Русский храм будет возвышаться на одном из семи холмов Вечного города
В России некоторые считают, что в Риме, центре католицизма, городе, где расположен Ватикан и резиденция Папы Римского, недружелюбно относятся к православию. Однако события последних дней этого не подтверждают. Начнем с самого свежего события: на днях в Италию с визитом прибыл премьер-министр Болгарии Симеон принц Сакскобургготский. Потомок болгарских царей из династии Саксен-Кобург-Гота, изгнанный коммунистами в 1946 году, когда он, сын царя Бориса III, был еще ребенком. После многолетней вынужденной эмиграции Симеон вернулся на родину, где выиграл на парламентских выборах и стал главой правительства, или «Его Величеством премьер-министром». В честь этого визита Ватикан решил подарить Болгарской Православной Церкви храм Святых Викентия и Анастасии в самом центре Вечного города. Передача храма состоялась 24 мая, по православному календарю, в день празднования памяти учителей славянских, святых братьев Кирилла и Мефодия. Скоро к римским достопримечательностям добавится еще один православный храм, вернее, величественный собор Святой Великомученицы Екатерины. Его постройка — дело государственного значения. Ведь он будет воздвигнут на территории виллы Абамелек-Лазаревых, резиденции российского посла, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, с согласия Папы Римского, премьер-министра Италии Сильвио Берлускони и мэра Рима, «левого демократа» (попросту экс-коммуниста) Вальтера Вельтрони. Словом, торжество православия и духа экуменизма. Церемония закладки первого камня нового собора состоялась 6 мая в присутствии российского посла Николая Спасского и находившегося в то время с визитом в Италии министра иностранных дел РФ Игоря Иванова. Молебен совершил приехавший из Парижа архиепископ Корсунский Иннокентий (Васильев), управляющий приходами РПЦ во Франции, Италии, Швейцарии и Испании. В российской печати по этому поводу было сказано, что это первый русский православный храм в Риме, что не совсем верно. Здесь есть и бывшая посольская домовая церковь Святого Николая Чудотворца на улице Палестро. Раньше, до большевистского переворота, в здании на улице Палестро жили сотрудники посольства Российской империи, но советские дипломаты от него отказались по соображениям безопасности: у здания нет ограды и прочих защитных приспособлений. Впоследствии храм Святого Николая перешел в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви. Строительство нового «посольского» собора в Риме обойдется недешево — примерно в 5−6 млн. долларов. Посол Спасский уверяет, что спонсоры уже найдены. Почему и для кого строится этот храм? РПЦ заинтересована в том, чтобы укрепить свое присутствие в Западной Европе, особенно в Риме. На последнем заседании Священного Синода в Москве было принято решение создать в Западной Европе «единый митрополичий округ»: такими мерами, по мысли Патриарха и Синода, можно снять с русского православия за границей «имидж» чисто эмигрантского вероисповедания, к которому принадлежат практически только беженцы из бывшего СССР. Кроме того, строительство храма напротив ватиканского холма — это своего рода «реванш» РПЦ в свете еще не завершившейся полемики вокруг деятельности Римско-Католической Церкви на территории России и других республик СНГ. Напомним, что в августе Папа собирается совершить поездку в Монголию, предположительно с остановкой в Казани и передачей городу находящейся в Ватикане иконы Казанской Богоматери. Это сильно подняло бы престиж Ватикана в России. Но сам Ватикан тоже заинтересован в строительстве собора на территории виллы Абамелек-Лазаревых и вообще в поддержании православия в Риме. Это, во-первых, доказывает несостоятельность доводов о «враждебности» Папского престола к православию и, во-вторых, создает благоприятные предпосылки для возобновления межконфессионального диалога, который для Ватикана остается одним из главных приоритетов. В строительстве храма имеет прямой интерес и российский МИД вкупе с посольством в Риме. Это шаг на пути создания нового идеологического облика России, который сильно пострадал в период холодной войны. В те времена, когда такие понятия, как «русский», «советский» и «коммунистический», были одним и тем же, в восприятии западных людей виллу Абамелек-Лазаревых окружала в Италии дурная слава. Говорили о том, что на вилле происходит тайная передача советским посольством крупных сумм денег Итальянской коммунистической партии, о столь же тайных встречах там эмиссаров КПСС и уполномоченных ИКП, об укрывательстве в посольстве итальянских подрывных элементов. Теперь российскому МИДу хочется, чтобы эта дурная слава была снята, чтобы «вилла» стала достойным представительством новой России, и величественный собор может стать для этого самым подходящим символом. Наконец, в строительстве храма заинтересовано и итальянское правительство. Его глава Сильвио Берлускони стремится сблизить Россию с Европейским союзом, создать благоприятные условия для итальянских капиталовложений в России. Поэтому он не скупится на дружественные жесты по отношению к Москве: одним из которых и является разрешение на строительство нового «посольского» храма. Совмещение всех этих интересов видно по тому факту, что итальянские власти всячески облегчили бюрократический путь к строительству храма, наталкивавшемуся в Риме на сильное сопротивление. Дело в том, что вилла Абамелек-Лазаревых (33,8 га) раскинулась в природно-парковой зоне Рима. Это часть «зеленого пояса», в который входят другие знаменитые виллы Колле Оппио, Траянские термы, Пинчо, Дориа-Памфили и вилла Боргезе, главный городской парк. Для строительства внутри этого пояса нужны специальные разрешения, которые даются только в исключительном порядке. Все преграды были преодолены с единственным ограничением: по договоренности с Ватиканом крест на куполе новой церкви будет на 8 метров ниже креста собора Святого Петра, находящегося неподалеку. Правда, высота посольской церкви будет 30 м, а ватиканский собор возвышается на 132,5 м. Однако он находится в низине у побережья Тибра, а вилла Абамалек-Лазаревых расположена на Яникуле, одном из «семи холмов» Рима, и поэтому новая церковь могла бы легко оказаться выше главного храма католического мира. Это, конечно, довольно смешной довод, поскольку достоинство веры измеряется не высотой церквей, но такова церковно-дипломатическая «табель о рангах».