Русская линия
Русская линия Анатолий Степанов20.08.2002 

Святитель Иоасаф (Жевахов)
Краткое жизнеописание

Энциклопедия русской цивилизации под редакцией О.А. Платонова. Том «Русский патриотизм» (в печати).

ИОАСАФ (в миру Жевахов, князь Владимир Давыдович) (24.12.1874−21.11(4.12).1937), епископ Могилевский, твердый монархист, друг С.А. Нилуса, член Русского Собрания (РС).

Принадлежал к русской ветви древнего грузинского рода князей Джаваховых, которые считали своим родоначальником Картлоса — внука Иафета, первого владетеля Кавказа и родоначальника грузин. Его потомок Джавах I, царь Джавахетии, живший за несколько веков до Р.Х., и дал имя роду Джаваховых. В XVIII столетии князь Шио (Семен) Джавахов вышел из Грузии с собственным отрядом в свите царя Вахтанга. В 1738 году он принял русское подданство, получив княжеский надел в Кобелякском уезде Новороссийской (позднее Полтавской) губернии. Он-то и положил начало российской ветви древнего княжеского рода, который по-русски стал именоваться Жеваховы. Предки князя Жевахова находились в родстве с семейством Горленко, давшем России Святителя Белгородского Иоасафа.

Детство Владимира прошло в родовом имении Линовица, которое принадлежало его отцу помещику Пирятинского уезда Полтавской губернии князю Давыду Дмитриевичу Жевахову, служившему по выборам дворянства, и в Киеве, где у матери Екатерины Константиновны, урожденной Вульферт, был собственный дом. В семье Жеваховых было четверо детей: два сына-близнеца Владимир и Николай (будущий последний товарищ обер-прокурора Св. Синода Российской Империи и духовный писатель) и две дочери Любовь (1876 г.) и Варвара (1879 г.).

В 1899 г. Владимир закончил юридический факультет Киевского университета Св. Владимира. В 1900 г. поступил на службу в Киевскую судебную палату. С 1902 г. по 1914 г. избирался на каждое новое трехлетие почетным мировым судьей сначала по родному Пирятинскому уезду, а затем по Киевскому, что явно свидетельствует о доверии к нему простого народа. С октября 1908 г. действительный член, состоящего под покровительством Государыни Императрицы Марии Федоровны, Православного Миссионерского общества. Член-учредитель Православного Камчатского братства, основанного будущим митрополитом, тогда иеромонахом Нестором (Анисимовым). Был ревностным почитателем Святителя Иоасафа Белгородского, 15 декабря 1910 г. указом Св. Синода назначен членом комиссии по устройству раки для Честных Мощей Святителя Иоасафа Чудотворца Белгородского. В марте 1912 г. общим собранием членов Курского Знаменско-Богородичного Миссионерско-Просветительского братства избран его почетным членом. Князь Жевахов был участником монархического движения в Киеве, он являлся членом старейшей патриотической организации — Русского Собрания.

Князь В.Д. Жевахов и игумен Валентин (1912 г.)Был активным ктитором, много жертвовал на нужды Церкви. 22 октября 1911 г. в праздник Казанской иконы Божией Матери князь Жевахов вместе с игуменом Свято-Троицкого общежительного монастыря Валентином решили начать раскопки древних иноческих пещер в предместьи Киева, который назывался? Зверинец?. Пользуясь своим влиянием и связями, князь Жевахов возбудил ходатайство об аренде принадлежащего Крепостному инженерному управлению участка земли, которое благодаря его энергии быстро получило ход, и 1 июня 1912 г. князь заключил контракт на аренду участка земли сроком на 6 лет. Испросив благословение у митрополита Киевского Флавиана (Городецкого) начать раскопки, Владимир Давыдович на свои личные средства организовал работы.
Археолог А.Д. Эртель, князь В.Д. Жевахов, Киевский генерал-губернатор генерал-адъютант Ф.Ф. Трепов, игумен Валентин, камергер А.И. Мёрдер, археолог С.П. Вельмин у входа в Зверинецкий пещерный скит (1912 г.)В августе 1912 г. он пригласил руководить раскопками А.Д. Эртеля, который уже производил подобные работы в пещерах Китаевой пустыни. Князь Жевахов, ?употребляя все старания и не щадя средств?, как свидетельствовал очевидец, организовал правильные раскопки пещер, вскоре древний пещерный монастырь во имя Св. Архистратига Михаила стал одним из излюбленных мест для паломничества. При пещерах был основан Зверинецкий скит, начальником которого был назначен игумен Валентин, а почетным попечителем состоял Владимир Давыдович. 1 декабря 1913 г. была освящена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а 29 августа 1914 г. был освящен придел в честь любимого князем Святителя Белгородского Иоасафа (второй придел хотели освятить во имя Преп. Серафима Саровского, но помешала война).

Старостой церкви был князь Жевахов. Открытие пещер и строительство церкви стало знаменательным событием в России, особенно после того, как Государь Император Николай II пожертвовал для церкви икону Спасителя и напрестольный крест, а Великая Княгиня Елизавета Федоровна икону Преп. Сергия Радонежского. Эти Высочайшие дары 23 апреля 1914 г. торжественным крестным ходом были перенесены из Киево-Печерской Лавры в надпещерную церковь.

За заслуги в деле помощи Церкви Киевский генерал-губернатор возбудил еще в 1912 г. вопрос о пожаловании князя Жевахова придворным званием камер-юнкера, которое по каким-то причинам не состоялось. В 1914 г. было подано новое ходатайство? как потрудившемуся в деле обнаружения древних пещер на Зверинце и принявшему участие в пожертвованиях на сооружение там скита?. Но тут ему невольно перешел дорогу брат Николай, который чуть раньше оказался в списке на пожалование званием камер-юнкера за подготовку книги о Святителе Иоасафе. В петербургских канцеляриях почему-то решили, что двух Жеваховых в одном указе быть не должно.

До 1917 г. князь Жевахов состоял на государственной службе. 9 января 1911 г. он был назначен старшим советником Киевского губернского правления в звании статского советника. Как опытный чиновник он неоднократно исполнял обязанности вице-губернатора. Во время Первой мировой войны находился в распоряжении уполномоченного Красного Креста при главнокомандующем Юго-Западного фронта. Его последняя должность — чиновник особых поручений при Киевском, Подольском и Волынском генерал-губернаторе.

Все время революции и гражданской войны он провел в Киеве, где на Сретенской улице у Жеваховых был дом. После смерти летом 1917 г. матери Владимир Давыдович жил там с одной из сестер и приехавшим в сентябре 1917 г. братом Николаем. Весной 1919 г. в самое страшное время чекистских злодеяний его с братом приютил игумен Зверинецкого скита Мануил в благодарность за пожертвования. После освобождения Киева в середине августа войсками Добровольческой армии, брат Николай, не веривший в прочность деникинской власти, решил уехать на юг. Братья простились, как оказалось, навсегда. Во время революции и гражданской войны в Линовице по приглашению Владимира Давыдовича некоторое время скрывался его друг С.А. Нилус с супругой.

После гражданской войны он преподавал иностранные языки, был научным работником Украинской АН. В 1924 г. князь Жевахов был впервые арестован ОГПУ и 7 месяцев провел в киевской тюрьме. Видимо, арест и заключение подтолкнули его к давно желанному шагу — принятию иночества. И после освобождения 24 ноября 1924 г. он обратился с письмом к Святейшему Патриарху Тихону, в котором писал: ?Ваше Святейшество, Дорогой и Святейший Владыка! Наступило время и мне послужить Господу для спасения души своей. После пережитой в текущем году Голгофы, выразившейся в полугодовалом тюремном заключении, я почувствовал всю необходимость Воскресения к новой жизни и бесповоротно решил, совершенно уйдя из мира, остаток дней своих посвятить Богу. Сего ради, прошу Ваше Святейшество благословения на монашество, пострижение в каковые, я желал бы принять в основанном при ближайшем моем участии Зверинецком скиту. Испрашивая святых молитв и благословения, остаюсь Вашего Святейшества покорнейшим слугой и послушником. Князь В. Жевахов?.

Получив благословение Патриарха, 26 декабря 1924 г. в Зверинецком скиту епископом Уманским Макарием (Кармазиновым) Владимир Давыдович был пострижен в монашество, приняв имя глубоко чтимого им Святителя Иоасафа, и рукоположен во иеромонаха. Некоторое время он проживал и служил в Свято-Троицком Ионинском монастыре Киева. Через полтора года 6 июля 1926 г. в Нижнем Новгороде митрополитом Сергием (Страгородским) иеромонах Иоасаф был хиротонисан во епископа Дмитриевского, викария Курской епархии. Однако уже 16 сентября 1926 г. новопоставленный епископ был арестован? за изготовление и хранение в своей квартире с целью распространения агитационной литературы контрреволюционного содержания?, а также за? поминовение во время богослужения бывшего императора Николая Александровича Романова, всех членов Царского дома и бывших министров?. ?Контрреволюционным? признали чекисты и его труд? Бог в порядке бытия своего?.

Полюбившие своего архиерея члены приходского Совета общины верующих Курского Казанского собора обратились к начальнику ГПУ с заявлением, в котором писали, что из-за ареста епископа? община лишена возможности видеть его благолепные служения и слушать его добрый призыв к миру, любви и согласию?. Члены приходского совета высказывали уверенность, что владыка лишен свободы? по недоразумению или навету?, и просили о его освобождении, ?как члена нашей общины под наше поручительство?.

Разумеется, это прошение осталось без ответа, и постановлением Особого совещания коллегии ОГПУ от 12 ноября 1926 г. владыка был заключен в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) сроком на три года. После лагеря три года он провел в ссылке в Нарымском округе (Восточно-Сибирский край). В церковных спорах того времени епископ Иоасаф был твердым и последовательным сторонником митрополита Сергия (Страгородского).

По возвращении из ссылки 19 сентября 1932 г. он был назначен епископом Пятигорским, а с 28 октября 1932 г. епископом Чебоксарским. Однако от назначений отказался по состоянию здоровья. С 29 июня 1934 г. (по другим данным с февраля 1936 г.) назначен епископом Могилевским. В 1936 г. назначен управлять и Минской епархией. В те страшные годы гонений епископ Иоасаф жил в основном в Белгороде у так почитавшегося им Святителя и Чудотворца Белгородского.

16 октября 1936 г. шестидесятилетний архиерей был арестован и выслан в г. Боровичи Новгородской области, где жила одна из его сестер. В начале мая 1937 г. владыка вернулся в Белгород, находясь уже на покое. В это время курские энкаведешники раскручивали дело о? контрреволюционной террористической организации? под названием? Ревнители Церкви?. Члены организации? одобряли методы борьбы троцкистско-зиновьевской банды?, сами? восхваляли террор против вождей партии и правительства?. Руководителем террористической группы в Белгороде, которая якобы готовила крушения правительственных поездов, проходящих через этот город, и был объявлен находящийся на покое епископ Иоасаф. Владыке дополнительно инкриминировалось ведение? террористической агитации?. Кто-то донес, что он говорил, что? Киров понес заслуженную кару. На Кавказе он приказал расстрелять двадцать пять тысяч человек. И эта, невинно пролитая кровь, никогда не останется без отмщения?. Еще одним? преступлением? епископа было то, что во время обсуждения проекта Конституции 1936 года он говорил о необходимости восстановления колокольного звона, отмены регистрации духовенства в советских административных органах, открытии хотя бы одного свечного завода в области.

Вскоре по возвращении в Белгород в мае 1937 г. святитель был вновь арестован УНКВД по обвинению в? руководстве контрреволюционной фашистской организацией церковников? и отправлен в Курск. 4 декабря 1937 г. в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы владыка был осужден тройкой УНКВД по Курской области и в тот же день расстрелян.

В мае 1990 года прокуратура Белгородской области реабилитировала епископа Иоасафа, а 17 июля 2002 г. в день памяти Святых Царственных Мучеников решением Св. Синода РПЦ владыка был причтен к лику Новомучеников Российских.

Соч.:

Жевахов В.Д. Молитва Святителя Иоасафа, Белгородского и всея России Чудотворца (1705−1754). (Опыт краткого комментария). 2-е изд., доп. — Киев, 1912; То же. С приложением очерка С.А. Нилуса о Н.А. Мотовилове и статьей А.Д. Эртеля? Древние пещеры на Зверинце в Киеве?; То же. 3-е изд., доп. жизнеописанием Святителя. — Киев, 1915; Жевахов В.Д. Родословная роспись рода князей Жеваховых. (Российская ветвь). — Киев, 1914.

Лит.:

Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917−1943: Сб. в 2-х частях / Сост. М.Е. Губонин. — М., 1994; Архангельский Н.В. Новоткрытые Зверинецкие пещеры в Киеве (древняя обитель Св. Михаила). — Киев, 1915; За Христа пострадавшие. Гонения на русскую Православную Церковь. 1917−1956. Биографический словарь. Т. 1. А-К. — М., 1997; Записка о новооткрытых в предместии гор. Киева — ?Зверинце?, древних иноческих пещерах. — Киев, 1914; Ионинский листок. Издание Свято-Троицкого (Ионинского) монастыря. Киев. 2001. Март; Каманин И.М. Зверинецкие пещеры в Киеве (их древность и святость). — Киев, 1914; Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века. Интернет-сайт Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (http://www.pstbi.ccas.ru); Польский о. М. Новые мученики Российские: Собрание материалов. В 2-х т. Репринт изд. — М., 1993; Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви, 1917−1945. Послесл. прот. И. Мейендорфа. — Paris, 1977; Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. — СПб., 1994; Реквием: Книга памяти жертв политических репрессий на Орловщине. Т.3. — Орел, 1996; Серапион, иеромонах. Новооткрывающиеся древние пещеры в Киеве, на Зверинце. — Киев, 1914; Сказание о Зверинецком пещерном монастыре во имя Св. Архистратига Михаила (988−1088). — Киев, 1915; Die Russischen Orthdoxen Bischofe von 1893 bis 1965. Bio-Bibliographe von Metropolit Manuil (Lemesevskij). — Erlangen, 1979−1989. Т.3.

http://rusk.ru/st.php?idar=305746

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика