Выступление председателя Союза православных граждан Валентина Лебедева на годовом собрании тверского регионального общественного движения «Народная монархия»
С праздником, всечестные отцы, братья и сестры!
Юрий Александрович, оговорился. Союз православных граждан вовсе даже и не российский, а всемирный. Потому что Украина и Белоруссия для нас, конечно, нераздельно являются государством Российским. Но по регистрации это, естественно, международная организация, так как сейчас на территории нашей страны находится несколько государств, и поэтому неверным часто в докладах на наших патриотических собраниях кто-то говорит о РСФСР называя ее Россией, наши учителя-наставники, историки всегда поправляют потом. Это непросто оговорка. Потому что мы на самом деле не в России, а вот в этом тоскливом РСФСР, ибо Россия — это несколько другое, историческое образование Великой, Белой, Малой Руси.
Прошел без малого год, как были прославлены Царственные Мученики. Наступило новое тысячелетие, новый век. Тогда мы праздновали 2000-летие христианства, сегодня вступили в XXI век, конечно, это время линейное, это не церковный круг, но все-таки оно играет для человека определенную роль, может быть, даже отчасти какую-то мистическую. Можем сказать, что наш народ не к покаянию, народ в широком смысле, не к восстановлению монархии, т. е. Богом данной и исконно традиционной государственности вовсе, конечно, не готов. Народное сердце, как высоко говорят, выступая на трибунах, ищет вождя и вождя истинно православного, а не языческого, но покуда сердце народа не обратится к Богу, конечно, монархия не будет восстановлена.
Об этом часто говорит Святейший Патриарх. Мы его слушаем, но как бы не замечаем, поскольку слова-то правильные, но на самом деле страшные. Вот стоишь, слушаешь, он говорит об одном и том же каждый почти раз, но это не пустое повторение. Ведь на самом деле для великой страны России XX век ведь действительно кончился не то что печально, а просто трагически. Именно трагически, сколько было войн, то же отречение Царя-Мученика, крушение исторической государственности, дальше война с народом, 70 лет вавилонского пленения, дальше вроде бы освобождение, после потери всех этих миллионов, и распадение державы и тот самый разврат, о котором мы говорим, и то самое зло, которое в других формах наступает. И вот к 2001 году наши ресурсы находятся во власти иноверных, инославных людей, а наши границы в территории XVI — начала XVII века. Вот такой печальный взгляд на 2001 год и на год юбилея канонизации Царственных Мучеников. Ну вот раздался другой голос, Григорьева из Петербурга, тоже члена Союза православных граждан, члена нашего Политсовета, что нет, наоборот, радостно завершается это тысячелетие, столетие, поскольку столько народу спаслось и такой сонм мучеников прославлен, которые о нас молятся.
И действительно, не хотел говорить, а вспомнил, был тут в Германии, в фонд Аденауера посылали командировку, и там мы вдруг стали ругаться, такой момент наступил, когда участники встречи Россию стали во всем обвинять.
И вдруг встал доктор Вальтер, седой человек, глава колоссальной благотворительной протестантской организации. И сказал: «нет, нет, нет, мы вас вовсе не ругаем, мы очень благодарны России, и вы нас не должны благодарить за эту гуманитарную помощь. Это мы вас должны благодарить и бесконечно слать миллионами эту гуманитарную помощь, поскольку, вы в XX веке явили нам, теплохладным, пример горячей веры во Христа даже до крови. Очень трогательно сказал, и мы примирились. Ну, в общем, этот взгляд, взгляд пессимистический, имеет, конечно, право быть, это политика, не надо забывать, что тут надо смотреть, конечно, трезво на то, что происходит.
Но есть и другой взгляд, об этом тоже говорит Святейший. Жива Церковь, и это главное, Она жива и плодоносит. И сейчас, мало того, Она растет и не только за счет смены поколений, как пытаются сказать нам так называемые религоведы, которые на самом деле те же самые злобные, равнодушные научные атеисты, нет. Она вообще растет и прирастает, а если так, то прививается душа человека к этому живоносному древу, листочек за листочком оживляется народ, а дальше есть возможность и для восстановления православной политики, чего чает каждое наше сердце — восстановление нашего государства, Отечества, в том числе и законного, Богом данного государственного строя, т. е. монархии. На самом деле это восстановление есть ведь задание, данное Богом нашему народу.
Вот говорят, русский народ не способен к самоорганизации. Действительно, мы народ государственный, строительный, самоорганизовываться по принципу других народов мы не можем. Жизненное наше задание — строить Третий Рим. Без строительства Третьего Рима, не его профанации, т. е. Советского Союза, а именно Третьего Рима, мы ничто. Вот 70 лет как строили, как рыба плыли на нерест, столкнулись с плотиной и все, строили ложную империю, это всем известные вещи. Наступил момент, когда мы по существу находимся на развалинах Третьего Рима. Правда, команды отступать из окружения, в котором мы находимся, не было, хотя и стены Третьего Рима разрушены. И вот как раз то самое плодоношение Церкви это и есть залог нашего возрождения.
Для восстановления государства и общества на православном основании требуются все-таки энергичные меры, т. е. мы должны готовить его. Существуют различные православные организации, Союзу православных граждан уже 13 лет. Теперь существуют различные организации, которые трудятся на ниве возрождения России и достигают тех или иных успехов, и в Твери, и в Москве и в других местах. Я хочу очень кратко проинформировать собравшихся о деятельности Союза православных граждан, который является не просто организацией, как Общество педагогов или Общество православных врачей или монархическая организация, а такой организацией, которая пытается действительным образом осуществить не симфонию государства и церкви, что очевидно, невозможно, поскольку нет православного государства, а симфонию церкви и общества.
О такой симфонии пишет Карташев. Он говорит о молекулярном воцерковлении мира, о создании движения, которое включало бы в себя различные организации, которые сами по себе бы, не только сугубо церковные братства, а самые различные, которые работают в миру и включают в себя в разных областях не обязательно еще церковных людей, а иногда даже и совсем нецерковных, работают в армии, в фондах, институтах, журналах, в различных обществах. Имея в своих рядах людей сугубо церковных, которые собираются вот за этим столом или на наше собрание Союза Православных граждан, а здесь сидят и члены политсовета нашего Союза, вот Юрий Александрович Охлобыстин, и член духовного совета отец Сергий, члены вообще нашей организации, собираясь друг с другом за столом являют собой, конечно, образ действия мыслей сугубо православных людей, православных патриотов, но расходясь, могут работать с партиями, с обществами людей не до конца православными. Таким образом, завоевывается мир сей.
Естественно дело начинается с просвещения, т. е. с миссионерской работы, с обращения делом и словом, далее вовлечение уже по специальности. Таким образом, должно произойти вот воссоздание Святой Руси. Надо сказать, работа идет с трудом в том плане, что не все понимают задачу такой организации, тут же делят людей на православных и неправославных, чистых и нечистых. Ведь когда медсестра-христианка работает с расслабленным, полупрокаженным преступником, это как, чистая работа или нечистая? Вот он лежит в первой градской, матерится, преступник …, да еще болен белой горячкой, а она 19-ти летняя медсестра, которая плохого слова дома не слышала, поскольку дочь благочестивых родителей, там много таких, за ним ухаживает, это чистая работа или нечистая? А потом этот преступник, я его знаю, Вячеслав, каждый день стоит в храме, каждый день, но в притворе. Вдруг у разбойника лютого его советь пробудил Господь. Конечно, не каждый день происходит, но происходит. То же может произойти и с депутатом, то же может и с профессором, от которого, между прочим, зависят судьбы, не только образование, но и обращение многих душ.
Наш Союз уже работает пять лет, недавно было собрание учредительное, присутствовали означенные депутаты из Твери. Много отделений у нас на Украине, потому что там тяжелее жить, потому что там автокефальная церковь, потому что там визит Папы, потому что там униаты, потому что там власти могут просто совершить провокацию. Мы живем хоть сложно, но в этом смысле достаточно благодушно.
Одна из последних акций, о которой вы, наверное, знаете. Это было противостояние визиту Папы на Украину. Мы провели шествие в Москве, это было, по-моему, 12 мая совместно с Жириновским. Сначала это вызывало те самые разговоры о чистоте и нечистоте. Мы, правда, тихо говорили о том, что мы все-таки не присутствовали на совместном собрании и не принимали совместной декларации, а прошлись по Тверской улице. Люди приехали из Одессы, из Киева, кстати, были приглашены люди и из Твери, из разных мест, было около 2 тысяч человек. Потом совершили небольшую провокацию власти, меня арестовали там на некоторое время. Но все завершилось перед приездом Папы многотысячным Крестным ходом, как наверное видели по телевизору. Уже некуда было деваться СМИ, хотели, не хотели — они это показывали, хотели, не хотели, а на аэродром «Чайка» пришло всего около 30 тысяч человек и половина оказалось каких-то руховцев и зевак. Приезд Папы отчасти и провалился, хотя, конечно, приезд все-таки состоялся, никакого здоровья нашему отечеству он не может принести.
Противостояли мы в меньшем числе против нарушения прав человека в Эстонии. Мы требовали регистрации нашей церкви, путем мирного протеста, т. е. манифестаций, молитвенных стояний, в общем, это совмещенная форма такой демонстрации и молебна, напротив Эстонского посольства. Волна протестов украинская и отчасти эстонская совершила, как мне кажется, определенный поворот сознания в российском обществе, именно традиционно российском, т. е. и в России и на Украине.
Раньше, как сказали мне в администрации президента, куда пригласили чаю попить, так они сказали, мы вот честно думали, что бранятся три митрополита, ну понятно, один там Филарет, тут два, ну понятно принимаются заявления, а теперь вдруг мы вместе с корреспондентами Би-Би-Си, которые нам звонили, спрашивали, почему Союз Православных граждан вмешивается в дела Украины, неожиданно поняли, что есть православная общественность. И корреспонденты Би-Би-Си, и администрация президента, и наше священноначалие, которое часто в лице некоторый епископов бывает равнодушным, как мы знаем, вдруг неожиданно осознало, что существует православная общественность. Оказалось, что у нас есть не только несколько синодальных отделов, но и духовная общественность с разными организациями, со своим настроением и даже с массой людей, которые могут и в Москве и в других городах, если надо, выйти на улицу.
Хоть и не стоит преувеличивать успехи, что на сегодняшний день, к годовщине канонизации Государя дело обстоит не так плохо. Мы все ищем чудес особенных, мы знаем, что род лукавый их ищет, а вот чудеса-то как раз совершаются при нашей жизни в социально-историческом плане великие. Ну, во-первых, это крушение советской власти в 1991 году прямо после перенесения мощей преподобного Серафима. Если кто помнит, шла вся Москва, народу было больше, чем сейчас после 10 лет. Были коммунисты и яко дым все развеялось, так, что некоторые думают, что и не было, снята епитимья. Спасибо, правда, никто не говорит, спешат вот по улицам, не довольны жизнью, не все спешат в храм, не все спешат на молебен сегодня к Поклонному кресту, однако, епитимья снята. Воссоздали храм Христа Спасителя, помните, ходила, молилась маленькая община вокруг, был фонд, ну не верилось никому. Так же, думаю, воссоздастся и Преображенский собор, о котором сегодня шла речь.
Так же в Болгарии на днях, как раз вот к годовщине канонизации, царь Симеон просто стал премьер-министром, как мы знаем, партия его победила и теперь, как считают те, кого мы именуем политологами, просто изменят законодательство, чтобы Симеон мог стать монархом и президентом, а Болгария — это и православная и единокровная нам страна, об этом пишут и наши враги.
Процесс начинается и надо действительно молиться и готовить чудо возрождения России, ибо все на самом деле возможно, абсолютно возможно. Вчера, как сказал один инженер, о жидких полупроводниках только и мечтали, а сегодня — каждый носит на руке. Конечно, поэтому мы верим, что по молитвам Царственных Мучеников и Новомучеников Российских, всех святых в земле российской просиявших Господь в который раз, как это было за нашу историю, помилует, спасет нашу землю и выведет ее из смуты бедствий. Важно, чтобы мы, пусть нас не много, но сердце, как говорит один известный батюшка, гораздо меньше, чем другие части тела, особенно одна, однако сердце бьется — и человек живет. Так живут активные православные христиане как соль земли, молятся, работают и живет наша нация, и есть все, особенно после прославления, есть залог ее возрождения. Так что, помолимся сегодня и в день завтрашний, в день преподобного Сергия, сугубо нашим новомученикам, преподобному Сергию, будем работать ради возрождения России, будем держать связь друг с другом, будем способны к православной солидарности. Сейчас происходит ряд событий, в Киеве состоится конференция, из Иванова крестный ход идет в Кострому, т. е. жизнь идет, давайте молиться и работать.
А в заключение хочу поздравить «Народную монархию» с годом работы, пожелать нам совместного сотрудничества, и тут у нас присутствует член Политсовета Родионов из Союза Православных граждан, он главный, можно сказать, основатель в 1990 году известного общества «Радонеж», которое имеет газету и журнал, Евгений Никифоров был как бы младшим учеником, которому как бы отдано теперь вот это дело. А Вячеслав Семенович у нас возглавляет фонд «Колокола России», давно ратует за царское дело, и вот от Союза православных граждан, от фонда «Колокола России» мы дарим сегодня 50 портретов Царя Николая II, каждому из здесь присутствующих.