Концерты, парады и салюты разрушают храм Василия Блаженного
Длившееся почти три года комплексное исследование собора Василия Блаженного завершилось. Столь полной диагностике — от крестов до грунтов холма, на котором он расположен, — один из главных символов Москвы не подвергался ни разу за всю свою почти пятисотлетнюю историю. Пробурив десятки шурфов, просветив лазером стены, купола и фундамент, ученые выяснили, что в стенах храма появились трещины, достигшие такой глубины, что здание перестало быть монолитным, разделившись на несколько отдельных частей. Колокольня не стоит вертикально, а имеет уклон — не такой, конечно, как Пизанская башня, но заметный даже невооруженным глазом. И все же, несмотря на все это, храм приспособился к агрессивной окружающей среде и чувствует себя, в общем, неплохо. Он не сможет перенести только двух вещей: если кончатся деньги на реставрацию и если рядом начнется крупная стройка. Между тем и то и другое вполне вероятно. Акустический удар Попадая внутрь нарядного, как игрушка, храма, большинство экскурсантов разочарованно вздыхают: интерьеры собора скромны до пуританства, а следы времени вовсе не выглядят величественными. Несмотря на старания хозяев (храм является филиалом Государственного исторического музея — ГИМ), растрескавшиеся стены и своды, выщербленные полы и износившиеся деревянные панели на белокаменных ступенях скрыть невозможно. — Последний раз храмом занимались в 1979 году, — рассказывает главный архитектор проекта реставрации собора Василия Блаженного Татьяна Никитина. — Кстати, именно тогда удалось получить полное представление о цветовом решении фасадов и куполов собора. Выяснилось, например, что цветные храмовые луковицы — позднее приобретение, а изначально купола были серыми. Цветовые изыскания были, пожалуй, единственным достоинством той реставрации. В остальном процедура оказалась стремительной (нужно было успеть к Олимпиаде-80) и в известной степени косметической: кое-где подправили кладку, заполнили раствором швы, подкрасили. Ближе к концу века самому знаменитому российскому храму все больше подходил классический диагноз из сериала «Скорая помощь» — «мы его теряем». Храму стало не по себе еще тогда, когда несколько веков назад засыпали ров, отделявший его от Кремлевской стены. Затем — замостили булыжником Красную площадь. Все это привело к нарушению водного баланса в грунте. Но удар в самое сердце Василий Блаженный получил уже в наше время: в сталинские времена подпорную стену, построенную из известняка, одели в бетонную рубашку, превратив ее в водонепроницаемую «кастрюлю», а площадку внутри храмовой ограды заасфальтировали. Посильную долю в разрушение храма вносили и военные парады — тяжелая техника и топот тысяч ног по брусчатке вызывали серьезные колебания почвы. В 80-х годах выяснилось: самое страшное для памятника — это салюты. Звуковая волна от залпов буквально расшатывает старинную кладку. В последние годы к факторам риска добавились концерты на Красной площади с убойными акустическими колебаниями из мощных динамиков. Бессрочный мониторинг В 2000 году по заказу Центральных научно-реставрационных мастерских храм начал проходить полную диагностику — первую за всю его долгую жизнь. Исследовали не только само строение, но и холм, на котором стоит храм, и подпорную стену, и фундаменты. Здание изучали вдоль и поперек с помощью лазера, ультразвука, электромагнитного поля и многих других «нетравматичных» методов. — Мы действовали как врачи, — рассказала «Известиям» Наталья Алмазова, генеральный директор компании «Креал», выполнявшей работы. — Если можно было не трогать, не трогали. Для обследования фундаментов пришлось бурить шурфы глубиной от 5 до 9 метров, а также несколько скважин глубиной от 18 до 25 метров. Кстати, это также происходило впервые — последний раз в этом месте бурили в 50-е годы, да и то в пятидесяти метрах от храма, в направлении гостиницы «Россия». Что обнаружилось? В стенах храма появились трещины, достигшие такой глубины, что здание перестало быть монолитным, разделившись на несколько отдельных частей. Колокольня не стоит вертикально, а имеет уклон — не такой, как Пизанская башня, но заметный даже невооруженным глазом. Южное крыльцо (под которым, по легендам, расположен кремлевский подземный тир, а по словам сотрудников ГИМа — электроподстанция) одно из самых проблемных мест храма. Из-за уклона асфальта у его стен непросыхающие лужи. Металлические конструкции внутри храмовых стен кое-где разорваны. А подпорная стена местами полностью прогнила и превратилась в труху. Несмотря на все эти пугающие подробности, выводы исследователей оптимистичны. — Состояние храма в целом стабильное, — считает Наталья Алмазова. — Он приспособился к своему нелегкому существованию. Наши пращуры все-таки были гениальными строителями. Например, в процессе работы мы обнаружили, что вертикали столпов не совпадают с вертикалями подклета (основания). Мы решили, что древние мастера схалтурили. Но потом посчитали при помощи компьютерной программы — центры тяжести совпали до миллиметра! Как это делали пять веков назад — уму непостижимо. Нам остается только грамотно храм отреставрировать — укрепить фундаменты, грунты, сделать систему дренажных скважин. Теперь в распоряжении реставраторов есть «виртуальный храм» — каркасная модель в электронном виде в натуральную величину. При желании ее можно распечатать на принтере и разложить на брусчатке Красной площади так, что будут видны каждая выбоина, полость или другой изъян. Модель станет точкой отсчета для бессрочного мониторинга здания — как за всяким памятником мирового значения (храм — один из двух объектов в Москве, включенных в список всемирного исторического и культурного наследия ЮНЕСКО), за его самочувствием должны бдительно следить. Торговцы рядом с храмом Сейчас будни сувенирного символа России складываются нелегко. Некоторое время назад Министерство культуры выделило на его реставрацию 30 миллионов рублей. Работы начались сверху и с юга. (Купола, обращенные в сторону гостиницы «Россия», уже сверкают новой позолотой, отлакированной и восстановленной черепицей, отчищенными медными деталями.) Сверху — чтобы грядущая глубокая реставрация не разрушила восстановленные фасады, так что обновление остановилось пока на уровне храмовых галерей. С юга — чтобы оставить парадный фасад напоследок. «А то отреставрируем часть со стороны Красной площади — и деньги вдруг кончатся, — рассказывают реставраторы в неофициальных разговорах. — А так — или заканчивай, или любуйся на эту страсть недоделанную…» Спонсоры храм не балуют. Церковь с иконостасом и ракой с мощами Василия Блаженного отреставрировали на деньги Банка Москвы к 850-летию столицы. Еще одну из церквей (малую) помогла привести в порядок фирма «Интеко». Для продолжения реставрации нужно еще 120 миллионов рублей, которые Исторический музей постепенно выкраивает из своего бюджета по статье «капстроительство». Правда, замдиректора ГИМа Игорь Митичкин считает, что неспешное финансирование идет проекту на пользу: «Большое преимущество — никаких сроков, авралов, горячки. Можно не торопясь вникать во все тонкости. Пока, слава богу, деньги небольшие, но регулярные. И хорошо бы, чтобы так и продолжалось. Ведь работы нельзя останавливать — иначе потеряем храм». Тем не менее временами процесс останавливается, причем по самым неожиданным причинам. Недавно, например, две недели горячей реставрационной поры (работы можно вести только с мая по октябрь) у храма отобрал сэр Пол Маккартни. Легенде рока потребовалась безупречная декорация, и по просьбе организаторов пришлось демонтировать, а потом снова собирать строительные леса. Когда сразу следом за этим с подобной просьбой пришел известный столичный режиссер, ему отказали — хватит. Осложняет жизнь храму и близость к Кремлю: любое движение требует сложных согласований — например, разрешение на бурение скважины оформляли девять месяцев. А при появлении незапланированных персонажей на лесах в любой момент может появиться кремлевская охрана. Но все это мелочи по сравнению с намечающейся по соседству грандиозной стройкой. Бывшую собственность Министерства обороны — здание по адресу Красная площадь, дом 5 — собираются превратить в коммерческий комплекс, и здесь со дня на день должны начать работу бульдозеры. Условное название нового гостинично-развлекательного комплекса -«Кремлевское подворье». По словам гендиректора Федерального комплекса «Кремлевский» Александра Гладышева, комплекс будет включать 5-звездный отель люкс на 250−300 номеров, 5-звездный отель на 400 номеров, русский аукционный дом (уже идут переговоры об участии в проекте аукционов «Сотби» и «Кристи»), центр драгоценных металлов и камней, офисные помещения, кафе, рестораны… И конечно, подземный четырехуровневый паркинг на 550 машино-мест. За счет использования подземных ресурсов площадь объекта увеличится вдвое (с нынешних 45 тыс. кв. м до 90 тыс. кв. м). Насквозь через здание пройдет торговая улица, которая соединит Красную площадь с Гостиным Двором. Стройка «под ключ» должна завершиться через 2,5−3 года. Сегодня об этой стройке все официальные лица ГИМа говорят исключительно осторожно: «Мы испытываем определенное беспокойство». Это максимум, чего можно от них добиться. Что и понятно — финансирование реставрации идет из госбюджета. И тем не менее грандиозное техногенное вмешательство грозит бедой — возведение очередной бетонной стены способно вызвать так называемый «барражный» эффект, сыграть роль плотины для грунтовых вод, которые могут устремиться под фундамент храма. Так что главная опасность для храма Василия Блаженного — деньги, причем как их недостаток (на реставрацию), так и излишек (на гигантские замыслы по строительству суперотеля). Кстати, на реставрацию храма Василия Блаженного пока выделено 30 млн рублей. На превращение бывшего здания Минобороны в отель высшей категории нашлись инвестиции в 300 млн евро. Справка «Известий» Храм Покрова Богородицы на Рву построен в XVI веке. Раньше на этом месте стояла каменная церковь Троицы с небольшим кладбищем, где был погребен почитаемый в Москве юродивый Блаженный Василий. 2 октября 1552 года русские войска взяли Казань — столицу Казанского ханства, в ознаменование чего царь Иван Васильевич IV (Грозный) повелел построить на Красной площади 7 деревянных храмов. На их месте в 1555—1561 годах был воздвигнут каменный девятипрестольный храм во имя Покрова. Центральный храм состоит из четверика, восьмерика и завершен восьмигранным световым барабаном с золоченой главкой. Вокруг нижнего яруса идет крытое гульбище (галерея). Своды гульбища опираются на массивные столбы. Переход от восьмерика к шатру украшен целой системой кокошников. Здание не имеет выраженного главного фасада и рассчитано на всестороннее обозрение, на круговой обход. Интерьеры церквей просты. Куда замысловатее внешний вид, задуманный как олицетворение сказочного «райского града». Храм справедливо считается памятником архитектуры и инженерно-строительного искусства мирового значения. Первое богослужение состоялось 14 октября 1991 г., регулярные богослужения не совершаются.