Фонд стратегической культуры | Игорь Томберг | 29.04.2010 |
Для реализации сухопутной части проекта за рубежом уже подписаны межправительственные соглашения с Болгарией, Сербией, Венгрией, Грецией, Словенией и Хорватией. Заинтересованность в своем участии в проекте выразила Румыния.
Российские поставки обеспечивают 94% импорта природного газа Австрии. Расположенная в самом центре Европы, Австрийская республика играет важную транспортную роль. Через нее идут поставки российского газа в Италию, Францию, Германию, Венгрию, на Балканы. В 2006 г. учрежденные Газпромом и OMV газовые компании начали прямые продажи газа на рынке Австрии. В 2008 г. Газпром получил 50% долю в Центрально-Европейском Газовом Хабе (ЦЕГХ) в Баумгартене — конечной точке важнейших трансъ-европейских газопроводов, в т. ч. и Nabucco.
В Италии В. Путину удалось разрешить внутреннюю проблему консорциума Газпром — ENI (50%/50%), связанную со строительством «Южного потока». Речь идет о присоединении к проекту французской Electricite de France (EdF). По итогам встречи В. Путина и С. Берлускони заявлено, что ОАО «Газпром» ENI отдадут французской компании по 10% в проекте. Соглашение о вхождении Electricite de France в состав акционеров «Южного потока» будет подписано в июне 2010 г. в Санкт-Петербурге. На этом позитивном фоне как-то затерялась тема участия ENI в прибыли от продажи газа на всех участках «Южного потока», ставшая недавно одним из поводов для взаимного обмена обвинениями. И уж наверняка не обсуждалось недавнее заявление главы Eni Паоло Скарони насчёт объединения части «Южного потока» и Nabucco.
Идея была рождена кардинально изменившимися условиями на европейском рынке газа. Если Nabucco испытывает трудности с наполнением, то «Южный поток» — со спросом. Можно согласиться с главой Газпрома А. Миллером в том, что сюжет со сланцевым газом слишком напоминает PR-кампанию и не отразится на европейском рынке в долгосрочном плане. Однако глобальный кризис, «зеленая энергетика», даже исландский вулкан оказали на спрос мощное понижающее давление. Желающих увеличить закупки российского газа по долгосрочным контрактам что-то не видно. В уже строящемся проекте «Nord Stream» удалось пока продать лишь 22 млрд. куб. м газа, в том числе 13,5 млрд. — компаниям, входящим в группу «Газпром».
Инициаторы проекта ориентируются на прогноз Газпрома о росте спроса на газ в странах ЕС на 200 млрд. куб. м в среднесрочной перспективе. Однако нет гарантий, что этот прирост потребления будет удовлетворяться российским газом. Во всяком случае, пока в европейских закупках растёт доля Норвегии и Катара, одновременно подогревается интерес европейцев к таким поставщикам, как Нигерия или Экваториальная Гвинея. И дело не только в снижении зависимости от России, но и в создании конкурентного рынка, что уже снизило цену на газ.
Судя по всему, обеспечить сбыт газа «Южного потока» можно только за счет сокращения его транзита через Украину. При этом ценовая конъюнктуре на газовом рынке неблагоприятна, и вопрос рентабельности «Южного потока» (как и «Северного», впрочем) весьма актуален. Стоимость только подводного участка оценивается в $ 6−10 млрд., а общий бюджет проекта — до $ 25 млрд.
«Южный поток» задумывался, чтобы исключить риски транзита российского газа в Европу через территорию Украины. Однако этот проект объективно порождает ещё большие транзитные риски. Двухлетняя торговля со всеми транзитными странами по маршруту «Южного потока» до сих пор не закончена. Предстоит подписать соглашения с Италией и Турцией. А с учётом постоянных неприятных сюрпризов со стороны Болгарии — возможно, и с Румынией. И возникает вопрос: не проще ли вместо сооружения подводной трубы за $ 25 млрд. добиться внесения поправок в украинскую конституцию и заняться реконструкцией украинской ГТС на правах совладельца? Наверное, не проще, но дешевле. И стратегически — вернее.
Есть над чем подумать в эпопее с газоснабжением Южной Европы. Подписанное в Вене соглашение планировалось как финальное, но в новых условиях точка превращается в многоточие.
Во всяком случае, из Милана В. Путин отправился в Киев.
________________________
Игорь ТОМБЕРГ — руководитель Центра энергетических и транспортных иссле-дований Института востоковедения РАН, профессор МГИМО МИД России.
http://www.fondsk.ru/article.php?id=2973