Русский дом | Александр Крутов | 03.05.2010 |
Для русского человека 9 мая, День Победы в Великой Отечественной войне, занимает особое место среди памятных дат. 65 лет назад отгремели залпы той войны, но едва ли на всём пространстве России и бывшего СССР живёт хоть одна семья, которую бы прямо или косвенно она не затронула. Поэтому каждый русский человек всей душой ощущает радость славного праздника Победы.
Формально войну вело атеистическое государство СССР, но уже в первые её дни прозвучало слово Русской Православной Церкви к своим чадам с призывом встать на защиту Родины. Патриарший Местоблюститель Блаженнейший Сергий, Митрополит Московский и Коломенский, сказал: «Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она своего народа и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг… Господь нам дарует победу».
Со Христом явилась Православная Русь в мiре, и со Христом она непобедима.
Несмотря на тяжкое иго богоборчества, тяготившее русский народ уже не одно десятилетие, он не переставал быть православным. А потому уже и Верховный главнокомандующий И. Сталин, понимая безсильность коммунистической идеологии, впервые за всю советскую историю обратился к народу со словами «братья и сестры».
В храмах возносились молитвы о даровании победы, Православная Церковь благословляла русское воинство, идущее защищать Святую Русь. Время Великой Отечественной войны стало переломным во взаимоотношениях Церкви и советского государства. Это был экзамен мужеству, стойкости и православно-национальному сознанию великого русского народа — свойственному его духу, питаемому Православной верой. Для нашего народа это была Священная война.
В начале мая, когда Святая Церковь празднует память святого Георгия Победоносца, покровителя Руси и русского воинства, было окончательно сломлено сопротивление нацистской Германии, а над Рейхстагом развивался хоть и красный, но русский флаг. В тот год одновременно с победой над фашизмом праздновалась Православной Церковью Святая Пасха — Светлое Христово Воскресение, Победа Жизни над смертью. Русский народ одержал победу — ибо «Блажен народ, у которого Господь есть Бог» (Пс.143,15).
Сегодня в общество провокационно вброшен вопрос: кто выиграл войну — Сталин или народ? В одной из телепередач, отвечая на такой вопрос ведущего, генерал армии, фронтовик Махмут Ахметович Гареев дал точную оценку сему «многомудрому» вопрошанию. «Разговоры о том, что победил народ, а не руководство, не полководцы, — такие разговоры несостоятельны, потому что ни один самый самоотверженный народ никакую победу не может одержать без руководства, без управления, без руля и ветрил».
Если бы не было единства лидера и народа во время войны, если бы это единство не благословлялось Русской Православной Церковью, не было бы Победы. И это подтверждает вся история государства Российского.
Точка зрения самого Сталина на этот вопрос документально представлена в его Приказе Верховного главнокомандующего по войскам Красной армии и Военно-морскому флоту 9 мая 1945 года: «Великая Отечественная война, которую вёл советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершилась». То есть вёл войну и победоносно её завершил именно советский народ, частью которого и он, Верховный главнокомандующий, являлся. А вот последующие «лидеры» оказались далеки от народа и были неспособны сохранить свою страну. То, чего не добились немецкие захватчики в Великой Отечественной войне, сделали своими руками правители в Беловежской Пуще, разрушили великую страну, тем самым предав Победу.
Нынешний юбилей для нас — это, прежде всего, повод задуматься: а как мы распорядились Великой Победой наших отцов, дедов и прадедов? И главное — сохранили ли мы тот победный дух, который помог выстоять нашему народу в жесточайшей схватке с сильнейшим врагом того времени: западной цивилизацией, объединённой под знамёнами немецкого нацизма. Недаром Победу в Великой Отечественной войне называют вторым крещением Руси, русской Пасхой. Великий русский народ в братском союзе со всеми народами СССР принял на свои могучие плечи основную тяжесть Второй мiровой войны, центром которой стала Русская земля. Разгромив фашистскую Германию, русский народ не только сам себя защитил, но и спас от уничтожения славянские и другие народы Европы, в частности, евреев. Десятки миллионов русских положили свои жизни на алтарь Победы.
Это их голос доносит до нас Александр Трифонович Твардовский:
Вы должны были, братья,
Устоять, как стена.
Ибо мёртвых проклятье —
Эта кара страшна…
Мы не устояли.
Прославляя нашу Победу и победителей, мы не только отдаём дань памяти погибшим, которые спасли мiр от нового порядка, в котором люди делятся на несколько сортов — избранных и не имеющих права на жизнь. Мы утверждаем великий христианский принцип: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15,13).
Ибо основой Победы явилось наше превосходство над врагом, которое, по словам русского мыслителя Вадима Валерьяновича Кожинова, не было собственно военным, а было «превосходством самого мiра, в который вторгся враг».
Это была победа ценностей русской православной цивилизации, в которой духовное начало всегда имело приоритет перед материальным, — цивилизации Сергия Радонежского, Феофана Грека, Андрея Рублёва, Серафима Саровского, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, П.И.Чайковского, С.Н.Рахманинова, В.И.Вернадского, М.А.Шолохова, цивилизации, ставящей на первое место проблему «слезинки ребёнка», спасения мiра через красоту, цивилизации, постоянно ищущей гармонии.
Памятник русскому советскому солдату, держащему ребёнка на руках и разрубающему фашистского змия, в Трептов-парке в Берлине — это не только символ, это духовная правда Великой Отечественной войны.
Победа была обеспечена, главным образом, русским подвигом и русскими жертвами. Русские жертвы реальны и достоверны. Жертвы других европейских народов также значительны. Однако циничным извращением истории и поруганием Победы является усиленное внимание к жертвам других народов и принижение русской трагедии.
Наш святой долг — не дать низвести это великое до обыденного. И пусть в наших верующих сердцах непрестанно живёт и горит апостольское слово: «Сия есть победа, победившая мир, — вера наша» (1 Ин.5,4).
Братья и сестры! Обратимся к Богу и христианской жизнью оправдаем цену, заплаченную за нас жизнями и кровью миллионов погибших, раненых и пострадавших на фронтах Великой Отечественной войны.
Вечная память отцам и братиям, за веру и Отечество на полях сражений павшим.
Слава Богу, даровавшему нашему народу Победу в Великой Отечественной войне!
Слава Богу, пославшему нашему воинству плеяду талантливых полководцев во главе с Верховным главнокомандующим!
Здравие, мирное и благоденственное житие подаждь, Господи, Великому Русскому народу и его доблестному воинству и сохрани его на многая лета!
Александр Николаевич КРУТОВ, «Русский Дом», N5, 2010 г.