Радонеж | 01.05.2010 |
Начало Страстной недели было омрачено взрывами в московском метро, убившими и покалечившими несколько десятков человек. Предстоятель Русской Церкви, совершая на Радоницу поминовение тех, кто невинно, по злой человеческой воле, был убит в московском метро, напомнил — и молившимся с ним вместе, и всем нам — что молитва соединяет человека не только с Богом, но и с теми, за кого человек молится, что молитва имеет огромную силу, и каждый человек, который молится, это знает. Молитва вооружает человека огромной силой, в том числе способной оградить его от несчастного случая, сказал Святейший. «Мы знаем, как в атаку поднимались наши бойцы, часто люди почти нерелигиозные, мало верующие, но с одним только словом „Господи, помоги“. Мы знаем, как они зашивали в свои пояса слова 90-го псалма, или это делали их родители, жены, сестры, и даже слова молитвы помогали». Надо научиться сопрягать нашу жизнь с молитвой, сказал Патриарх.
СМИ в это же время привычно объясняли обществу, что главное — чтоб не было экстремизма и ксенофобии. Ксенофобии не наблюдалось, так что через несколько дней на стене вестибюля одной из станций метро неизвестные нанесли баллончиком надписи: «Аллах Акбар!» и «Смерть русским!». Видимо, чтоб были хоть какая ксенофобия и экстремизм. Тут же принялись объяснять, что терроризм не имеет национальности. И что религия тут вообще ни при чем. Даже прямо так и сказали, для особо непонятливых, какая именно. В Москве состоялось шествие под зелеными лозунгами: «Мусульмане — первые жертвы террора», «Антиисламисты — это фашисты 21 века», «Миллионы мусульман в ВОВ отдали свои жизни за страну» и другие, подходящие к случаю. Объяснялось, что «мусульмане очень обеспокоены возможным возникновением ксенофобских настроений в обществе», что женщины в традиционной мусульманской одежде подвергаются «реальной опасности» (а пассажиры взорванных вагонов подверглись нереальной, что ли?). И вообще, предупредили выступавшие: «Будущее — за Россией, будущее за исламом. Те, кто хотят ослабить ислам, хотят расколоть Россию». Был, правда, отмечен и положительный сдвиг в общественном мнении: «Мы не обнаружили той исламофобии после терактов в московском метро, которая была еще 10 лет назад. Это испытание мы прошли». Вот тут как-то непонятно. То ли женщины в традиционной мусульманской одежде подвергаются реальной опасности, то ли не обнаружено исламофобии. Можно было бы что-то одно выбрать.
Интересно, что в одно время с этим шествованием, промелькнуло в СМИ сообщение, что следственные органы Челябинской области в ходе обысков в мечетях, находящихся в юрисдикции Совета муфтиев России, и в квартирах жителей Аргаяшского района изъяли литературу и видеоматериалы, содержащие выступления одного из лидеров незаконных вооруженных бандформирований — Саида Бурятского, уничтоженного в ходе спецоперации на Северном Кавказе. По данным следствия, местный житель на организованных им курсах по изучению основ ислама и арабского языка распространял печатные издания, которые ранее судом были внесены в Федеральный список экстремистских материалов. Трогательная до слез деталь: сообщалось, что в ходе обыска следственные и оперативные сотрудники для неукоснительного соблюдения прав верующих и канонов религии сняли обувь. Это правильно — все ж таки «будущее России». Тут важна неукоснительность. И чтоб ничего не расколоть. Хотя, с другой стороны, Саид Бурятский .. Хм. Может быть, это были какие-то неправильные мечети? Ну, неисламские, что ли.
Ну и, разумеется, пошла речь о спасении Кавказа от бедности и социального неустройства. Даже отец одной из террористок-самоубийц поучаствовал — отвечая интервьюерам на вопрос, что бы он сказал родственникам погибших, заявил: «Ну что… Сочувствую, сопереживаю. Но у каждого своя судьба. Вот по телевизору власти говорят про модернизацию и успехи, а о наших проблемах на Кавказе молчат, никто не говорит о притеснении мусульман и беспределе, который тут происходит!». Кстати, на экране ТВ одно из интервью давалось на фоне, в общем-то, совсем не лачуги. Да и другие дома вокруг не говорили своим видом о нищете местного населения. Что-то припомнился некстати почтальон Печкин из мультфильма про Простоквашино. Ну, который еще объяснял, что это он раньше злой был — потому что у него велосипеда не было. А теперь у него велосипед есть, и он будет добрый.
Полпред президента в регионе, выступая на открытии «Памятника жертвам террора» работы Михаила Шемякина, тоже предложил сделать акцент на снижении уровня бедности: «безусловно, необходимо предотвращение или снижение уровня бедности». Некоторая неясность — все-таки предотвращение бедности лишь возможной или снижение уже наступившей? А еще было сказано, что «необходимо усиление образования именно духовного, потому что, к сожалению, мы становимся жертвами нашей собственной безграмотности и непонимания основ базовых четырех конфессиональных религий «. Ну, это так теперь говорят. Опять же, Шемякин. Свезло тамошним жителям. Определенно, свезло.
Кстати, еще о бедности и традиционной мусульманской одежде. Сообщалось на днях, что во Франции 31-летняя женщина-мусульманка, управлявшая автомобилем, была оштрафована сотрудником дорожной полиции на 22 евро за ношение паранджи — она, по мнению полицейского, ограничивала женщине обзор за рулем. Возмущенная женщина, которая была вынуждена открыть лицо для установления личности, в ходе пресс-конференции назвала себя жертвой произвола и дискриминации. Новый поворот дело приобрело через пару дней, когда неожиданно выяснилось, что муж оштрафованной — живет с 4 женщинами, от которых у него 12 детей. При этом все женщины зарегистрированы как матери-одиночки и получают от французского государства денежное пособие. И теперь любителям традиционной одежды не только паранджу припомнят, но и гражданства могут мужа лишить. И даже про терроризм заговорили. Вот они, паранджи-то.
Проблема интеграции представителей самой мирной из религий в европейское общество, впрочем, регулярно порождает дискуссии о дискриминации и антидискриминации. Недавно в Германии политика турецкого происхождения, мусульманку (при этом члена Христианско-демократического союза) назначили министром по социальному развитию одного из регионов. Новоназначенная тут ж потребовала убрать из государственных школ распятия. И высказалась против ношения в школах хиджаба. Свою точку зрения она мотивировала тем, что школы должны быть религиозно нейтральны. А также призвала турок отдавать детей в государственные детские сады, пообещав сделать дошкольные учреждения Нижней Саксонии более привлекательными для мусульман. Ну, видимо, если распятий не будет. А то ж дискриминация получается — мусульманину распятие видеть. Непорядок.
Разумеется, антидискриминационные борения не прекращаются и в цитадели демократии. Верховный суд США начал рассмотрение вопроса, имеет ли право университет отказать в поддержке христианскому студенческому кружку, если тот не желает принимать в свои ряды открытых гомосексуалистов и неверующих. Поводом для иска стала история Христианского юридического общества, созданного в 1961 году студентами Гастинского юридического колледжа при Университете Калифорнии. Желающим вступить в Общество предлагалось подписать клятву, включавшую исповедание христианской веры и обещание хранить верность Христу. Университет отозвал регистрацию Общества, поскольку нашел его деятельность «не соответствующей школьной политике, требующей, чтобы членство в организации было открыто для всех».
То есть, в кружок отличников, например, ежели такой будет создан, должен иметь право вступить двоечник. Это же справедливо, правда? Иначе будет дискриминация альтернативноодаренных. А этого никак нельзя допустить. Как и христианства.
От редакции