Русская линия
Русская линия Сергей Григорьев05.02.2000 

Гонения на почитателей Царя в Санкт-Петербурге?

Мы уже писали о том, что летом этого года несколько дней в Санкт-Петербурге пребывала дивная святыня — мироточивая икона Царя-мученика Николая Второго. И хотя мироточение иконы не было столь обильно, как в других местах, благодатное утешение от молитвы перед чудотворным образом получили все, пришедшие поклониться образу Царя Мученика.

И неудивительно. Не исходи благодать Божия от иконы Царя, не шел бы народ днем и ночью приобщиться великому чуду Божьему. Казалось бы, более всего радоваться визиту чудотворного образа в Санкт-Петербургскую епархию должен ее правящий архиерей. В это же время по радио «Радонеж» прозвучала странная угроза от правящего архиерея Санкт-Петербурга высокопреосвященного Владимира. По словам комментатора «Радонежа» митрополит Владимир грозился снять с должностей настоятелей храмов, в которых побывала чудотворная икона. Напуганные прихожане ряда питерских приходов принялись усердно молиться Богу за своих настоятелей. Господь милостив, все остались на своих местах кроме одного — главного, по мнению епархиального начальства «зачинщика» визита чудотворной иконы в Санкт-Петербург — иерея Александра Захарова, настоятеля церкви Богоявления на Гутуевском острове. В скором времени после визита чудотворной иконы он был снят с должности настоятеля храма.

И было за что. Действительно, многочисленная община этого храма известна в Питере усердным почитанием новомученников Российских и, в том числе, Царственных мучеников. В этом немалая заслуга настоятеля иерея Александра, сумевшего привить своей пастве любовь к Царю Мученику и его семье. Именно за это священник и пострадал. Одним махом митрополит убрал из Богоявленского храма всех священников, а настоятеля оставил в нем вторым священником. Тем не менее, даже митрополит Владимир не решился назвать истинную причину снятия отца Александра, хотя она очевидна.

Формально клир Богоявленского храма разогнан за то, что медленно в нем идет реставрация. Может и медленно, но основательно. Строился храм в свое время 8 лет, а построить новый храм часто гораздо легче бывает, чем реставрировать перестроенный. К тому же, те, кто занимался реставрацией поруганных храмов, знает, какое это не легкое дело, особенно в условиях насквозь коррумпированного Санкт-Петербурга, когда как гири на ногах, висят чиновники из различных инспекций. Но даже если бы это было и так, если бы действительно можно бы было быстрей реставрировать здание церкви, не важней ли духовный рост христианской общины? Ведь именно об этом не раз говорил в своих публичных выступлениях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, предстоятель нашей Церкви? Или это только красивые слова для публики, а не руководство к действию архипастырей и пастырей?

Настоятелем на Гутуевский остров назначен протоиерей? Фейер из Шлиссельбурга. Возможно, он показал себя умелым если не собирателем прихода, то хотя бы реставратором? Вряд ли. Оставил он храм в Шлиссельбурге в совершенно жалком состоянии. За все время его настоятельства не сумел храм заиметь даже собственных риз.

Но яблоко от яблони не далеко падает. Ведь и сам митрополит Владимир показал себя неумелым строителем. Несколько лет назад, едва придя на Санкт-Петербургскую кафедру, он устроил грандиозное шоу с передачей комплекса зданий Александро-Невской Лавры Церкви. Был приглашен Патриарх, ключи, помнится, передавали… Митрополит обещал сделать в Лавре мощный просветительский центр. В его планах было сделать Александро-Невскую Лавру центром экуменизма, где по разумению миторополита должно было бы быть 60 иеромонахов и пр. и пр. Яростный сторонник экуменической ереси, владыка Владимир думает, что не разделяют его еретических взглядов православные верующие из-за якобы присущей им невежественности. Вот и надо их, малограмотных просветить. А Александро-Невскую Лавру сделать центром такого «просвещения».

И все это закончилось пшиком. В двух-трех занятых лаврских помещениях вяло идет ремонт. А большинство предприятий, находившихся на территории Лавры, и ныне там, в том числе станция переливания крови. Может, пора и Владыку Владимира снять за нерадивое отношение к реставрации возрождаемых храмов Санкт-Петербурга, как он сделал это с о. Александром, немало потрудившимся в создании и утверждении духовной жизни своего прихода? Кстати, о духовном здоровье общины говорит тот факт, что весть о наказании своего пастыря община восприняла хоть с печалью, но без негодования, смиряясь перед волею своего правящего архиерея.

Так что медленная реставрация храма тут не причем, снят о. Александр за почитание Царственных мучеников. Конечно, правящий архиерей имеет полное право перемещать священников, как это ему видится целесообразным, и никто не думает оспаривать решение митрополита. Но, с другой стороны, и для клира и для мирян Санкт-Петербурга после снятия о. Александра с должности настоятеля стало очевидным, что за почитание Царственных мучеников в Санкт-Петербургской епархии вполне можно поплатиться. И это в то время, когда Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II уже не раз публично заявлял верующим, что вопрос прославления царя фактически уже решен, и прославление произойдет уже в этом году. Митрополит Владимир (Котляров) в очередной раз показал, что его церковная политика идет вразрез с реальной жизнью русской Православной Церкви (вспомните его выступление в Иоанновском монастыре).

+ + +

Странная политика митрополита Владимира.

Санкт-Петербург в средствах массовой информации уже принято называть криминальной столицей России. Мелькает на страницах газет и другое его название: Сект- Петербург. Действительно, если сравнить темпы возрождения православия и темпы развития разнообразнейших сект в Санкт-Петербурге, то надо ясно сказать, что вторые развиваются гораздо успешней. Каким же образом реагируют верующие Санкт-Петербурга и их архипастырь на разрастание этой заразы на их канонической территории? Оказывается, совершенно по-разному. В течении ряда лет православные патриоты регулярно проводят пикеты, шествия, направленные против обнаглевших сектантов. При митрополите Иоанне они пользовались неизменной поддержкой владыки. Более того, когда при явном содействии бывшего мера Санкт-Петербурга Собчака кришнаиты попытались регулярно проводить свои богомерзкие шествия по Невскому проспекту, приснопамятный владыка Иоанн сам взялся за организацию крестных ходов в Санкт-Петербурге по Невскому проспекту от Исаакиевского собору к Казанскому. Это было явным и лучшим свидетельством своей веры перед заблудшим миром.

Крестные ходы собирали множество православных верующих Санкт-Петербурга, и стали весомым аргументом перед властями в пользу православия. А что же митрополит Владимир? Он такие шествия прекратил, презрительно назвав в одной из своих проповедей крестные ходы так: «Вместо того, чтобы бегать по Невскому с флагами, лучше бы пожертвования организовали на восстановление храмов.» Но даже и зная негативное отношение к крестным ходам правящего архиерея, православные ревнители благочестия Санкт-Петербурга продолжали антисектантскую деятельность. О происшедших в Санкт-Петербургской епархии событиях последних месяцев рассказывает известный общественный деятель, один из лидеров партии монархического центра Виктор Васильевич Антонов:

«Большинство, если не все антисектанские выступления в нашем городе православной общественности, а также крестный ход в память Царя Мученника, и молитвенные стояния организует всероссийская Партия монархического центра, которая действует в городе более 10-ти лет. От ее имени мы подаём заявки в администрацию города на проведение пикетов и крестных ходов, поэтому Партия монархического центра является юридически ответственным лицом за их организацию. Она же и несёт ответственность за возможные инциденты. Никаких претензий по поводу организации и проведения наших публичных выступлений мы никогда не имели.

25 июня 1999-го года на Петровском стадионе Петербурга состоялся очередной съезд иеговистов севера. В последнее время тактика этой тоталитарной секты заметно изменилась. Если в начале иеговисты широко рекламировали свои съезды, то теперь стали проводить их «втихую», не оповещая никого кроме самих участников. О съезде на Петровском стадионе православная общественность узнала заранее и, как обычно, властям в установленном порядке была подана заявка на пикет. Мы получили официальное разрешение на его проведение вблизи Петровского стадиона.

Всего в пикете участвовали около 100 человек. Они принесли иконы, хоругви, обличительные плакаты, многие молились, беседовали с заинтересовавшимися прохожими, разъясняя суть происходящего. В пикете принял участие протоирей Алексей Масюк настоятель Пантелеймоновской церкви в Удельной. В 4 часа, когда иеговисты стали покидать стадион, православные образовали коридор и стали петь молитвы, чем привели в немалое смущение многих проходящих иеговистов. Ведь далеко не все из проходящих являлись такими уж закоренелыми сектантами. Многие, видя такую реакцию православных вместе со священником молящихся за заблудших, испытывали чувство стыда за свою принадлежность к иеговистам. Это было видно по глазам.

Пикет продолжался час, в очень жаркую погоду. Никаких эксцессов не было, присутствующая милиция никаких претензий к пикетчикам не имела. Пикет снимался на видеокамеру. Человек, который вел съемку, выдавал себя за представителя администрации города, хотя потом выяснилось, что он продал плёнку иеговистам, которую те использовали в своих целях. Понимая, что такие пикеты могут заставить одуматься начинающих сектантов, руководители иеговистов начали действовать. И вот что характерно, свою жалобу на якобы на недостойное поведение православных они подали не властям, а правящему архиерею нашей епархии митрополиту Владимиру.

Подобные пикеты против сектантов православная общественность проводила уже не раз, обращая внимание властей на действия сектантов. После резкого выступления православных, например, перестали ходить по Невскому проспекту так называемые «марши Иисуса», прекратились ежегодные фестивали кришнаитов на Невском. Польза от общественного выступления православных верующих безусловно есть. К тому же мы не придумали ничего нового, к подобным способам протеста прибегают христиане во всех странах Европы, и, как правило, они добиваются успеха.

Поэтому я был крайне удивлен, когда правящий митрополит Владимир, вместо того, чтобы поблагодарить участников антисектанского пикета, запретил всем священникам епархии участвовать в подобных общественных акциях. Я полагаю владыка Владимир и самому Господу запретил бы изгонять бичом торговцев из храма.

Ведь по сути дела митрополит Владимир помогает иеговистам, заставляя священников и часть верующих отказаться от открытой борьбы с врагами веры Христа. Предшествующий опыт показал, что просьбы и заявления не останавливают сектантской агрессии и не вызывает реакции со стороны властей, только жесткое, открытое общественное противостояние приводит к желанным результатам. Сектантов оно пугает и они уменьшают свою активность, а власти заставляют задуматься о стабильности религиозной ситуации в своих городах. И такое мирное противоборство рекомендуется многими святыми отцами и всем православным Преданием.

Конечно, антисектантские выступления православных Санкт-Петербурга будут продолжаться, мы не собираемся уступать улицы и проспекты своего города врагам Христа, но фактически запрет митрополита Владимира участвовать в наших мероприятиях наших пастырей, значительно усложнит эту деятельность. А ведь обстановка сейчас в городе в этом смысле более благоприятная, чем несколько лет назад, когда при поддержке Собчака разномастные проповедники с Запада чувствовали себя едва ли не хозяевами города. Собчака теперь нет, но есть митрополит Владимир, видимо не зря так активно агитировавшего в период выборов мэра Санкт-Петербурга за покровителя сектантов Собчака.

До смешного доходит. Посудите сами: когда в Москве благословение на крестный ход по улицам города было явлением редким, мы, в Питере такое благословение имели, а теперь, когда в крестных ходах по центральным улицам Москвы стало активно участвовать столичное духовенство по благословению своего правящего архиерея, взять, к примеру, недавно прошедший в Замоскворечье многолюдный крестный ход, мы же в Санкт-Петербурге будем вынуждены свидетельствовать о своей вере без наших священников, как стадо рассеянное. Согласитесь, трудно понять политику священноначалия. Устали мы от такого неединообразия".

Русская линия


Приложение:

Циркуляр по Санкт-Петербургской епархии от 30.09.99

РАСПОРЯЖЕНИЕ N 101

по Санкт-Петербургскому епархиальному управлению от 30.09.1999 г.

Во избежание экстремистских инцидентов благословляется всем клирикам и монашествующим Санкт-Петербургской епархии согласовывать свое участие в митингах, пикетах и демонстрациях и других общественных акциях с Епархиальным управлением.

ВЛАДИМИР, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский

new5_02a.jpg (17838 bytes)

http://rusk.ru/st.php?idar=304691

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru