Московский комсомолец | Светлана Метелева | 16.06.2003 |
Чужие среди своих
Петр-Абдурагим принял ислам очень давно. Потом стала мусульманкой его жена Светлана, детей они воспитывают в соответствии с законами Корана. Сам Петр-Абдурагим вырос в христианской семье, но и там Коран считался откровением, а Магомет — пророком. Долгое время Петр считал себя верующим христианином, жил по Торе и Евангелию. Потом объездил весь Восток: был в Сирии, Турции, Иордании, Израиле. Считает, что ислам люди принимают по двум причинам: либо совершенно мирским, либо по зову бога.
— Для того чтобы к исламу пришла целая нация, должен появиться посланник, говорящий на языке этого народа, — уверен Петр. — Поэтому русские не перейдут в ислам целиком. В Коране сказано: на суд каждый придет со своей книгой. А ведь у русских уже есть завет с богом и книга — Евангелие. То, что христиане все чаще обращаются к исламу, имеет другие корни. Природа человека предвидит, что он может уничтожить себя. И создает некий запас. Существует общественный разум, он предусматривает возможность исчезновения цивилизации как вида и готовит почву, чтобы этот вид сохранился. Помните историю Ноева ковчега, когда животные шли к Ною, чтобы спастись? То же происходит и сегодня, а новый ковчег — это ислам. Достаточно одного-двух людей, чтобы восстановить нацию. У пророков сказано: от самого слабого произойдет сильный народ.
Петр-Абдурагим говорит, что любит мусульман, но чувствует себя чужим и среди них, и среди русских. Русские зачастую не понимают «отступничества», а мусульмане сразу спрашивают: суннит ты или шиит?
— Хочется видеть ислам единым, — говорит Петр-Абдурагим, — а он уже сформирован: есть сунниты, есть шииты. А я не хочу быть ни шиитом, ни суннитом, я хочу идти прямым путем. Что русскому делать в исламе? Говорить мусульманам: идите прямо. То есть надо или полностью потерять себя, или доказывать, что мусульмане должны объединяться.
Кстати, Петр с длинной окладистой бородой так похож на православного священника, что вводит в заблуждение не только обычных людей, но и стражей порядка.
— Бывает, люди начинают рассказывать о своей жизни, просят совета, — говорит Петр, — иногда даже благословения. Гаишник как-то останавливает, думал, оштрафует, а он: «Благослови, батюшка». Благословляю как могу.
Харам и халяль
Жизнь мусульман — и «этнических», и русских — определяют два основных понятия: харам — то, что запрещено, и халяль — то, что разрешено. Скажем, шариат запрещает женщине обнажать руки выше ладони, плечи, голову (кроме лица) в присутствии посторонних. Это — харам, а значит, без платка никуда. Галина и Ольга, правда, примирились с этим легко: по их мнению, в мусульманской одежде чувствуешь себя уверенней.
— Я пока платок не надела, у меня милиция постоянно документы спрашивала, — говорит Галя. — А за тот год, что я в исламе, никто ни разу не интересовался. Зато я заметила, что мужчины в общественном транспорте ведут себя гораздо уважительней, даже место уступают. В хиджабе я чувствую себя защищенной.
Ольгу в ее новой ипостаси милиционер остановил только однажды — на Поклонной горе. Долго рассматривал паспорт, но никаких «обидных» вопросов не было. А по осени произошел и вовсе забавный случай.
— Продавец у меня есть знакомый, все время в его магазине продукты покупаю, — говорит Оля. — Зашла в платке, он спрашивает: «Что с тобой?». Я говорю: ислам приняла. Ну он поудивлялся. А через две недели — захват «Норд-Оста». И что вы думаете? Захожу в магазин, он меня увидел и с таким облегчением говорит мне: «Слава Богу, ты не с террористами».
В остальном, по мнению Ольги, ислам только облегчил и упорядочил ее жизнь. Появилась новая работа — теперь она не только практикующий юрист, но еще и сотрудник независимого исламского сайта. Юридическая практика новообратившейся мусульманки практически не пострадала: шариат запрещает браться за дела, связанные с «харамом», а Ольга и раньше этого не делала.
— Я уверена, что ничего не потеряла, — говорит она. — Единственная серьезная проблема: убедить друзей, что отказ от спиртного в компании — это не блажь, а религиозные убеждения. Но у нас ведь, сами знаете, если не пьешь — значит, не уважаешь.
В разговор вступает наставник новообратившейся Марат Сайфутдинов:
— Ольга пока еще не все знает, — замечает он, — на самом деле мусульманка вообще не может посещать те застолья, где предлагают спиртное.
Ольга виновато смотрит на Марата-хаджи и обещает исправиться.
— У меня был случай, как раз связанный с запретом на спиртное, — говорит Галя, — друзья пригласили на день рождения. Я сразу спрашиваю: водка-вино будет? Говорят: да, а как без них? Разумеется, я отказываюсь. И, вы знаете, друзья меня поняли и пообещали, что не станут покупать спиртное. Надо просто, чтобы твои убеждения воспринимали всерьез.
Что касается продуктов, то в столице можно найти и пищу-халяль — к примеру, мясо барана, забитого особым образом.
— В Москве есть несколько предприятий, которые производят такие продукты, — говорит Марат-хаджи. — Согласно шариату мясо должно быть заколото правильным способом. А продаются халяль-продукты во всех мечетях.
По словам Сайфутдинова, истинный мусульманин всегда найдет способ воздержаться от запретного. И процесс в Верховном суде, который, кстати, мусульмане выиграли, добившись разрешения для женщин фотографироваться на паспорт в хиджабах, свидетельствует: даже в светском государстве харама можно избежать.
— Мусульмане не часто обращаются в суд, — говорит Марат-хаджи. — Хотя недавний прецедент по вопросу фотографии, по-моему, очень показателен. Мусульмане просыпаются от долгой спячки. Появляется мусульманская элита — политики, ученые, чиновники.
Бизнес по шариату
Внешне магазин на улице Костякова ничем не отличается от своих соседей — разве что манекены сплошь в платках. На самом деле среди мусульман он известен как «магазин-хиджаб», где продается женская и мужская одежда, соответствующая шариату.
— Нет, платок не так надевают, — поправляет меня продавец-консультант Айша. — А этот хиджаб только один, ваш размер появится на следующей неделе.
Директор специфической торговой точки Олег Смокотнин объясняет основные принципы торговли по шариату:
— Мы не имеем права торговать некачественным товаром — Аллах это запрещает. Поэтому много турецких вещей приходится отправлять обратно. Зато у нас есть свой дизайнер и собственное производство. И, кстати, тот хиджаб, который вам так понравился, тоже наш.
Русские довольно быстро находят в исламе свою нишу. В Интернете есть сайт «Ислам и Коран в России», где печатаются новообратившиеся соотечественники, а в выходных данных газеты «Все об исламе» обнаруживается строчка «главный редактор — Али (Вячеслав) Полосин». Корпорация, возглавляемая русским мусульманином Али Павлом Смокотниным, организует для верующих туристические поездки в Мекку. А глава Департамента международных отношений одного из столичных банков Тарас Черниенко — он же Абдуль Карим Масхади — внедряет принципы шариата в банковское дело.
— У нас сложился стереотип, — говорит Абдуль Карим, — банки — это процент. В соответствии с нормами шариата деньги не могут быть предметом отсроченной сделки — иначе говоря, нельзя за деньги купить деньги. Ростовщичество противоречит даже законам логики: ведь что такое кредит? Это доллары плюс месяцы, в результате — проценты. Все равно что прибавлять к яблокам квадратные метры. Это извращение. А ислам ограничивает извращения.
Абдуль Карим — профессиональный банкир, окончил католический университет в Бельгии по специальности финансовый менеджмент и отделение арабской филологии Кувейтского университета. С его точки зрения, запрет на кредит под проценты обоснован самой сущностью ислама.
— Ислам — религия свободного человека, — говорит Абдуль Карим. — А стоит вам взять кредит под проценты, вы становитесь на путь раба, который уже не принадлежит себе. Мы же поступаем по-другому. Если коротко, то выглядит это так: у нас просят рыбу, мы даем удочку.
Отдел коммерческого банка, работающего по шариату, выдает кредиты, но без всяких процентов. Взамен предусматривается участие банка в прибылях. Разумеется, здесь ни за что не получить кредит на покупку машины, а слово «ипотека» и вовсе вызывает возмущение у правоверных мусульман.
Кто боится «русского джихада»?
— Не верю я в эти прозрения, — предприниматель-христианин Андрей качает головой. — Абсолютное большинство тех русских, кто принимает ислам, делают это из-за денег. Может, кто-то и приходит к Корану по зову сердца, но я думаю, что таких единицы.
По данным Совета муфтиев России, сейчас в Москве живут около полутора миллиона «этнических» и новообращенных мусульман. Столичные националисты с пеной у рта доказывают, что на самом деле их не больше 500 тысяч. Но в любом случае мусульман в столице России никак не меньше, чем в Мекке.
В Москве действует 5 мечетей, 20 общин и приходов — есть афганские, боснийские, турецкие мусульманские объединения; кроме того, два десятка исламских организаций.
Интересную и почти невероятную статистику собрал один из новообращенных русских мусульман. Трудно сказать, насколько она достоверна, но, по его расчетам, 70% нынешних прихожан московских мечетей — русские, а исламизация России происходит со скоростью примерно 5% в год. Причем в основном ислам принимает молодежь.
Среди новообратившихся есть и русские, и украинцы, и белорусы. Об этом же говорят и в Совете муфтиев России.
— Мы общаемся и с региональными имамами, и с муфтиями московских мечетей, — говорит завотделом международных связей Совета муфтиев Рушан Аббясов. — Все говорят о том, что количество русских в исламе серьезно увеличилось. Ислам не разделяет людей по национальному признаку. Даже в медресе на Поклонной горе русских мусульман сейчас не меньше, чем «этнических». Нас такая тенденция только радует: умма (община. — Авт.) разрастается, люди приходят к истине.
По словам г-на Аббясова, новообратившиеся соблюдают требования Корана более строго, чем многие «изначальные» мусульмане. И зачастую вдохновляют своим примером тех, у кого мусульманский «стаж» гораздо больше.
— Хотите я скажу, почему русские принимают ислам? — спрашивает имам Сергиева Посада Арслан Садриев. И ошарашивает неожиданным заявлением: — Все шариатские принципы соблюдены в коммунизме! Поэтому менталитет советских граждан всегда был мусульманским.
Но далеко не все «коренные» мусульмане с радостью принимают в лоно ислама русских. Не так давно практически весь Интернет обошло послание известного мусульманина Татарстана о том, что русским надо запретить принимать ислам. Потому что «славянские» мусульмане сразу же становятся… ваххабитами.
Кстати, подобные опасения, хоть и высказываемые не так категорично, есть и у российских спецслужб. Их тоже беспокоят особенности «национального поиска истины»: ведь русский ни за что не удовлетворится «обычным» исламом, а непременно полезет за новыми и новыми толкованиями. Так что вопрос «Чем закончится русский джихад?» пока остается открытым.