Отрок.ua | Вика Каушанская | 30.04.2010 |
Конфликты, ссоры, обиды, бесконечные упрёки… Почему без них не обходятся взаимоотношения, казалось бы, любящих друг друга людей? Почему двоим иногда кажется невозможным сосуществование на одной планете? Даже тем, кто давал обещание быть вместе в радости и в горе, в богатстве и в нищете, в любых испытаниях, которые готовит жизнь… Неужели они такие разные — мужчина и женщина? И если блаженный Августин назвал брак раем на земле, отчего так трудно разглядеть дорожные знаки и указатели, ведущие в этот «рай»?
Есть главный порок, от которого терпят все желающие создать семью, малую Церковь, — это самолюбие, эгоизм или гордость. Гордость является одним из самых острых углов, о который больно ранятся недавние влюблённые, а теперь самые отчаянные противники. Не раз и не два, а тысячи и тысячи раз надо будет восставать из пeпелища чувств и эмоций, забывать, прощать, покрывать своим великодушием то, что, казалось бы, простить нельзя. И как тут победить своё «я», которое, вопреки апостолу Павлу, как раз всегда «ищет своего»?
Гордость — генеральный штаб всех страстей, а её главнокомандующие — гнев, осуждение, злопамятство, зависть… Ударить по этому штабу и победить можно только любовью. Для этого необходимо правильно понять сущность любви, вопреки тому опошленному заменителю, который предлагает современный мир. В своё время меня поразили слова неизвестного автора: «Любовь — это такая степень открытости и уязвимости перед другим человеком, при которой вы позволяете ему ранить себя и при этом продолжаете оставаться полностью беззащитным». В такой любви, как говорил старец Паисий Святогорец, «эссенция доброты, любовь большой благодарности, вся доброта и смирение… чистая любовь смиренного человека, который совершенно не ищет своего в том, что он делает». О способности любить в браке удивительно сказал митрополит Антоний (Блум): «Будучи раненным в самое сердце — не отвечать ни горечью, ни ненавистью; простить, принять, потому что ты веришь, что жестокость, измена, непонимание, неправда — вещи преходящие, а человек пребывает вовеки».
Каждый из супругов жалуется на нехватку любви и в течение многих лет ждёт урожая там, где сам ничего не посеял. Отдавать, не ожидая ничего взамен, любить без ожидания награды сможет далеко не каждый, но тот, кто сможет, и будет по-настоящему счастлив. Как сказал Стендаль, «любовь — единственная страсть, оплачиваемая той же монетой, которую сама чеканит».
Нет, речь вовсе не идёт о том, что надо закрывать глаза на недостатки друг друга и увлекаться теорией непротивления злу. Любовь должна быть требовательной, но «требовательность в любви сказывается прежде всего в том, чтобы уверить человека, что он бесконечно значителен и ценен, что в нём есть всё необходимое, чтобы вырасти в большую меру своей человечности» (митрополит Антоний). Помочь другому расти — это подвиг. Для того чтобы вдохновлять ближнего, надо самому обладать духовным тактом и милосердием. Нужно уметь, не ломая, не раздавливая тракторными гусеницами личность, терпеливо говорить любимому, как вас больно ранит его равнодушие. Выдающийся переводчик и Человек с большой буквы Наталья Трауберг вообще говорила: «Ты отойди в сторону и предоставь место Богу». Эти слова — «предоставь место Богу» — повторяются в Писании с завидной частотой. Но много ли вы видели людей, которые эти слова «услышали»? Уступить место Богу и просто ждать, когда Он Своим Промыслом всё расставит по местам, сможет только смиренный.
Святые отцы во все времена говорили о том, что имеющий смирение имеет все добродетели. И в Евангелии сказано: Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать (Иак. 4, 6; Пет. 5, 5). Снова приведём слова блаженной памяти старца Паисия Святогорца: «Где нет любви и смирения, там обитает враг, и люди вместе с ним уже здесь живут, словно в аду, и день ото дня ухудшают свою участь в другой жизни».
Осталось только понять — хотим ли мы любить или только быть любимыми? И кого хотим любить — себя или ближнего?