Отрок.ua | Екатерина Ткачева | 07.05.2010 |
Безводные пески пустынь не дарят ощущение дома. В пустыне ты бесприютен, в её каменной земле нельзя пустить корни и разрастись вширь. Человек здесь — лишь путник, знающий свою цель и под палящим зноем одолевающий расстояние. Однако всегда находились те, кто покидал благоустроенные города и приходил в пустынные места, где царствует смерть и диавол. Эти люди знали, что жизнь человеческая сродни странствию в пустыне, цель которого — далеко за горизонтом. «Раздав всё» и следуя за Христом, Который победил смерть, они побеждали диавола. Они постились, воздерживались, подчиняли свою волю наставнику — и им были послушны дикие звери пустыни.
Преподобные Антоний Великий и Павел ФивейскийПервыми отшельниками в истории христианства были египтяне. Страна, тысячелетиями искавшая бессмертия, подарила миру монашество. Пустыня отвоевала себе девяносто пять процентов территории нынешнего Египта. Солнце высушило не только плодородные саванны с озёрами и реками. Под его лучами на протяжении веков иссушались страсти и расцветали добродетели тех, кто желал совершенства. Воссияв из недр Африки, монашеская жизнь распространилась по всему миру — в Палестину и Ливан, на святую гору Афон и на просторы русского Севера… Зарождалось же монашество одновременно в трёх разных очагах египетской пустыни.
Отцом монахов называют преподобного Антония Великого. Он не был первым пустынножителем, не был и старшим. Но именно в его заветах и наставлениях монашество обрело определённые формы. Святой родился в Египте в 250 году в богатой египетской семье. После смерти родителей он раздал имение нищим и затворился в гробнице, высеченной в скалах, где вёл жесточайшую борьбу с диаволом. Всем знаком живописный сюжет «Искушение святого Антония»: избитый и израненный полчищами бесов, святой ни в чём не уступил врагу. За его терпение и усердие Господь пообещал быть с ним везде и всегда — и был верен Своему слову.
Преподобный переплыл Нил и поселился на его восточном берегу. Двадцать лет он провёл в затворе: в подвигах сурового поста и молитвы юноша превратился в просветлённого старца. Но и в затворе он не избежал славы. Выйдя из укрытия, Антоний стал наставником других отшельников. Позже, дав им устав монашеской жизни, преподобный ушёл на берег Красного моря, где поселился в уединённой пещерке на склоне горы.
В четвёртом веке гонения языческих императоров волнами накрывали Египет. Пустыня тогда приняла и укрыла многих христиан. Но когда другие спасались бегством, Антоний с учениками открыто явился в Александрию, чтобы укрепить мучеников и умереть за Христа. Однако Бог хранил святого — гонители будто не замечали его. В другой раз он приходил в столицу в 338 году, чтобы поддержать Александрийского архиепископа Афанасия Великого в борьбе с арианами. По свидетельству Афанасия, появившись в столице, одним своим исповеданием Православия преподобный Антоний обратил большее количество язычников, чем в иное время обращалось за год. Известно, что и сам Афанасий Великий подолгу жил в пустыне у преподобного, скрываясь от преследований и учась аскезе. Он и написал житие наставника.
Антоний Великий скончался в 356 году ста пяти лет отроду. Сам Господь являлся беседовать с преподобным, и даже побеждённый им диавол приходил жаловаться Антонию, что нигде ему нет места — везде теперь христиане, и даже пустыня, его исконное царство, наполнилась монахами. Ученики преподобного разнесли его наставления по всем концам Египта, и едва ли не каждый святой того времени начинал свой путь с благословения Антония. Самому же авве однажды было откровение, что за горной грядой подвизается старец, превзошедший его в совершенстве. Этим святым старцем был Павел Фивейский. Встречу святых трогательно описывает житие Антония. Однако, как нередко бывает в этой жизни, за долгожданной встречей следует разлука — Господь открыл Антонию Павла перед самой кончиной последнего. Когда Антоний оплакивал почившего собрата и недоумевал, как ему похоронить Павла в жёсткой каменистой земле, из глубины пустыни пришли два льва и вырыли могилу своими лапами. С этими львами Павла, старейшего из пустынников, изображают на иконах. Ещё один спутник преподобного — ворон, семьдесят четыре года питавший его хлебом.
На месте подвига Павла Фивейского выстроен монастырь. Прославленный монастырь святого Антония вблизи его пещерки также возник уже после смерти святого.
Монашеские подвиги такие же разные, как и люди. Антоний был отшельником, затворником, по необходимости вышедшим к людям. Таких, как он, зовут ещё красивым греческим словом «анахорет». Но миру более известна другая форма монашества — общежитие, киновия. История общежительного монашества ведёт отсчёт от тавеннских монастырей Пахомия Великого (286−346 гг.). Рождённый язычниками, Пахомий с детства «не вписывался» в языческое благочестие; его присутствия не выносили жрецы, и родители переживали, что их ребёнок «не угоден богам». Крестился Пахомий после воинской службы и, горя новой верой, ушёл служить Господу в Фиваидскую пустыню.
Монастырь преподобного Антония ВеликогоСперва он подвизался под началом старца Палемона, но за годы вокруг Пахомия выросло целое монашеское государство — 9 общежительных монастырей (первый из них был создан в 318 году). Трудно поверить, что здесь одновременно подвизалось до 15 тысяч монахов, и при этом среди них не было духовенства. Пахомий и себя счёл не достойным священного сана. Всё в обителях было устроено таким образом, что каждый инок был в подчинении у другого, но никто не имел полноты власти. Жизнью монахов здесь были молитва и труд, труд и молитва. Все монастыри подчинялись Пахомию, который был для братии и отцом, и матерью. Преподобный день и ночь трудился, работал более всех, никогда не позволял себе взять ни единой вещи без благословения ответственного брата; с благодарностью внимал наставлениям даже от младших. Таким образом братии прививались две главные добродетели, без которых нет монаха: послушание и нестяжательность. В борьбе с тщеславием преподобный не чуждался и крайних мер. Так, выстроив красивую украшенную церковь в одном из монастырей, старец испытал огромную радость. Опасаясь, не является ли эта радость плодом суетного тщеславия, Пахомий приказал разрушить колонны и убрать все украшения.
Третьей колыбелью монашества стала обширная Нитрийская пустыня, расположенная южнее Александрии. Основателем иноческой жизни в Нитрии был преподобный Аммон, наставляемый Антонием Великим. Под его началом спасалось множество монашеских общин. Иноки жили отдельно и лишь по субботам и воскресеньям собирались в храм на службу — причаститься и послушать поучения старцев.
Со временем желавшие уединения основали поселения пустыни Келлий (на запад от столицы) и стали обживать самую суровую пустыню Скита (южнее Нитрии). Знакомое нам слово «скит» — малочисленное монашеское поселение вдали от цивилизации — обязано происхождением коптскому селению Шихет, давшему впоследствии имя пустыне Скита.
К концу IV века число пустынножителей Скита достигало пяти тысяч. Они имели общую церковь, куда сходились в субботу и воскресенье. Интересно, что среди монахов не было священников. В то время христиане делились на мирян и клириков, и поначалу монашество считалось движением мирян. Потому в храме служило духовенство ближайшего города — Гелиополиса. Иноки кормились самостоятельно, их трудом было плетение рогож и корзин.
Монастырь преподобного Павла ФивейскогоОтцом скитской жизни стал ученик и преемник преподобного Антония — Макарий Великий. Макарий творил множество чудес, по его молитве Господь воскрешал мёртвых. Лицо его излучало такой свет, что в темноте светилось. О жизни его учеников красноречиво свидетельствует одна история. Однажды Макарию прислали свежую виноградную гроздь. Он отослал гостинец больному брату. Тот принял дар и очень обрадовался, но отправил сочные плоды другому брату, сделав вид, что не переносит пищу. Третий монах поступил так же, хотя и сам очень хотел попробовать виноград. Итак, очень многим инокам попадал он в руки. Последний, взяв дар, вновь послал его Макарию, желая порадовать наставника. Святой узнал гроздь и возблагодарил Бога за воздержание братии. Сам он так и не дотронулся до винограда.
В честь святого был основан монастырь Анба Макар — на месте церкви, построенной самим подвижником (она сохранилась до сих пор). Сегодня в этом монастыре почивают его нетленные мощи.
Преподобный Макарий Великий известен нам также под именем Макария Египетского. А вот преподобная Мария Египетская, удивительная святая, прошедшая путь от бездн греха к высотам святости, хоть и была родом из египетского города Александрии, но подвиг свой совершала в пустыне Палестины.
***
Молитва за мир теплилась в египетской пустыне даже в годы самых жестоких гонений. С середины XIX века в монастырях началось возрождение отеческих традиций. И хотя пустыня уже пронизана автомагистралями, а храмы IV века соседствуют с современными жилыми корпусами, дух монашества, дух любви ощутимо жив здесь и сегодня.
http://otrok-ua.ru/sections/art/show/svetlye_zvjozdy_pustyni.html