Русская линия
Сергей Григорьев24.11.2001 

ЗРЕЕТ ОЧЕРЕДНАЯ ПРОВОКАЦИЯ ПРОТИВ ЦЕРКВИ

В последнее годы полемика вокруг церковно-государственных отношений все более обостряется. Из чисто правового вопроса они становятся важнейшим элементом идеологии нового российского государства. И дело здесь не только в том, что Русская Православная Церковь неизменно занимает одно из ведущих мест среди пользующихся доверием у народа институтов общества. Похоже, что политическая элита России начинает понимать, что без участия Русской Православной Церкви не удастся построить будущую Россию. Используя известный афоризм бывшего премьера РФ Виктора Черномырдина, как-то заявившего, что «какую партию власти не строй, а все равно получается КПСС», можно сказать, что какую идеологическую схему не придумывай, а без Православия все равно получается СССР. А вернуться в СССР не получится, даже если КПРФ придет к власти, в этом не сомневается и Зюганов. Это начинают понимать все, и, в первую очередь, политики прагматичные.
Таким образом, вопрос стоит не в том быть или не быть Православию элементом идеологии будущей России, вопрос только в том, какую форму примет такое участие. Очевидно, что не всем это нравится, но практически всем политическим силам хотелось бы иметь рычаги влияния на Церковь. Все последнее десятилетие самые разные политические и общественные деятели и организации пытались «наладить контакты» с Русской Православной Церковью с целью воспользоваться ее громадным авторитетом в российском обществе. Не брезговали поторговать авторитетом Церкви ради собственной карьеры даже некоторые высокопоставленные церковные деятели — у всех на памяти участие митрополита Кирилла (Гундяева) в учредительном съезде лужковского «Отечества». Но, несмотря на очевидные провалы попыток стать некими приводными ремнями между Государством и Церковью, отдельные политики не оставляют мечтаний воспользоваться немалыми ресурсами Русской Православной Церкви для собственных целей.

Конечно, столь перспективное политическое поле не могли обойти своим вниманием и ведущие политические технологи. Одним из наиболее удачливых конструкторов политсхем последних лет является небезызвестный Глеб Павловский. Похоже, что, поднаторев на избирательно-массмедийных операциях, сей инженер политических душ решился применить свои способности в церковных делах. В некоторых событиях последних месяцев уж очень чувствуется рука «мастера».

Технология влияния «разделяй и властвуй» существует, наверное, от самого грехопадения, но, тем не менее, не устарела и весьма успешно используется и сегодня. Применить ее в отношении к Русской Православной Церкви решились некие силы. Трудно сегодня с точностью назвать всех непосредственных участников разворачивающейся провокации, но «тайное обязательно станет явным», и я думаю, мы скоро узнаем и названия политических сил и имена исполнителей и заказчиков происходящего. Кого-то враги Церкви используют явно, купив на тщеславии или иных страстях, кого-то «в темную», но время все расставит на свои места.

Суть неновой технологии заключается в том, чтобы принудить Церковь выполнять чьи-то политические заказы, сделать ее более сговорчивой, а для этого создать ей альтернативу. Никакой реальной альтернативы на просторах России Русской Православной Церкви на сегодняшний день нет, но сейчас предпринята попытка такую альтернативную церковную организацию создать. Для такого костра пойдут любые поленья. В 90-х годах появились две новые структуры на православном поле, приходы Зарубежной Русской Православной Церкви в России и, так называемая, Российская православная автономная церковь (РПАЦ) в Суздале. Обе они мало заметны: приходы РПЦЗ не имеют никакого влияния на политическую и общественную жизнь, а потому не могут представлять интереса для политтехнологов, а влияние суздальских раскольников по сути ограничено самим Суздалем и личным влиянием их лидера Валентина Русанцова. Ныне, судя по всему, реализуется нехитрая схема — распространить влияние суздальской раскольничьей группировки за счет российских приходов РПЦЗ на всю территорию Российской Федерации.

Сделать это казалось бы не так уж и трудно: на первом этапе отколоть российские приходы РПЦЗ от Зарубежного Синода, а на втором — свести их из с опытным в государственно-политических делах и управляемым «митрополитом» Валентином (Русанцовым). События развивались по легко угадываемой схеме. В июле-августе этого года во владимирских и центральных газетах появилась серия публикаций с обвинениями в адрес «митрополита» Валентина (Русанцова) «растлении несовершеннолетних и продажи недвижимости за границу». В начале сентября Владимирская областная прокуратура предъявила обвинение гражданину Русанцову в совращении несовершеннолетних, с него была взята подписка о невыезде.

Любой опытный юрист знает, что расследования преступлений такого рода крайне сложны и почти никогда не имеют шансов выявить истину. От подобных обвинений очень трудно защититься. Обвинения в совращении, сексуальных посягательствах или изнасиловании из-за этих особенностей весьма часто используются оперативными работниками как официальных, так и преступных силовых структур для оказания давления на противников. Опытный «опер» без особого труда может состряпать такое «дело», особенно, если оно касается неженатого мужчины. Совсем недавно мы были свидетелями оголтелой и, очень возможно, клеветнической компании в отношении бывшего екатеринбургского епископа Никона. Очень сомнительно, что уже немолодой и весьма опытный Валентин Русанцов вдруг «попался» на принуждении к сожительству мальчиков. От обвинений такого рода за версту пахнет оперативной разработкой заинтересованных структур или лиц. Дальнейшие события подтвердили это.
Не прошло и месяца, как находящийся под следствием с подпиской о невыезде «митрополит» неожиданно выехал в США с «пастырским» визитом. По сообщению агентства «Вертоградъ» он должен был посетить монастыри, приходы и миссии, присоединившиеся к РПАЦ. Ни о каких «присоединениях» к РПАЦ до поездки «митрополита» Валентина слышно не было, да и сейчас мы не знаем, существуют ли таковые. Скорее всего, это просто дымовая завеса визита предводителя суздальцев. «Случайно» визит «митрополита» Русанцова совпал с знаменательным октябрьским Архиерейским Собором РПЦЗ, избравшим своего нового Предстоятеля.

Как известно, заседания этого Собора сопровождались скандалом, разгоревшимся из-за бывшего предстоятеля РПЦЗ митрополита Виталия, которого его сподвижники не без помощи американской полиции умыкнули из здания Зарубежного Синода уже в ходе заседаний. Увезли престарелого митрополита в его канадскую резиденцию в Мансонвиле. Но по дороге, как бы случайно, завезли в дом одного из клириков, где состоялась встреча объявившего о своем самовольном возвращении к обязанностям предстоятеля РПЦЗ митрополита Виталия с нашим героем «митрополитом» Валентином. Несомненно, эта «историческая» встреча еще не раз будет использована для разнообразных инсинуаций против Матери-Церкви.

Используется она уже и сейчас. Состоявшийся, после совершенных митрополитом Виталием в Канаде самовольных хиротоний ряда новых зарубежных епископов, раскол РПЦЗ стал свершившимся фактом. Новообразованная «Русская Православная Церковь в изгнании» (РПЦИ) ныне возглавляется 90-летним митрополитом Виталием (Устиновым). Безусловно, центр новообразованной уже двойной раскольничьей группировки должен вскоре переместиться в Россию, и кого готовят в ее неформальные, а с течением времени и, возможно, формальные лидеры догадаться нетрудно — очень выгодно для врагов Церкви, чтобы им стал весьма зависимый от своих московских покровителей, «подвешенный» сомнительным делом о «растлении» и, судя по всему весьма тщеславный (разрешил провозгласить себя митрополитом, видать, давно мечтал о белом клобуке), «митрополит» Валентин Русанцов. Сомнительно, что с этим легко согласятся клирики и прихожане российских приходов РПЦЗ, в абсолютном большинстве тяготеющие к новой РПЦИ. Во всяком случае, Санкт-Петербургские «зарубежники» весьма негативно относятся к нынешней РПАЦ. Но время может и поправить дело: суздальцы подработают в сторону своих единомышленников в РПЦИ, отношение к «митрополиту» Валентину у тех потеплеет, глядишь и «стерпится — слюбится». Вот и получится «полноценная» альтернативная «церковь», как филаретовская на Украине. А если и не получится, то под рукой СМИ — можно сделать вид что получилось, кто там разбираться будет. ъ

Очевидно, что все эти попытки обречены на провал. Русский народ — тысячелетний носитель Православия искренне любит свою Церковь, доверяет ей и не променяет свою Мать-Церковь на зарубежные коврижки. Боятся нам нечего, с нами Бог, но крови попортить раскольники, направляемые опытной политической рукой могут. Не исключено, что им удастся осложнить отношения Церкви и Государства. О том, что работа в этом направлении идет, говорят недавние события вокруг «Гражданского Форума», на который его организаторы из близких к президентской администрации кругов «забыли» пригласить представителей Русской Православной Церкви. Это выглядит довольно странным, особенно на фоне недавних заявлений Президента о повышении роли церкви в жизни российского общества. Вряд ли речь идет об изменении курса церковной политики Владимира Путина, скорее это деятельность одной из влиятельных политических группировок из окружения Президента. Тем не менее, активное вторжение в церковную ситуацию политических недоброжелательных Церкви сил не может не насторожить православных. Не будем забывать, что любой раскол — это рана Церкви, и Она не может отнестись безразлично, к тому, что в угоду политических комбинаций гибнут в расколе человеческие души.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика