блестяще доказали в последнюю Великую Отечественную войну, беспрерывно доставляя фронту все потребные боеприпасы и материалы». Окропив Святой водой здание вокзала, Владыка призвал верующих помолиться о ниспослании железнодорожникам сил, здравия, и «чтобы Господь укрепил их на дальнейшее достижения при предстоящей большой созидательной работе мирного времени» [12]. По-видимому, молебен этот был последним в истории харбинского вокзала. В 1947 г. Китайские власти распорядились перенести чтимый образ Св. Николая с вокзала в Иверскую часовню.
Митрополит Нестор — выдающийся знаток православной литургики — с особым рвением и трепетом относился к совершению богослужения. Так, например, только в Скорбященском храме «Дома Милосердия» ежегодно совершалась древнейшая Божественная Литургия Св. Апостола Иакова, брата Господня по чину Иерусалимской Церкви. Сохранилось немало воспоминаний харбинцев об исключительной красоте и благолепии архипастырских священнослужений, совершавшихся Владыкой Нестором. Назначение Экзархом вызвало у него прилив духовных сил и молитвенного усердия. Не покидая «намоленного места» в Скорбященском храме Дома Милосердия, не забывая возглавлять регулярные богослужения в Св. Николаевском соборе, он только за два с небольшим месяца лета 1946 г. он совершил богослужения в девяти других храмах Харбина в дни их престольных праздников [13].
Деятельность Экзарха не ограничивалась Харбином и Манчжурией, несмотря на то, что Китай был разделен на два противоборствующих лагеря и во многих регионах продолжались боевые действия. Много усилий пришлось приложить владыке Нестору для умирения раскола в Пекинской епархии. Тревожное положение сложилось в Корее, поскольку Южная ее часть входила тогда в зону американской оккупации. Глава Русской Православной Миссии в Сеуле архимандрит Поликарп (Приймак) подвергался преследованиям со стороны американских и южнокорейских властей, пытавшихся отторгнуть Миссию от Московской Патриархии. В декабре 1948 г. архимандрита арестуют, а в середине 1949 г. насильственно выдворят из Кореи и вынудят с большим трудом добираться до Харбина [14].
Обремененный столь многообразными обязанностями, лишь частично отраженными на этих страницах, митрополит Нестор нуждался в помощи викарного архиерея. Напомним, что Хайларское и Цицикарское викариатства были упразднены Патриаршим Указом в декабре 1945 г. Владыка Нестор добился возобновления Цицикарского викариатства, а для замещения его наметил кафедрального протоиерея о. Леонида Викторова. Выбор Экзарха получил одобрение в Москве. Сообщая о сем духовенству и пастве, Владыка Нестор говорил: «С чувством сердечной радости мы свидетельствуем особое Патриаршее к Нам благоволение в утверждении избранного нами кандидата во епископа, всеми нами любимого и почитаемого настоятеля Святого сего Кафедрального собора протоиерея о. Леонида Викторова. Нет человека в Харбине, сердце которого не переполнилось бы радости видеть о. Протоиерея в архиерейском сане». [15] Хиротония епископа Никандра (Викторова), викария Харбинской епархии, состоялась осенью 1946 г. Отныне он стал «правой рукой» Экзарха во всех его начинаниях и свершениях [16].
Традиционно запущенным участком епархиальной деятельности в Маньчжурии была миссионерская работа с китайским населением. В Епархиальном Совете всегда существовала должность епархиального миссионера, но активность харбинского духовенства направлялась, главным образом, на борьбу с распространением сектанства среди русского населения края. Благовещенское подворье Пекинской Духовной Миссии в г. Харбине в период существования Маньжоу-Го подвергалось утеснениям со стороны властей и было сковано ограничительными директивами [17].
Митрополит Нестор — выдающийся российский миссионер — став Экзархом, немедленно занялся оживлением миссионерской работы в Китае. К этому его побуждали и прямые указания Святейшего Патриарха Алексия. [18]
К 1948 г. был решен вопрос об открытии Православной Духовной миссии в Харбине. Возглавить ее было поручено православному священнику-китайцу (албазинцу) митрофорному протоиерею о. Даниилу Хэ. В удостоверении N 47, выданном ему 10 марта 1948 г. отмечалось: «Предъявитель сего о. Даниил Хэ назначен Московской Патриархией начальником Православной Духовной миссии в г. Харбине и находится в непосредственном ведении Экзарха Московской Патриархии по Восточной Азии Митрополита Нестора Харбинского и Маньчжурского» [19].
К сожалению, последующие события не позволили воплотить в жизнь всех обширных миссионерских замыслов Владыки Нестора и о. Даниила, но многое все же удалось сделать. Именно тогда наряду с другими новообращенными был просвещен светом Христова Учения, богословски подготовлен и рукоположен во иерея о. Григорий Чжу, который в последнее время (до своей кончины в августе 2000 г.) оставался единственным православным пастырем в Китае.
В 1948 г. владыка Нестор предполагал доложить о результатах деятельности Экзархата в Московской Патриархии. Но, «человек предполагает, а Бог располагает …». Летом 1948 г. митрополит Нестор был арестован китайскими властями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Протоиерей Владислав Цыпин История Русской Церкви. 1917−1997. Глава 4. //Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». Internet. www.cncpe.ru; Свящ. Д. Поздняев. Православие в Китае.// Internet. www.chinese.orthodoxy.ru; А. К. Караулов, В. В. Коростелев Поборник церковного единения (к 40-летию со дня блаженной кончины митрополита Нестора). // Русская Атлантида. — Челябинск: 2001. N8. — С. 36 — 50.
2. Митрополит Нестор — Экзарх Восточной Азии. // «Хлеб Небесный». Харбин: 1946. — N 9,10. — С.33.
3. Приветствие Ювеналия, Епископа Шанхайского. // «Хлеб Небесный». Харбин: 1946. — N 9,10. — С.36.
4. Митрополит Нестор — Экзарх Восточной Азии. // «Хлеб Небесный». Харбин: 1946. — N 9,10. — С.33.
5. 5. Горсточка русской земли. Интервью Л. П. Маркизова. // ««Вера"-"Эском» Христианская газета Севера России, 2001, N387 // Internet. www.mrezha.ru/vera/387/8.htm
6. По дорогам Китая. 1937 — 1945. Воспоминания. «Наука», М: 1989. -368 с.
7. «Хлеб Небесный». Харбин: 1946. — N 9,10. — С.35−36.
8. Свящ. Д. Поздняев. Православие в Китае.// Internet. www.chinese.orthodoxy.ru
9. Песнослов. Избранные песнопения из богослужения и краткий устав церковных служб. (Под редакцией митрополита Нестора, Патриаршего Экзарха в Восточной Азии, ответственный секретарь издания протоиерей Ростислав Ган) В 3-х томах. // Харбин, 1948.
10. Разжигаева Н. П. Неугасимая свеча. // Русская Атлантида. — Челябинск: 2000. N3. — С. 3−11.
11. Разжигаев Г. Б. Лицей Александра Невского. // Русская Атлантида. — Челябинск: 1999. N2. — С. 25−26.; Комендант С. В. Записки одного лицеиста. Там же. — С.27.
12. «Хлеб Небесный». Харбин: 1946. — N 9,10. — С.42.
13. Там же.
14. Архимандрит Августин (Никитин) Русская Православная миссия в Корее.//Православная община. -1996. — N5 (35). С. 34 — 53. www.stphilaret.ru
15. Хиротония Никандра, епископа Цицикарского. // «Хлеб Небесный». Харбин: 1946. — N 9,10. — С.35
16. В.В. Коростелев, А. К. Караулов Последний Архипастырь Маньчжурии (к 110 — летию со дня рождения архиепископа Никандра)). // Русская Атлантида. — Челябинск: 2001. N 7. — С. .
17. Свящ. Д. Поздняев. Православие в Китае.// Internet. www.chinese.orthodoxy.ru
18. Свящ. Д. Поздняев. Православие в Китае.// Internet. www.chinese.orthodoxy.ru
19. И. Хэ Мои родные, близкие и друзья. // На Сопках Маньчжурии. — Новосибирск. 1999. N 60. — С.4.
Авторы приносят сердечную благодарность за помощь в работе удивительному человеку, храмоздательнице, страннице Зое Камчатской (Зоя Дмитриевна Астахова), посвятившей значительную часть своей жизни поиску духовного наследия митрополита Нестора.